- Вам удалось восстановиться после битвы за СК?
- Очень быстро я восстанавливаюсь - так уж устроен мой организм. Вот уже 30 лет я сплю четыре часа в сутки, и этого мне вполне достаточно. Несмотря на свою огромную любовь к русскому народному творчеству, я не воспитывался, как многие мои соотечественники, на фольклоре. Это когда Иванушка-дурак лежал-лежал на печи, потом женился на царице, полцарства отхватил и стал как сыр в масле кататься. Так уж устроен русский человек, что хочет все и сразу. Иначе откуда появились пирамиды "МММ" и прочие способы массового надувательства? Да как раз из нашей наивности и веры в скатерть-самобранку! Мы лежим на диване, а денежки капают - это как? Обмануть можно только таких фольклорных людей, как мы. Ведь немец сразу задастся вопросом: "А откуда денежки возьмутся, если я вложил всего пять марок, а жду пять тысяч?" Так и мои противники по Союзу кинематографистов, устроившие смуту, хотели в одночасье все прибрать к своим рукам и стать во главе союза. Но они не понимали одной простой вещи: выигрывает не самый умный и даже не самый хитрый, а самый добрый.
- А выселение редакции журнала "Искусство кино" из помещения, где она находилась в течение многих лет, это не акт мести?
- Я же не завхоз, который непосредственно занимается вопросами сдачи в аренду или не сдачи в аренду. Журнал "Искусство кино", как доказали адвокаты тех же людей, которые подавали на меня иски в прокуратуру, в суд, незаконно сдает помещения семи организациям по субаренде, ничего при этом не платя Союзу кинематографистов. Более того, руководство журнала распространяет слухи о том, что какие-то деньги наличными, якобы от прибыли за сдаваемые помещения, они давали руководству Союза кинематографистов, и мне в том числе. Было это или не было - разберутся правоохранительные органы, куда поданы заявления. Хочу напомнить, что есть определенные сроки аренды и правила, на основе которых существует договор. Если обе стороны соблюдают условия и не имеют друг к другу претензий, то их деловое сотрудничество продолжается, в противном случае они расторгают соглашение. Я не понимаю и не принимаю, когда люди живут по двойным стандартам: когда им выгодно - мы друзья-товарищи, а когда не выгодно - они белые и пушистые, а другая сторона - воры и эгоисты. Так в приличном обществе не делается. Замечу, что лично я не занимаюсь ни выселением журнала "Искусство кино", ни выяснением отношений с его редактором. В Праге я заканчиваю снимать свой фильм "Утомленные солнцем-2". А в Москве есть компетентные люди, которые обязаны провести полный аудит всех договоров, заключенных в свое время Союзом кинематографистов, и сейчас они этим занимаются. Что касается претензий, выдвинутых прежнему составу руководства Союза кинематографистов (а после майского пленума в правлении произошли изменения, в частности секретарем Союза избран всеми уважаемый Николай Бурляев), то мы их постепенно исправляем. Только невозможно, чтобы мы со своей стороны исправляли то, что не нравится нашим оппонентам, а что их устраивает, оставили по-прежнему. Этим людям не приходило в голову, что поступать так нечестно и противозаконно. Все-таки мы пытаемся жить в правовом государстве, по его законам.
- У журнала "Искусство кино" есть друзья и покровители, среди которых такие уважаемые режиссеры, как Андрей Звягинцев, Сергей Соловьев. Не боитесь нажить себе новых врагов с мировым именем?
- Я понимаю, что на этой ситуации с журналом "Искусство кино" будут делать очередную истерию, как это было с Домом ветеранов кино. Но на чрезвычайном Съезде Союза кинематографистов, который состоялся 30-31 марта в Гостином Дворе, я подробно, с приведением фактов, цифр и юридических документов, рассказал всю правду о возникновении проблемы с помещением Дома ветеранов кино. Но и эту проблему Союз кинематографистов сейчас решает. А сколько клеветнических писем было написано про узурпатора и злодея Михалкова, который якобы выгоняет на улицу ветеранов кино. При этом мои противники (будем называть вещи своими именами), которые уже столько лет обвиняют меня во всех грехах, молчат о том, что все суды они проиграли.
- Вас обвиняют в том, что уж слишком сильно вы любите власть и всеми силами дер-житесь за нее. Неужели это преувеличение?
- Настало время каждому из нас наконец-то определиться и сделать выбор: кто ты, с кем ты и куда идешь. Дело в том, что неопределенность в такой стране, как Россия, с ее масштабами, разными народами и культурами, - самое страшное и опасное, причем не только для самой России, но и всего мира. Не секрет, что эта неопределенность нередко порождается искусственно, чтобы неким дельцам было удобно половить рыбку в мутной воде. Безвластие в России - источник всех бед и беззаконий. Когда нет вектора, это чрезвычайно опасно. Я не люблю власть, но хорошо осознаю, к чему может привести ее отсутствие или когда у власти люди, которые не любят Россию.
- Думаете, что личность и творчество Никиты Михалкова ни у кого не вызывает сомнений и противоречивых оценок?
- Я давно привык к тому, что при желании все мои слова и действия могут быть искажены. К сожалению, перевирают не только мои высказывания, но и куда более философские мысли. Например, в последнее время любят повторять фразу: "Патриотизм - последнее убежище для негодяев". Хотя правильно звучит так: "Патриотизм - последнее убежище даже для негодяев". Выкидывают маленькое словечко "даже", и весь смысл меняется с точностью до наоборот. Еще нам предлагают быть понятными, то есть усредненными, подогнанными под общий масштаб. А я не хочу быть понятным. Но страстно хочу быть понятым. Чтобы люди из разных уголков земли захотели побольше узнать обо мне, посмотреть мои фильмы и таким образом понять. Имею в виду не только себя, Никиту Михалкова, а русского человека вообще.
- Хотите сказать, что русский человек больше всего на свете нуждается в понимании? Но почему?
- Я придумал формулу русского человека: "Русский - это тот, у которого чего-нибудь нет, причем нет, да и не надо". Именно эта особенность русского характера очень непонятна всему миру. Когда у рядового россиянина спрашиваешь: "Ты хочешь машину?", он отвечает: "Хочу". А когда рассказываешь ему, что надо сделать, чтобы заработать машину, он сразу же отмахивается: "О, мне это не надо. Уже не хочу". В душе русского человека извечно происходит борьба Обломова со Штольцем, описанная Гончаровым в романе "Обломов", который в свое время я экранизировал. Мой ближайший друг Паша Лебешев, к сожалению, уже ушедший из жизни, мечтал о таком аппарате, чтобы бросить в него 15 копеек, а оттуда посыпались бы миллионы. Это даже не страсть к дармовщине, а желание чуда, а еще несерьезное отношение к деньгам. Ну не может русский человек работать только за деньги, пусть даже очень большие, какие бы рыночные отношения ни толкали его к этому. Из-за этой национальной черты нас не понимают ни американцы, ни китайцы, ни французы, ни англичане. На всей земле только русский человек не будет строить свою жизнь ради материального благополучия.
- Вы принимали участие в работе Русского Собора 22 мая в храме Христа Спасителя, о чем там говорилось?
- На Форуме православных народов - Русском Соборе - шел серьезный разговор об опасности гибели народа от алкоголя, о безысходности жизни, приводящей к алкоголизму, а также о таком досадном явлении, когда вопрос "как жить?" стал главнее вопроса "зачем жить?", что противоречит нашей культурной традиции. Очень хочу верить, что этот форум послужит толчком к реальным переменам в стране. Важно, что начатый разговор мы продолжили на кинофоруме "Золотой витязь" в Липецке и в процессе большого круглого стола разработали официальное Обращение к президенту России, которое я пообещал передать Дмитрию Медведеву лично в самое ближайшее время.
- Недавно вы уже встречались с президентом страны, и ваш разговор увенчался конкретными результатами, в частности выделением огромной суммы на оснащение ВГИКа. Свидетельствует ли это о том, что правительство намерено в эпоху кризиса серьезно поддерживать отечественное кино?
- Все это так, но процесс, который начался, не сиюминутный. Сегодня государство выделило 4 миллиарда рублей для оснащения ВГИКа, и это, на мой взгляд, внушает большие надежды. Велико внимание к нашему кино и на государственном уровне: кто будет выходить из стен ВГИКа, какие картины будут сниматься. Но рано ждать быстрого результата, просто нужно не останавливаться. Могу сказать, что у нас, кинематографистов, благодаря поддержке государства появилась возможность ровно дышать, не впадая в истерику.
- Значит, для режиссеров и актеров экономический кризис уже не так страшен, как его малюют?
- Если государство хочет, чтобы за счет кинематографа выполнялись важные задачи, оно должно за это платить. Государство не вправе требовать выполнения своего заказа за счет средств, которые оно выделяет Министерству культуры на другие цели. Кроме этого Союз кинематографистов обязан иметь свои фонды, за счет которых он будет поддерживать и студенческое кино, и артхаусное кино, и маленькие фестивали - все то, что не вписывается в государственную политику. Что же касается влияния экономического кризиса на режиссеров, то многие художники и в кризис найдут возможность снимать то кино, которое хотели снимать и которое вынашивали годами. А помогать молодым, прогрессивным, конечно же, необходимо. Этим вплотную займется Союз кинематографистов России.
- Как скоро состоится премьера вашей картины "Утомленные солнцем-2"?
- Осталось снять еще совсем немного: Бог даст, завершим весь съемочный процесс к концу июня. Надеюсь, что 9 мая 2010 года, в День Победы, состоится премьера фильма "Утомленные солнцем-2".
10 лучших фильмов Михалкова-режиссера
1. "Свой среди чужих, чужой среди своих" (1974)
2. "Раба любви" (1976)
3. "Неоконченная пьеса для механического пианино" (1976)
4. "Пять вечеров" (1978) с Людмилой Гурченко в главной роли
5. "Несколько дней из жизни Обломова" (1979)
6. "Родня" (1981)
7. "Урга: территория любви"(1991)
8. "Утомленные солнцем" (1994)
9. "Сибирский цирюльник" (1998)
10. "12" (2007)
Досье
Никита Михалков, режиссер, актер, президент Союза кинематографистов
Родился 21 октября 1945 года в семье детского писателя Сергея Михалкова и писательницы Наталии Кончаловской. Предки - художник Василий Суриков и Петр Кончаловский. Начал сниматься в кино с 14 лет, а в 18 сыграл главную роль в фильме Георгия Данелии "Я шагаю по Москве". Перевелся с актерского факультета Щукинского училища на режиссерский факультет ВГИКа (мастерская Михаила Ромма). Служил с 1971 по 1973 год на Камчатке на атомном подводном флоте. Снял "Свой среди чужих, чужой среди своих" в 1974 году. Сыграл в 74 фильмах. Получил в 1984 году народного артиста России. Женат вторым браком на Татьяне Михалковой, от которой у него трое детей: Артем, Анна, Надежда - все актеры. От брака с актрисой Анастасией Вертинской - сын Степан (ресторатор). Обладатель премии "Оскар" за фильм "Утомленные солнцем", "Золотого льва" за картину "Урга: территория любви", спецприза в Венеции за фильм "12".