В воскресенье GM не удалось договориться с кредиторами. Концерн был вынужден оградить себя от них иском о добровольном банкротстве.
Прощание с эпохой
Положение компании, отмечают эксперты, давно вызывало опасения. Продажи GM в 2008 году не позволили ей удержать пальму первенства, упав на 11% - до 8,35 млн. автомобилей. Более успешная Toyota спихнула GM с верхней строчки мирового рейтинга автопроизводителей, которую компания занимала последние 77 лет. Финансовые показатели GM также далеки от идеала: только за первый квартал 2009 года автогигант получил убытки в размере 6 млрд. долларов, а долги превысили 172 млрд. долларов. За последние три года общая сумма убытков составила 82 млрд. долларов. Для сравнения: Резервный фонд России на конец мая составлял около 100 млрд. долларов.
"Это нормальная ситуация завершения жизненного цикла крупной компании-долгожителя, - высказал "Труду" свое мнение генеральный директор экономико-правовой школы компании ФБК Сергей Пятенко. - Фактически это закат легенды".
Согласно исковому заявлению GM создаст новую компанию Auto Acquisition Corp., в которой 60% будет принадлежать правительству США. Она выкупит большинство активов автогиганта. Заводы останавливать не планируется.
Вчера подтвердилась неофициальная информация о том, что в ходе банкротства концерн закроет 14 заводов (13 - до конца 2010-го и 1 - в 2012 году) и уволит около 21 000 сотрудников. Правительство США обещало выделить компании 30 млрд. долларов помимо выданных ранее 19 млрд. долларов. Оно же возьмет на себя долги GM. Европейские бренды компании планируется продать. GM уже распрощался с Opel и выставил на продажу Saab.
Михаил Пак из ИФК "Метрополь" отметил, что для Toyota банкротство ее основного конкурента - новость скорее тревожная. "GM является крупным поставщиком компонентов на американские заводы японского концерна, - сказал он. - Если в результате банкротства у американцев возникнут серьезные проблемы, Toyota сильно рискует".
По его словам, активы автогиганта будут поделены на прибыльные и убыточные. "Первые останутся в составе GM, вторые, видимо, будут проданы", - сказал эксперт. "General Motors стала клеить свои бренды куда ни попадя, и это повредило не только имиджу, но и продажам", - считает аналитик ИК "Брокеркредитсервис" Севастьян Козицын. По его мнению, GM может расстаться не только с европейскими, но и с частью американских брендов.
Русский след
В России концерну принадлежит совместное предприятие с "АвтоВАЗом", которое выпускает Chevrolet Niva, а также завод под Санкт-Петербургом, производящий внедорожники. Продажи автомобилей марки Chevrolet в России в 2008 году выросли на 24% - до 235 500. Пока неизвестно, входят ли эти предприятия в число 14 заводов, которые GM намерена закрыть.
"Мы осведомлены о существующих проблемах в корпорации GM и внимательно следим за развитием событий, - сказали "Труду" в пресс-службе GM-AVTOVAZ. - В данный момент изменения, происходящие в GM, никак не сказываются на работе СП. Предприятие работает в обычном режиме в соответствии с планом". По мнению Севастьяна Козицына, банкротство GM никак не отразится на довольно успешных российских активах. "Сборочные площадки компании в России достаточно прибыльны и привлекательны, - соглашается с ним Михаил Пак. - Поэтому, скорее всего, они останутся в GM - расставаться с ними во время кризиса было бы неправильно".
Что будет с брендами GM
SAAB
Собирает автомобили с 1949 года на территории Швеции. В 2000 году приобретена GM. В начале 2009 года выставлена на продажу. Основные претенденты на покупку - Fiat и производитель спорткаров Koeningsegg (Швеция).
Opel
Выпускает авто с 1899 года. 6 заводов в Европе (Германия, Испания и Бельгия). В мае 2009 года GM распродала Opel: 35% акций достались Сбербанку РФ, 20% - канадско-австрийской компании Magna, 35% - GM.
Chevrolet
Основан в 1911 году, с 1917 года входит в GM. Компания собирает автомобили в 18 странах, в том числе в России.Chevrolet - один из брендов, который GM решила сохранить после банкротства.
Cadillac
Основан в 1902 году, через 7 лет компанию приобрел GM. Специализируется на автомобилях класса люкс, собираемых только в США.После банкротства GM оставляет Сadillac у себя.
GMC
Выпускает автомобили с 1901 года, с 1909 года управляется GM. Компания производит только грузовики и внедорожники в США и Канаде. В результате банкротства остается под контролем GM.
Фокус "Труда"
Что происходит с GM
General Motors является крупнейшей в мире автомобильной компанией. Представительства GM открыты более чем в 200 государствах. Общая численность работников компании до кризиса превышала 300 тысяч человек. Сейчас автогигант предлагает всем сотрудникам, которые согласятся уйти раньше на пенсию или добровольно уволиться, получить от концерна купон на авто на 25 тысяч долларов и денежную компенсацию.
Всего планируется сократить 21 тысячу человек на 14 предприятиях компании. В московском офисе компании работают 270 сотрудников. GM в России реализует свою продукцию через дилерскую сеть, состоящую из 154 компаний, работающих в 55 городах на территории страны.
В России находятся три завода автогиганта: в Тольятти, где выпускается Chevrolet Niva, в Калининграде (собираются Hummer, Chevrolet Epica и Lacetti) и в Шушарах под Санкт-Петербургом (внедорожник Chevrolet Captiva). Средняя заработная плата на последнем предприятии составляет 24 тысячи рублей.