В политических кругах законодательная инициатива президента РФ сразу же вызвала жесткую полемику. Копья ломаются вокруг трех базовых положений: норм, определяющих порядок регистрации инициативной группы по организации федерального референдума, условий его непосредственного проведения, а также финансирования плебисцита. По ныне действующему закону президент назначает референдум, когда собрано 2 миллиона подписей граждан России. Для этого необходимо: создать инициативную группу числом не менее 100 человек, зарегистрировать ее в избирательной комиссии любого субъекта Российской Федерации, собрать за 3 месяца нужное количество "автографов" и передать подписные листы в ЦИК.
Сейчас по-прежнему надо собрать 2 миллиона подписей. Однако инициативная группа теперь должна состоять из региональных подгрупп, зарегистрированных "более чем в половине субъектов РФ" (то есть как минимум 45) и состоящих (каждая) не менее чем из 100 местных жителей. Общее число инициаторов референдума, таким образом, автоматически увеличивается до 4500 человек. Но прежде чем обратиться в комиссию субъекта РФ с ходатайством о регистрации региональной подгруппы, "инициативщики" обязаны провести свои местные собрания, о чем непременно должны уведомить местную избирательную комиссию, а та в свою очередь - ЦИК.
После регистрации инициативной группы в ЦИК на сбор подписей отводится 45 дней. И если сейчас собирать подписи может кто угодно, то по новому закону - только члены подгрупп и лишь на своей территории.
В соответствии с законопроектом инициативная группа по проведению референдума, а также каждая инициативная агитационная группа обязаны создавать фонды референдума для финансирования своей деятельности. Предельный размер расходования средств фонда референдума составляет 250 миллионов рублей. Указанная сумма подлежит индексации с учетом уровня инфляции. Референдум признается состоявшимся, если в голосовании приняло участие более половины участников референдума, внесенных в списки участников. Решение считается принятым, если "за" проголосовало более половины участников референдума, принявших участие в голосовании.
Наиболее жестко противятся законодательной инициативе коммунисты, усмотрев в ней нарушение демократических свобод. Сторонники обновления закона уверяют, что новая редакция препятствует политизации референдумов, ставит преграды политическим демагогам в достижении узкокорыстных партийных целей и тем самым, наоборот, обеспечивает общенародный характер референдума. "Процедура организации референдума усложняется, делается более жесткой, - говорит первый заместитель председателя Государственной Думы Любовь Слиска, - но качество подготовки самого референдума повышается".
В отличие от коммунистов лидер парламентской фракции "Родина" Дмитрий Рогозин какой-то угрозы для политической деятельности своих единомышленников в новой редакции не видит. "Нас эта инициатива очень устраивает, поскольку справиться с проведением референдума может только реальная политическая партия, каковой "Родина" и является", - говорит он.
Как считает президент фонда "Политика" Вячеслав Никонов, предложенный законопроект предполагает более сложную процедуру, и это шаг в правильном направлении. "Он не позволяет небольшим политически активным группам популистов использовать референдум для подрыва стабильности конституционного строя России", - подчеркнул политолог.