Проиллюстрировать основное содержание "Белой книги" на примерах из жизни любезно согласился знакомый пенсионер Чжан Дуншэн - завсегдатай симпатичного парка "Житань" ("Храм Солнца"), что в пяти минутах ходьбы от трудовского корпункта. Для своих 73 лет он выглядит на удивление свежо и даже молодцевато - видимо, сказываются многолетняя езда на велосипеде и привычка ежедневно делать утреннюю зарядку в парке на свежем воздухе, а главное - жизнелюбие и доброжелательное отношение к окружающим.
- Посещение парка для меня и людей моего поколения вовсе не бесплатно - на правах обладателя "лаоняньчжэн" (удостоверения личности престарелых) оформляю абонемент на целый год по льготной цене за 40 юаней (менее 5 долларов) и могу находиться там сколько душе угодно. Приходится платить - опять же, как всем нам, старикам, - и за общественный транспорт, разве что пользуюсь им очень редко, особенно метрополитеном.
Из дальнейших пояснений Чжана следует, что за транспорт в Китае платят практически все, включая военнослужащих и детей ростом выше одного метра. Исключение составляют лишь "лисюдэ", то есть вышедшие на пенсию "ганьбу", кадровые работники партгосаппарата. В отличие от "туйсюдэ" (обычных пенсионеров) представители этой категории населения располагают целым рядом социальных льгот сообразно занимавшейся должности - чем выше ранг, тем их больше.
По словам типичного столичного пенсионера, каким считает себя Чжан Дуншэн, все жилищно-коммунальные услуги в трехкомнатной квартире площадью почти 80 квадратных метров, занимаемой его семьей из пяти человек (он с супругой, а также старший сын с женой и ребенком-школьником), оплачиваются из своего кармана, без каких-либо компенсаций и льготных тарифов. Благо, цены не кусаются.
Возмещение расходов по медицинскому обслуживанию, рассказывает собеседник, начинается лишь с 1300 юаней (156 долларов). То есть, если фактическая плата за год превысила эту планку, то государство в лице местного бюро по делам гражданской администрации компенсирует половину израсходованной сверх этой нормы суммы, а тем, кому уже за 70, возмещается не менее 70 процентов.
Чжан поведал, что пенсия у некоторых из его сверстников, проработавших на предприятиях общественной собственности, не превышает 400 юаней (48 долларов). А это означает, что среди столичных пенсионеров немало тех, кто перебивается за чертой прожиточного минимума, установленного для Пекина в 510 юаней (61 доллар).
Впрочем, заметил 73-летний оптимист, конкретные размеры как пенсий, так и социальных выплат разнятся по регионам КНР, а работники частного сектора и труженики села вообще не охвачены системой пенсионного обеспечения. Подвижки в сфере социальных гарантий для занятых в этих сферах экономики лишь только начинаются. Старикам приходится рассчитывать на собственные силы, экономя и откладывая про запас - по мере возможности.