Мне с молодых лет посчастливилось изучать богатейшую историю открытия чудесного лика русской иконы, освобождения из векового плена неземной красоты ее, заточенной под слоями темной олифы и поздних записей. Драгоценные свидетельства этого возрождения я познавал не из одних только книг, каталогов, научных статей и реставрационных документов. Учителя мои, подарившие радость общения с миром русской иконы, сами принимали непосредственное участие в начальном этапе раскрытия древних иконописных образцов и тесно общались с основателями отечественной школы реставрации.
Работая реставратором, я смог воочию убедиться в мужестве, стойкости и бескорыстии тех, кто, несмотря на систематические запреты и приказы со стороны начальства, местного и вышестоящего, в прямом смысле слова спасал от гибели сокровища, которыми мы должны гордиться и сохранять их для потомков.
Тесное профессиональное сотрудничество с историко-художественными музеями позволило мне организовать десятки крупных выставок древнерусской иконописи. Удивляюсь теперь и понимаю, что лишь промысел Божий помог тогда обойти атеистическое противодействие всему связанному с религиозным искусством. Выставочный зал Союза художников СССР был расположен на Кузнецком мосту, 20, рядом с приемной КГБ, и именно здесь состоялись вернисажи иконных выставок "Живопись древней Карелии", "Живопись древнего Пскова", "Живопись Ростова Великого". Показы эти вызывали огромный, неподдельный интерес: длинные очереди выстраивались в любую погоду - даже лютый мороз не останавливал желающих соприкоснуться со светлым миром русской иконы. А в моей маленькой комнатке для гостей побывал весь творческий мир Москвы - от Василия Шукшина и Андрея Тарковского до Дмитрия Шостаковича и Евгения Светланова.
Противоречивые процессы, сопровождающие перестройку, устранили, слава Богу, атеистические порядки и гонения на верующих. Празднование 1000-летия Крещения Руси, восстановление Свято-Данилова монастыря, а потом открытие многочисленных храмов и обителей вселили надежду на торжество православия в России. Созданная при Советском фонде культуры Ассоциация реставраторов СССР, которую мне доверили возглавить, приняла активное участие в добром, законном деле возвращения церкви изъятого в свое время у нее имущества. Важным разделом в деятельности Ассоциации реставраторов стало создание Фонда сохранения православной культуры. Инициатором появления этой организации, занимающейся передачей в действующие храмы иконных собраний, стал коллекционер Владимир Строковский. С помощью Ассоциации российских банков и ее тогдашнего руководителя С. Егорова к этой благородной деятельности удалось привлечь и представителей крупного капитала. Более 30 храмов Москвы, а также древний монастырь на Валааме получили в безвозмездное пользование свыше тысячи икон XVII-XX веков, тщательно отреставрированных и пригодных для украшения церковных интерьеров.
Огромное значение деятельности фонда придавал Святейший Патриарх Алексий II, как правило, лично присутствовавший на торжественных актах передачи икон, неизменно подчеркивая при этом духовно-возрожденческое значение возвращения церкви намоленных святынь.
Во время нашей совместной работы в фонде я обратил внимание на особенно трепетное отношение В. Строковского к иконам богородичного цикла. Его идея создания при Патриархии музея икон Пресвятой Богородицы не оставила меня равнодушным. Володя советовался со мною, показывал очередные находки, заряжал меня своей энергией и увлеченностью. Основание же музея стало возможным, когда с нашей идеей ознакомился известный предприниматель, президент Фонда содействия развитию регионов С. Веремеенко, зарекомендовавший себя как крупный жертвователь и благотворитель. Совместно с ним вырабатывались концепция и принципы будущего музея.
Это будет своего рода мемориал, музей-храм и памятник, в котором каждый экспонат является живым, рукотворным свидетельством и напоминанием о чудотворных явлениях, связанных с именем Богоматери. По существу, речь идет о музее, аналогов которому нет в мире. Радует также, что, несмотря на церковный статус музея, его основатели выступают за самое тесное и разностороннее сотрудничество с музейными сотрудниками и научными специалистами. Это особенно важно, учитывая то обстоятельство, что постоянно пополняемая коллекция, уже сейчас насчитывающая более 400 икон, включает в себя редкие памятники, представляющие поистине бесценный материал для подробного исследования.
Первоклассно оформленный и профессионально отпечатанный типографией "Грошев-дизайн" альбом "Цвет неувядаемый" является своего рода фундаментальным проспектом Музея-собрания икон Пресвятой Богородицы. В его перспективных планах - устройство выставок в Москве и различных городах России, издание научного каталога. Новому музею, создаваемому стараниями собирателей, реставраторов, искусствоведов, историков церкви, поддержанному иерархами Московской патриархии и благородными жертвователями, предстоит большая жизнь во имя прославления Пресвятой Богородицы.