Главная Культура 00:11 01 Декабря 2017 3500
Зачем мучить котов?

«Союзмультфильм» ведет игру на выживание с авторами знаменитой картины про Простоквашино

Григорий Головин

Тема, поднятая Григорием Головиным в статье «Ты чей, кот Матроскин?», опубликованной в «Труде» 24 ноября, получила продолжение. Как раз в этот день «Союзмультфильм» и создатели «Простоквашино» мучили Кота Матроскина: они его и перетягивали из стороны в сторону, и «пилили», но так и не поделили...

Для начала «Союзмультфильм» выступил с заявлением, что придумавший историю про Кота Матроскина писатель Эдуард Успенский рассматривает предложение студии о выкупе за 5 млн рублей «Простоквашино». А тут подоспела еще новость: мультипликационный конфликт исчерпан, недавнее письмо Успенского главе государства возымело эффект. Давайте жить мирно? Не тут-то было!

Через несколько часов информленты выдали на-гора продолжение мультяшной истории. Эдуард Успенский опроверг радужные заявления «Союзмультфильма»: «По поводу оплаты сериала за 5 млн рублей на меня никто не выходил. Я узнал об этом предложении через прессу». Позже Успенский уточнил: когда-то представители студии пробовали с ним провести переговоры, но договориться не удалось.

Реакция «Союзмультфильма» не заставила себя ждать: студия озвучила свою позицию, согласно которой ей не требуется выкупать у писателя права на экранизацию его произведений. «Это наш жест доброй воли и огромного уважения к нему (Успенскому — ред.) и его произведениям», — заявили в «Союзмультфильме». Но то ли поторопились, то ли вспомнили, что уже 22 декабря Успенскому исполнится 80 лет, а это не только большой юбилей, но и новый повод обратиться к президенту:

В общем, в понедельник «Союзмультфильм» сделал новое заявление: он готов идти на мировую с автором. Но с небольшой оговоркой: компания «Союзмультфильм» намерена выпустить первые эпизоды нового анимационного сериала «Простоквашино» вне зависимости от того, какую позицию займет писатель Эдуард Успенский, однако компания заинтересована в урегулировании конфликта.

Ответа от Успенского пока не последовало. Зато его коллеги по цеху, те, кто работал на советской студии «Союзмультфильм» не одно десятилетие, молчать не стали. Владимир Николаевич Зуйков, заслуженный художник РСФСР, постановщик «Винни-Пуха» и других знаменитых мультфильмов, считает, что распоряжаться «тем, за что, как, кому платить, как платить посредникам — это не должен решать «Союзмультфильм», у него на это нет никаких прав: Этот новый вариант «Союзмультфильма» перестал вообще платить постановочные. Режиссеру платят примерно 10 тыс рублей в месяц — это ниже зарплаты уборщицы, никаких постановочных вообще нет. Что касается денег, выделяемых на производство фильма, то они ничтожны. Руководство «Союзмультфильмом» поручено людям, которые никакого отношения не имеют к анимации. Но они не забывают заключать договоры с разными организациями на продажу персонажей. А то, что получают авторы, смешно. Так за кино платить нельзя, иначе кино делать вообще бессмысленно».

Напомним, согласно постановлению правительства «О минимальных ставках авторского вознаграждения», авторам советских кино- и телепроизведений полагается выплачивать 20% прибыли от всех видов использования их творений. Однако «Союзмультфильм», по словам авторов, не торопится отдать художникам должное, хотя министр культуры РФ и рапортует о том, что «фактически эта киностудия возрождается с нуля». Тогда откуда же шквал возмущения?

Знаменитый художник-мультипликатор Юрий Норштейн негодует: «Что значит «с нуля»?! Получается, что все, кто работал на студии, они кто, валютчики что ли были, они ничего не сделали?! Тогда, ребята, давайте разделять. Возрождаете с нуля? Вот и возрождайте! А то, что было связано с «Союзмультфильмом», не трогайте! Почему они должны отбирать права на персонажей? Почему вдруг министр решил, что это все его? Каким-то образом вдруг приходит администрация, которая не допускает в свое правление ни одного творческого человека, и она будет руководить киностудией «Союзмультфильм». Вот почему я сам туда никогда и не пришел бы, и не приду, потому что пока худо-бедно мы еще выживаем в нашей маленькой студии. Но многие другие студии не выживают... Пока будет продолжаться это кумовство, о каком искусстве и о возрождении «Союзмультфильма» можно говорить?

Возмущение творцов любимых миллионами мультфильмов можно понять. Председатель правления «Союзмультфильма» Юлиана Слащева, по всей видимости, обладает разнообразнейшими источниками для финансовой подпитки своих начинаний — это и бюджеты министерства культуры, и деньги Российского союза правообладателей (РСП), и, как говорят, даже средства Российского фонда прямых инвестиций (РФПИ). Одним словом, хорошо возобновляемые источники.

Однако увидят ли эти деньги художники — неизвестно. Как с горечью отметил Леонид Викторович Носырев, художник-мультипликатор, режиссер, сценарист и заслуженный деятель искусств РФ, создававший «Антошку», «Бонифация», «Тигренка на подсолнухе», «Бременских музыкантов» и многие другие легендарные мультфильмы, «мы не защищены. Люди уходят, каждый год уходят в мир иной. Может быть, хотят в «Союзмультфильме» дождаться момента, когда вообще вымрут все авторы? На это и расчет?».

Такое положение художники назвали «игрой на выживание». При этом Владимир Энтин, ведущий специалист по авторскому праву в России, подчеркивает, что закон защищает не только художников, но и их наследников: «По закону полагаются авторские отчисления не только самим авторам, но и их наследникам, и все это должно длиться в течение 70 лет после того, как самого автора не стало. До меня дошли слухи о том, что студия пытается уйти от того, чтобы выплачивать положенное вознаграждение наследникам. Тогда возникает вопрос: а что остается от авторского права, когда деньги за него не платят ни авторам, ни их наследникам, а присваиваются некой организации, у которой нет за душой ничего, кроме похожего названия?».

P. S. Создается впечатление, что «дело кота Матроскина» оказалось не просто ссорой интересантов, а настоящей «войной миров» в лучших традициях Голливуда — пожилые авторы, создатели светлых образов нашего детства, борются с корпорацией «монстров». Будет ли хеппи-энд? Кто защитит художников, если единственная госорганизация в сфере мультипликации, как кажется, сегодня занимается главным образом нарушением авторских прав? Пока есть только вопросы.

Фестивальные хиты «Опасная близость» и «Актерище» появились в онлайн-кинотеатрах

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадры с сайта kinopoisk.ru

В Москве прошел фестиваль стриминговых платформ Original+, в котором приняли участие 11 ярких новинок. Гран-при завоевала комедия «Актерище» с Дмитрием Нагиевым в главной роли. А приз «За оригинальное...

100 лет назад родился великий актер Иннокентий Смоктуновский

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Фото: © Vadim Nekrasov, globallookpress.com

Помните забавный эпизод из фильма "Москва слезам не верит"? Середина 1950-х, праздничная толпа у входа в кинотеатр. "Вы тоже артист?" - спрашивают героини у мужчины, с которым только что поздоровался Георгий Юматов. "Да,...

Пройдемся по городу на Неве со сборником стихов Николая Заболоцкого

Ирина Смирнова, Санкт-Петербург
Труд
В 1929 г. Николай Заболоцкий снял комнату в Ленинграде на Большой Пушкарской улице, 36, в квартире № 9. Фото: Russian Archives, globallookpress.com

Классика русской поэзии Николая Заболоцкого (1903-1958), выдающегося переводчика не видно и не слышно в сегодняшнем Петербурге. Ни в топонимике, ни в городской скульптуре, ни в каких других популярных...

Сыгравший главную роль в фильме «Почтарь» актер, можно сказать, его спас

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
За Петровым интересно наблюдать каждую минуту его экранного существования, о его герое интересно размышлять. Кадр с сайта

С фестивального экрана - и сразу в широкий прокат. Такой стремительный путь проделал фильм Андрея Разенкова «Почтарь», который участвовал в программе только что завершившегося Московского международного кинофестиваля. Нынче этот...

Более 250 фильмов из 50 стран покажут на Московском международном кинофестивале, который стартует на днях

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадр из фильма «Семейное счастье» с сайта kinopoisk.ru

ММКФ — один из старейших кинофорумов в мире. На протяжении десятилетий фестиваль был для наших зрителей настоящим «окном в мир». Здесь представляли свои ленты Федерико Феллини, Марсель Карне, Анджей...

Телеканал «Россия» завершил показ сериала «Адмирал Кузнецов»

Сергей Беднов
Труд
Кадр с сайта kinopoisk.ru

На подходе еще дюжина проектов о Великой Отечественной. Хотя и так ежегодно появляется немалое количество фильмов о войне. Только чем их больше, тем чаще гложет сомнение: а все ли продюсеры, начиная работу,...

Вахтанговский театр показал на фестивале «Черешневый лес» коллективное сочинение «Солнце Ландау»

Любовь Лебедина
Труд
Байопик в стилистике клипов читается в виде последних известий из жизни гениального физика. Фото: tvoyplanetary/globallookpress.com

В нынешнем году мир отмечает 100-летие квантовой механики. У истоков которой стоял в том числе и Лев Ландау, выдающийся советский физик. Ну и при чем тут сцена? Не скажите! Вахтанговский театр решил показать...

Культура 00:06 / 18 Апреля 2025 5110
В десятку!

Топ-10 фильмов, которые нельзя пропустить на ММКФ

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Кадр из к/ф «Семейное счастье». Фото: kinopoisk.ru

Военной драмой «В списках не значился» по роману писателя-фронтовика Бориса Васильева 17 апреля открылся Московский международный кинофестиваль. Он продлится до 24 апреля. В программе киносмотра...

В отличие от персонажа Веры Алентовой из фильма «Москва слезам не верит» у теперешних героинь есть один надежный путь «наверх»

Сергей Беднов
Труд
Катерине Тихомировой приходилось очень несладко

На носу Первомай. Раньше он назывался День международной солидарности трудящихся. В конце 80-х она приказала долго жить, а определение «трудящийся» стало ассоциироваться с нехорошим словом «нищеброд»....

Соперничество двух российских кинопремий стало отдельным увлекательным сюжетом

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Фото: © Komsomolskaya Pravda, globallookpress.com

В московском театре «Маска» прошла церемония вручения премии «Ника». Наряду с «Золотым орлом» это одна из главных национальных кинопремий в нашей стране. За «Никой» даже...

Актер раскрыл «Труду» секрет своей отличной физической формы, а также кое в чем признался насчет работы

Элиза Светлова
Труд
Дмитрий уверяет: он пожилой человек, на ладан дышит. Что-то незаметно. Фото: Анатолий Ломохов, globallookpress.com

Сериал «Санкционер» снимают для телеканала СТС. Кино об олигархе, который попал под санкции, обеднел и вернулся в родной провинциальный городок. В главной роли — Дмитрий Нагиев. Запланировано 17 серий...

Вокруг шоумена постоянно возникают какие-то слухи

Труд
Фото: © Petrov Sergey, globallookpress.com

Почему-то вокруг этого человека постоянно возникают разговоры с изрядной дозой конспирологии. До февраля 2022-го для всех он был просто преуспевающим шоуменом, имеющим именную программу на Первом канале. Когда началась СВО,...

Вряд ли данные строки знакомы Бену Аффлеку, признавшемуся, что он ненавидел костюм Бэтмена

Труд
Фото: DC Entertainment/Zumapress.com, globallookpress.com

Любому зрителю, рожденному в СССР, конечно, памятны эти слова песни из новогодней комедии «Чародеи». Если кто забыл, продолжаются они так: «непринужденно, легко и вальяжно». Вряд ли данные строки знакомы...

Об этом читателям «Труда» рассказала оперная дива Василиса Бержанская

Ульяна Калашникова, Санкт-Петербург
Труд
Василиса Бержанская в опере «Анна Болейн», Немецкая опера (Берлин). Фото: Imago/Martin Müller, globallookpress.com

Творческий график оперной певицы Василисы Бержанской расписан на годы вперед, а ее рабочая неделя может проходить сразу в нескольких странах. Сегодня выступление в Венской опере, завтра — в Ла Скала,...

Режиссер хотел избежать сентиментальности, слащавости, и это ему удалось

Анна Чепурнова
Труд
В премьерном спектакле Сирано постоянно ведет бой. Фото с сайта театра «Сатирикон»

В «Сатириконе» Константин Райкин выпустил «Сирано де Бержерака» Ростана. Еще осенью он рассказывал «Труду» про то, что думал об этой постановке давно и что это единственный случай, когда на сцене его театра...

Московский музей Рахманинова на грани ликвидации

Елена Широян, искусствовед
Труд
Дому 6/2 на Большой Ордынке московские власти нашли другое применение. А Рахманинова попросили на выход с вещами… Фото из открытых источников

«Подыщем классику новый дом, попроще. И вообще, не слишком ли много в Москве музеев? А тут еще частные плодятся. И занимают здания в центре столицы!» Не так ли рассуждают в столичной...