Пять дней V Международного музыкального фестиваля Юрия Башмета на Южном Урале. Первый юбилей, первые традиции: обязательное участие мировых звезд, в числе которых всегда – камерный ансамбль «Солисты Москвы», обладатель престижнейшей музыкальной премии планеты «Грэмми». Свежий голос одного из самых молодых симфонических оркестров страны – Челябинского. Выступления виртуозов из Всероссийского юношеского симфонического оркестра под руководством Башмета… И – непременно что-то со словом «впервые»: новые фестивальные точки на карте Южного Урала (например, город автомобилестроителей Миасс). Дебют Детского симфонического оркестра Челябинской области, который фестиваль может в прямом смысле считать своим детищем…
Почему Южный Урал? На этот вопрос Юрий Башмет, число авторских фестивалей которого приближается к десятке и не прекращает расти, ответил: потому что в зале имени Прокофьева Челябинской филармонии – отличная акустика. Потому что Детская филармония приветлива к маленьким и большим зрителям. А главное – потому что сюда зовут и здесь тебя ждут.
Залы действительно были полными на всех фестивальных концертах. В самом деле – как пропустить, например, выступление победителя конкурса Чайковского Дмитрия Маслеева (Ре мажорный концерт Гайдна), который и в Москве-то играет нечасто? Чувствовалось, что классическая музыка, после двух лет пандемии и восьми месяцев военно-политических тревог, особенно нужна людям. И устроители ответили на этот интерес разнообразной программой, которую можно было бы озаглавить «От Баха до… Баха», поскольку, стартовав с Ре минорного клавирного концерта (солистка Ксения Башмет) и пролетев сквозь три века музыки, она в конце вернулась к знаменитой Арии Иоганна Себастьяна – самой, может быть, мудрой и умиротворяющей мелодии всех времен и народов.
Другую стержневую идею я бы обозначил словами «современность и история». Отсюда, например, включение в афишу сюиты Грига «Из времен Хольберга» – одного из первых в мировой музыке примеров стилизации как приема, акцентирующего корни, из которых выросла современная композитору культура и, в частности, его собственное творчество. Отсюда и обращение к редкому, оттого еще свежее прозвучавшему вокальному циклу Бриттена «Озарения» на стихи Рембо, где в великолепном содружестве «Солистов Москвы» и солиста Большого театра Максима Пастера проступила характерно бриттеновская ироническая острота композиторского слуха, даже сквозь классические на первый взгляд мелодические ходы и импрессионистические размывки фона уловившего дисгармонию циничного века.
Отсюда же и две относительно новые отечественные партитуры – кстати, обе написаны по заказу Юрия Башмета. В концерте для камерного оркестра «Отражения» постоянного башметовского автора Кузьмы Бодрова сделана попытка поиграть историческими стилями – правда, композитор, достаточно глубокий в других своих опусах, на этот раз почему-то предпочел скорее остаться на уровне капустника, чем рассказать слушателю сколько-нибудь значимую историю.
В более серьезной по замыслу драматической симфонии Александра Чайковского «Слово о полку Игореве» продолжена линия мировой музыки, связанная с выдвижением альта на роль инструмента-рассказчика (симфония Берлиоза «Гарольд в Италии», симфония-баллада А.Чайковского «Гарольд в России»…). Ни в коей мере не претендуя на соревнование с оперой Бородина (бессмысленно состязаться с классиком, у которого шлягерных мелодий, что драгоценностей в рукавах у Василисы Премудрой,), сочинение и его интерпретация привлекли другим – новыми возможностями альта, который в руках Башмета способен «живописать» и сумрак солнечного затмения, и трепет перед грядущими страшными испытаниями, и боль ран, и страстное чаяние мира… Былинную повествовательность подчеркнуло соединение-сопоставление звучаний Челябинского симфонического оркестра и Академического русского народного ансамбля «Россия» под дирижерским управлением эквадорско-российского маэстро Фредди Кадены. Окончательно же довел интерес публики до нужного градуса маг сценического слова – Сергей Шакуров в роли чтеца.
Альт Башмета зазвучал совсем необычными красками
И все же, пожалуй, дороже самых продвинутых современных композиторских опытов Башмету – игранный-переигранный до мельчайшей ноты Петр Ильич Чайковский. Переигранный? Как бы не так – например, даже Башмет не знал, что за трогательную мелодию прислал ему накануне давний творческий соратник кинорежиссер Андрей Смирнов. Прежде оркестр уже наигрывал для его фильма «Жила-была одна баба» вторую часть Первого квартета Петра Ильича – там она своей дивной красотой контрастировала с кровью и грязью Гражданской войны. А эту беспокойно-вопрошающую музыку Андрей Сергеевич попросил записать для новой картины «За нас с вами» о последних месяцах сталинских репрессий. Но что же это? Оказалось – третья часть, Andante, из Второго квартета. Абсолютный шедевр – не зря Родион Щедрин взял четыре такта оттуда в качестве лейтмотива главной героини балета «Анна Каренина», написанного для великой Майи Плисецкой... Но ведь вся партитура Чайковского – на таком же «толстовском» уровне страсти. Однако попробуйте вспомнить, в какой концертной афише вы видели это название последний раз? Возможно, теперь, после изумительного исполнения Andante «Солистами Москвы» (интересно, на какие советские кадры положит его Смирнов на этот раз?) и весь квартет будет звучать на наших эстрадах чаще.
Сколько подобных «скрытых сюжетов» таит творчество Петра Ильича! Вот, например, Русский танец из «Лебединого озера». Репертуарнейшая, в отличие от Квартета, музыка, и не только в балете, но как концертный номер. Однако теперь уже мне выпало совершить для себя открытие: до нынешнего общения с Башметом я не знал, что она написана отдельно от всей партитуры. Уже был готов балет, но грянула война с Турцией, и Чайковского осенило – в партитуре есть испанский танец, венгерский, неаполитанский, но нет своего родного русского. И, хоть по сюжету в старинной немецкой легенде о любви принца Зигфрида и заколдованной принцессы Одетты он вроде бы не необходим, патриотическое чувство подвигло композитора написать этот номер. Теперь и мне стало окончательно понятно, откуда то, что подспудно ощущалось всегда: особенная любовь и гордость, с которой написана эта мелодия, и почему она поручена не трубе или флейте, а скрипке – душе оркестра, при всем уважении к прочим его инструментам. Похоже, с этим пониманием вышла теперь на челябинскую сцену и юная скрипачка Валерия Абрамова, которую Юрий Абрамович несколько лет назад приметил в Барнауле, «вырастил» до статуса студентки Московской консерватории и концертмейстера Всероссийского юношеского оркестра, а в нынешнем фестивале ее соло украшало все концерты смотра – в Челябинске, Миассе, Магнитогорске...
Солирует Валерия Абрамова
Работа Башмета с юными музыкантами – отдельная глава практически всех его проектов. Помимо того самого Юношеского оркестра (помните недавнее сенсационное исполнение Седьмой симфонии Шостаковича на стрелке Васильевского острова в день 80-летия исторической премьеры произведения в блокадном Ленинграде?), это 16 региональных детских музыкальных центров, разбросанных по всей стране. Один из них, благодаря договору, заключенному Юрием Абрамовичем год назад с Челябинской детской филармонией, действует и на Южном Урале. Как именно это происходит, мы наблюдали, например, на концерте, где «Солисты Москвы» роскошными звуковыми красками иллюстрировали для юной публики сказку Сельмы Лагерлеф «Путешествие Нильса с дикими гусями» в прочтении актрисы Полины Агуреевой.
Музыка Грига в исполнении «Солистов Москвы» оказалась прекрасной иллюстрацией к сказке про Нильса, читаемой Полиной Агуреевой
Другой пример, хоть акустически не столь совершенный, произвел, возможно, еще более сильное впечатление. Оказалось – за год ребята области сформировали симфонический оркестр, руководимый дирижером (по совместительству трубачом Челябинского симфонического) Валерием Уткиным. В коллектив регулярно наведываются с мастер-классами участники «Солистов Москвы», симфонического оркестра Башмета «Новая Россия»… Надо было видеть и слышать, с какой прямо-таки яростной увлеченностью играли эти самые ребята в зале Детской филармонии Вальс Хачатуряна, антракт из «Сельской чести» Масканьи, «Либертанго» Пьяццоллы, когда в один из фестивальных дней репетицию возглавил сам Башмет. Их энтузиазм не могли скрыть ни плоский «волосяной» звук дешевеньких инструментов, не слишком, впрочем, удививший Башмета («не имей Амати, а умей играти – я сам на фабричном учился»), ни гораздо более поразившее его, альтиста, отсутствие в оркестре группы… альтов! Оказывается, в нашей стране – проблема с производством детских версий этого инструмента, так что пришлось челябинцам создать единственный в своем роде оркестровый коллектив с тремя группами скрипок (третья худо-бедно заменяет альтовую). А Башмету – рассказывать, в числе прочих проблем, и об этой губернатору Алексею Текслеру. Надеемся, теперь удастся решить ее, как и, допустим, проблему оркестровой библиотеки – точнее, фактического отсутствия таковой: партитур здесь пока настолько мало, что нынешнюю программу маэстро Уткин дирижировал по клавиру…
Детская нотная библиотека гостеприимна и очень ждет юных музыкантов, а также… сами ноты
К сожалению, никакими усилиями даже губернатора не вернуть ребятам столь чаемую ими поездку на Культурный форум в Петербург, в самый последний момент отменившийся из-за суровой политической обстановки. В эти дни всем нам приходится в той или иной степени наступать на горло собственной песне. Но трудности, бывает, и толкают к творчеству.
Так, Башмет и директор Русского концертного агентства Дмитрий Гринченко уже думают о продолжении своего опыта с исполнением музыки под открытым небом, который они намерены развить в целый опенэйр-фестиваль. То, понятно, летом – а на зиму планируется новая театральная премьера. Спектакли Башмета прочно стали увлекательной главой нашей музыкально-театральной жизни – достаточно назвать недавнюю «Кроткую» по Достоевскому в Малом театре. Грядущая работа основывается на второй книге романа Константина Симонова «Живые и мертвые», показ назначен на дни празднования 80-летия Сталинградской победы. Правда, то уже не челябинский проект в прямом смысле слова, поскольку премьерная площадка – московская. Впрочем, где, как не на Челябинском тракторном, строили легендарные Т-34, громившие врага и на Волге, и на половине Европы?
После концерта удалось подсмотреть и такой сюжет: Башмет – чуткий пианист и самобытный композитор. Может, когда-нибудь решится явить публике и эти свои таланты?