Главная Культура 20:15 01 Ноября 2022 3721
Альт спел про чаяние мира

Юрий Башмет провел на Южном Урале свой Пятый музыкальный фестиваль 

Сергей Бирюков
Юрий Башмет и Детский симфонический оркестр Челябинской области. Фото автора

Пять дней V Международного музыкального фестиваля Юрия Башмета на Южном Урале. Первый юбилей, первые традиции: обязательное участие мировых звезд, в числе которых всегда – камерный ансамбль «Солисты Москвы», обладатель престижнейшей музыкальной премии планеты «Грэмми». Свежий голос одного из самых молодых симфонических оркестров страны – Челябинского. Выступления виртуозов из Всероссийского юношеского симфонического оркестра под руководством Башмета… И – непременно что-то со словом «впервые»: новые фестивальные точки на карте Южного Урала (например, город автомобилестроителей Миасс). Дебют Детского симфонического оркестра Челябинской области, который фестиваль может в прямом смысле считать своим детищем…

Почему Южный Урал? На этот вопрос Юрий Башмет, число авторских фестивалей которого приближается к десятке и не прекращает расти, ответил: потому что в зале имени Прокофьева Челябинской филармонии – отличная акустика. Потому что Детская филармония приветлива к маленьким и большим зрителям. А главное – потому что сюда зовут и здесь тебя ждут.

Залы действительно были полными на всех фестивальных концертах. В самом деле – как пропустить, например, выступление победителя конкурса Чайковского Дмитрия Маслеева (Ре мажорный концерт Гайдна), который и в Москве-то играет нечасто? Чувствовалось, что классическая музыка, после двух лет пандемии и восьми месяцев военно-политических тревог, особенно нужна людям. И устроители ответили на этот интерес разнообразной программой, которую можно было бы озаглавить «От Баха до… Баха», поскольку, стартовав с Ре минорного клавирного концерта (солистка Ксения Башмет) и пролетев сквозь три века музыки, она в конце вернулась к знаменитой Арии Иоганна Себастьяна – самой, может быть, мудрой и умиротворяющей мелодии всех времен и народов.

Другую стержневую идею я бы обозначил словами «современность и история». Отсюда, например, включение в афишу сюиты Грига «Из времен Хольберга» – одного из первых в мировой музыке примеров стилизации как приема, акцентирующего корни, из которых выросла современная композитору культура и, в частности, его собственное творчество. Отсюда и обращение к редкому, оттого еще свежее прозвучавшему вокальному циклу Бриттена «Озарения» на стихи Рембо, где в великолепном содружестве «Солистов Москвы» и солиста Большого театра Максима Пастера проступила характерно бриттеновская ироническая острота композиторского слуха, даже сквозь классические на первый взгляд мелодические ходы и импрессионистические размывки фона уловившего дисгармонию циничного века.

Отсюда же и две относительно новые отечественные партитуры – кстати, обе написаны по заказу Юрия Башмета. В концерте для камерного оркестра «Отражения» постоянного башметовского автора Кузьмы Бодрова сделана попытка поиграть историческими стилями – правда, композитор, достаточно глубокий в других своих опусах, на этот раз почему-то предпочел скорее остаться на уровне капустника, чем рассказать слушателю сколько-нибудь значимую историю.

В более серьезной по замыслу драматической симфонии Александра Чайковского «Слово о полку Игореве» продолжена линия мировой музыки, связанная с выдвижением альта на роль инструмента-рассказчика (симфония Берлиоза «Гарольд в Италии», симфония-баллада А.Чайковского «Гарольд в России»…). Ни в коей мере не претендуя на соревнование с оперой Бородина (бессмысленно состязаться с классиком, у которого шлягерных мелодий, что драгоценностей в рукавах у Василисы Премудрой,), сочинение и его интерпретация привлекли другим – новыми возможностями альта, который в руках Башмета способен «живописать» и сумрак солнечного затмения, и трепет перед грядущими страшными испытаниями, и боль ран, и страстное чаяние мира…  Былинную повествовательность подчеркнуло соединение-сопоставление звучаний Челябинского симфонического оркестра и Академического русского народного ансамбля «Россия» под дирижерским управлением эквадорско-российского маэстро Фредди Кадены. Окончательно же довел интерес публики до нужного градуса маг сценического слова – Сергей Шакуров в роли чтеца.

Альт Башмета зазвучал совсем необычными красками

И все же, пожалуй, дороже самых продвинутых современных композиторских опытов Башмету – игранный-переигранный до мельчайшей ноты Петр Ильич Чайковский. Переигранный? Как бы не так – например, даже Башмет не знал, что за трогательную мелодию прислал ему накануне давний творческий соратник кинорежиссер Андрей Смирнов. Прежде оркестр уже наигрывал для его фильма «Жила-была одна баба» вторую часть Первого квартета Петра Ильича – там она своей дивной красотой контрастировала с кровью и грязью Гражданской войны. А эту беспокойно-вопрошающую музыку Андрей Сергеевич попросил записать для новой картины «За нас с вами» о последних месяцах сталинских репрессий. Но что же это? Оказалось – третья часть, Andante, из Второго квартета. Абсолютный шедевр – не зря Родион Щедрин взял четыре такта оттуда в качестве лейтмотива главной героини балета «Анна Каренина», написанного для великой Майи Плисецкой... Но ведь вся партитура Чайковского – на таком же «толстовском» уровне страсти. Однако попробуйте вспомнить, в какой концертной афише вы видели это название последний раз? Возможно, теперь, после изумительного исполнения Andante «Солистами Москвы» (интересно, на какие советские кадры положит его Смирнов на этот раз?) и весь квартет будет звучать на наших эстрадах чаще.

Сколько подобных «скрытых сюжетов» таит творчество Петра Ильича! Вот, например, Русский танец из «Лебединого озера». Репертуарнейшая, в отличие от Квартета, музыка, и не только в балете, но как концертный номер. Однако теперь уже мне выпало совершить для себя открытие: до нынешнего общения с Башметом я не знал, что она написана отдельно от всей партитуры. Уже был готов балет, но грянула война с Турцией, и Чайковского осенило – в партитуре есть испанский танец, венгерский, неаполитанский, но нет своего родного русского. И, хоть по сюжету в старинной немецкой легенде о любви принца Зигфрида и заколдованной принцессы Одетты он вроде бы не необходим, патриотическое чувство подвигло композитора написать этот номер. Теперь и мне стало окончательно понятно, откуда то, что подспудно ощущалось всегда: особенная любовь и гордость, с которой написана эта мелодия, и почему она поручена не трубе или флейте, а скрипке – душе оркестра, при всем уважении к прочим его инструментам. Похоже, с этим пониманием вышла теперь на челябинскую сцену и юная скрипачка Валерия Абрамова, которую Юрий Абрамович несколько лет назад приметил в Барнауле, «вырастил» до статуса студентки Московской консерватории и концертмейстера Всероссийского юношеского оркестра, а в нынешнем фестивале ее соло украшало все концерты смотра – в Челябинске, Миассе, Магнитогорске...

Солирует Валерия Абрамова

Работа Башмета с юными музыкантами – отдельная глава практически всех его проектов. Помимо того самого Юношеского оркестра (помните недавнее сенсационное исполнение Седьмой симфонии Шостаковича на стрелке Васильевского острова в день 80-летия исторической премьеры произведения в блокадном Ленинграде?), это 16 региональных детских музыкальных центров, разбросанных по всей стране. Один из них, благодаря договору, заключенному Юрием Абрамовичем год назад с Челябинской детской филармонией, действует и на Южном Урале. Как именно это происходит, мы наблюдали, например, на концерте, где «Солисты Москвы» роскошными звуковыми красками иллюстрировали для юной публики сказку Сельмы Лагерлеф «Путешествие Нильса с дикими гусями» в прочтении актрисы Полины Агуреевой.

Музыка Грига в исполнении «Солистов Москвы» оказалась прекрасной иллюстрацией к сказке про Нильса, читаемой Полиной Агуреевой

Другой пример, хоть акустически не столь совершенный, произвел, возможно, еще более сильное впечатление. Оказалось – за год ребята области сформировали симфонический оркестр, руководимый дирижером (по совместительству трубачом Челябинского симфонического) Валерием Уткиным. В коллектив регулярно наведываются с мастер-классами участники «Солистов Москвы», симфонического оркестра Башмета «Новая Россия»… Надо было видеть и слышать, с какой прямо-таки яростной увлеченностью играли эти самые ребята в зале Детской филармонии Вальс Хачатуряна, антракт из «Сельской чести» Масканьи, «Либертанго» Пьяццоллы, когда в один из фестивальных дней репетицию возглавил сам Башмет. Их энтузиазм не могли скрыть ни плоский «волосяной» звук дешевеньких инструментов, не слишком, впрочем, удививший Башмета («не имей Амати, а умей играти – я сам на фабричном учился»), ни гораздо более поразившее его, альтиста, отсутствие в оркестре группы… альтов! Оказывается, в нашей стране – проблема с производством детских версий этого инструмента, так что пришлось челябинцам создать единственный в своем роде оркестровый коллектив с тремя группами скрипок (третья худо-бедно заменяет альтовую). А Башмету – рассказывать, в числе прочих проблем, и об этой губернатору Алексею Текслеру. Надеемся, теперь удастся решить ее, как и, допустим, проблему оркестровой библиотеки – точнее, фактического отсутствия таковой: партитур здесь пока настолько мало, что нынешнюю программу маэстро Уткин дирижировал по клавиру…

Детская нотная библиотека гостеприимна и очень ждет юных музыкантов, а также… сами ноты

К сожалению, никакими усилиями даже губернатора не вернуть ребятам столь чаемую ими поездку на Культурный форум в Петербург, в самый последний момент отменившийся из-за суровой политической обстановки. В эти дни всем нам приходится в той или иной степени наступать на горло собственной песне. Но трудности, бывает, и толкают к творчеству.

Так, Башмет и директор Русского концертного агентства Дмитрий Гринченко уже думают о продолжении своего опыта с исполнением музыки под открытым небом, который они намерены развить в целый опенэйр-фестиваль. То, понятно, летом – а на зиму планируется новая театральная премьера. Спектакли Башмета прочно стали увлекательной главой нашей музыкально-театральной жизни – достаточно назвать недавнюю «Кроткую» по Достоевскому в Малом театре. Грядущая работа основывается на второй книге романа Константина Симонова «Живые и мертвые», показ назначен на дни празднования 80-летия Сталинградской победы. Правда, то уже не челябинский проект в прямом смысле слова, поскольку премьерная площадка – московская. Впрочем, где, как не на Челябинском тракторном, строили легендарные Т-34, громившие врага и на Волге, и на половине Европы?

После концерта удалось подсмотреть и такой сюжет: Башмет – чуткий пианист и самобытный композитор. Может, когда-нибудь решится явить публике и эти свои таланты? 

Черемисинов также был основателем нижегородской телекомпании «Сети НН» и работал советником гендиректора «Росатома» 

Андрей Черемисинов. Кадр «Первого канала»

Советник главы «Росатома» по информационным проектам, многолетний участник популярной телевизионной программы «Что? Где? Когда?» Андрей Черемисинов скоропостижно скончался на 56-м году жизни. Об этом во вторник, 29 октября...

Он мог сыграть и дворника, и графа

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
Николай Караченцов в спектакле «Юнона» и «Авось». Фото: Александр Яковлев, globallookpress.com

27 октября народному артисту России, любимцу публики Николаю Караченцову могло бы исполниться 80 лет. Его нет с нами уже шесть лет. Караченцов умер в канун своего 74-го дня рождения. Прощание с актером, собравшее море людей, прошло...

Первый канал завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь»

Сергей Беднов
Труд
По большому счету увиденное могло быть интересным в первую очередь поклонникам самого Познера. Фото: Павел Кашаев, globallookpress.com

На этой неделе «Первый» завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь». Впрочем, в слове «завершил» есть некая недосказанность. Сам автор не раз говорил, что проект...

Как в Царском Селе появился, исчез и вновь воскрес памятный знак, который был так дорог сердцам лицеистов

Ирина Смирнова
Труд
Памятник «гению места». Пушкин, Лицейский переулок, 1/4. Фото из открытых источников

Удивительно, как «гений места» влияет на само это место. Одним из ярких тому примеров служит история исчезновения и нового возникновения памятного знака в Царскосельском лицее. Настолько он там уместен, что...

Коллектив и зрителей знаменитого театра накрыл шквал нововведений

Мария БАБАЛОВА, музыкальный обозреватель
Труд
Валерий Гергиев. Фото: globallookpress.com

Намедни без каких-либо особых анонсов и афиш в Большом театре на Исторической сцене давали «Дона Карлоса» Верди. Казалось бы, рядовое событие — 89-й спектакль с премьеры, состоявшейся 11 лет...

Культура 00:03 / 11 Октября 2024 9310
А он, мятежный…

Разговор о Лермонтове и русской поэзии в канун юбилея классика

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
К.А. Горбунов. Последний прижизненный портрет Лермонтова. 1841 год. Фото из открытых источников

15 октября читающее человечество отметит 210 лет со дня рождения Михаила Лермонтова. Он прожил неполные 27 лет, но оставил после себя три десятка поэм, около 400 стихотворений, роман «Герой нашего времени»,...

В Вахтанговском – самая загадочная пьеса Александра Вампилова

Анна Чепурнова
Труд
Зилов необычайно притягателен для женщин (Анна Чумак и Максим Севриновский). Фото Валерия Мясникова предоставлено Театром им. Вахтангова

На Симоновской сцене Театра им. Вахтангова молодой режиссер Аскар Галимов поставил одну из самых сложных пьес Александра Вампилова «Утиная охота». Изначально главным манком для зрителей стала личность исполнителя роли Зилова —...

Культура 00:01 / 25 Октября 2024 7031
Третьяков бы изумился

Новаторское искусство в галерее его имени стало лишним?

Елена Широян, искусствовед
Труд
Фото: Сергей Смирнов, globallookpress.com

Везет Третьяковке на скандалы. Поводы громкие: то у музея отобрали «Троицу» Рублева, главный шедевр русской живописи, самой же Галереей спасенный век назад. То закрыли первый музейный кинотеатр, лучший в Москве... Хотя...

Именно поэтому популярный поэт-песенник – вновь в жюри шоу «Ну-ка, все вместе!»

Сергей Бирюков
Труд
43 года творчества дают Александру основание судить участников. Фото предоставлено телеканалом «Россия»

Шоу «Ну-ка, все вместе!», новый сезон которого стартовал на телеканале «Россия», впечатляет уже расстановкой действующих лиц: перед тобой буквально стена из сотни экспертов, приглядевшись к которой, узнаешь...

Чем обернулась поездка школьников и их учительниц в осенний Сочи

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Полина Кутепова в фильме «Каникулы» сыграла одну из лучших своих ролей

В прокат выходит фильм «Каникулы», завоевавший в прошлом году главный приз фестиваля «Маяк» в Геленджике, который позиционирует себя, как смотр актуального российского кино. На фоне дурашливых комедий, бесконечных киносказок,...

Почему не получилось продолжение популярной серии фильмов

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Фото: kinopoisk.ru

В прокате идет фильм «Особенности национальной больницы» по сценарию Александра Рогожкина. Того самого, что 30 лет назад снял умную и уморительно смешную комедию «Особенности национальной охоты», ставшую...

Кинематографист также работал над сериалами «Агент национальной безопасности», «Литейный», «Дорожный патруль», «Черный ворон» 

Игорь Москвитин. Фото из соцсетей

Российский сценарист, режиссер и продюсер Игорь Москвитин, снявший целый ряд известных отечественных телесериалов – «Улицы разбитых фонарей», «Черный ворон», «Агент национальной безопасности», «Литейный»,...

Что не так с фильмом «Любовь Советского Союза»

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
По факту у создателей фильма вышла экранизация частной жизни Валентины Серовой. Кадр с сайта kinopoisk.ru

На большой экран вышел фильм «Любовь Советского Союза» — долгострой, задуманный еще в 2008 году. Сценарий начинал писать драматург Владимир Валуцкий, ныне, увы, покойный. Эстафету подхватил Сергей Снежкин....

Участниками соглашения стали главы профильных ассоциаций, учебных заведений, организаторы недель моды более чем из 50 стран 

Фото предоставлено пресс-службой форума BRICS+ Fashion Summit

Декларация о создании Международной модной федерации БРИКС (BRICS International Fashion Federation) подписана на московском форуме BRICS+ Fashion Summit, завершившемся на минувших выходных. Об этом в понедельник, 7 октября сообщила заместитель...

Знаменитый актер - о роли русского врача в сериале «Княжна милосердия» и великой школе Марка Захарова

Анна Чепурнова
Труд
Виктор Раков - за идеалы, ради которых «и стоило жить, и работать стоило». Фото Юлии Петуховой. Кадры предоставлены телеканалом «Россия»

На телеканале «Россия» начался показ остросюжетной драмы «Княжна милосердия» Леонида Белозоровича. Итак, Русско-турецкая война 1878 года, главный герой, князь Раевский, пропадает без вести, и молодая жена...

Культура 17:01 / 26 Октября 2024 6219
Куда ветер подует

Литературный обзор

Лев Рыжков, книгочей
Труд
Фото: © Stefan Wackerhagen, globallookpress.com

Какая же осень без ветра? Он срывает последние листья с деревьев, хлещет в лицо дождем, будто отыгрываясь за те недавние месяцы покоя, что был не у дел. А еще ветер — предвестник кардинальных...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?