Напомним, что в начале июня министры финансов и главы центробанков двух стран объявили в Минске о завершении работы над проектом соглашения о введении с 1 января 2005 года на территории российско-белорусского государства единой валюты. Решено было, что печатать союзный рубль будут в Москве. Председатель Нацбанка Белоруссии Петр Прокопович заявил, что с 1 июля 2003 года предприятиям республики разрешено будет производить между собой расчеты в российских рублях, а с 1 января 2004 года будет введена жесткая привязка национальной валюты к рублю.
Однако спустя всего неделю Александр Лукашенко заявил, что подготовленный документ белорусская сторона намерена рассматривать не менее 1,5 - 2 месяцев, после чего вынесет его на рассмотрение двух президентов. Тогда же белорусский лидер сказал, что Белоруссию устраивает вариант валютного союза на принципах Евросоюза с созданием независимого банка. Главным условием вхождения своей страны в рублевую зону Лукашенко обставил реализацию всех договоренностей в экономической области, которые, по его словам, "выполнены только наполовину по вине российской стороны".
Теперь, когда все отпущенные сроки истекли, наши союзники заявили о новой отсрочке, вызванной "тягомотиной" межведомственного согласования проекта. Такая волынка с валютным союзом заставила обычно политкорректного в отношении братской страны вице-премьера Алексея Кудрина высказаться достаточно жестко. Он считает, что в настоящее время вопрос упирается в политическое осмысление Минском предстоящей интеграции. "У меня есть ощущение, что белорусский лидер начал немного притормаживать этот процесс. Причем не по экономическим, а по политическим соображениям", - отметил Кудрин. При этом он заявил, что у Белоруссии есть еще 2 - 3 месяца, чтобы принять решение о переходе на единую валюту с Россией. Глава Минфина добавил, что "если Минск в эти сроки принимает положительное решение, то он еще может успеть вскочить на подножку уходящего поезда под названием "единая валюта".