На острове Лидо итальянской военной драмой «Команданте» в постановке Эдоардо Де Анджелиса открылся 80-й по счету Венецианский международный кинофестиваль. Наше кино, увы, в конкурсе не представлено второй год подряд. Но без российского участия фестиваль все-таки не обошелся. Впрочем, давайте по порядку...
Конкурс юбилейного кинофестиваля собрал, кажется, всю элиту мирового кино. В основной программе представлено 23 фильма, включая «Догмена» Люка Бессона, «Убийцу» Дэвида Финчера, «Присциллу» Софии Копполы, «Бедных-несчастных» Йоргоса Лантимоста, «Маэстро» Брэдли Купера, «Феррари» Майкла Манна, «Зеленую границу» Агнешки Холланд, «Память» Мишеля Франко и ряд других фильмов. Судить конкурс будет представительное международное жюри во главе с оскароносным Дэмьеном Шазеллом («Ла-Ла Лэнд», «Человек на Луне», «Вавилон»).
Вне конкурса будут показаны «Дворец» 90-летнего Романа Полански с нашим Александром Петровым в одной из главных ролей, «Великая ирония» отказывающегося стареть Вуди Аллена, «Удивительная история Генри Шугара» Уэса Андерсона, «Хитмен» Ричарда Линклейтера, «Срок времени» Лилианы Кавани. Последней, кстати, на торжественной церемонии открытия фестиваля вручили приз за вклад в мировое кино. «Ночной портье», «Шкура», как и ряд других ее фильмов, стали современной классикой.
Одна из самых интересных программ фестиваля, кстати, так и называется: «Венецианская классика». Отрадно, что здесь, наряду с тщательно отреставрированными фильмами Лукино Висконти («Самая красивая»), Ясудзиро Одзу («Был отец»), Терренса Малика («Дни жатвы»), Карлоса Сауры («Охота»), будет представлена историческая фреска «Андрей Рублев» в режиссуре Андрея Тарковского.
Напомню, фильм с потрясающим Анатолием Солоницыным в заглавной роли был снят в далеком уже 1966 году. Готовая картина вызвала резкое неприятие у начальства. Авторов обвинили в пропаганде насилия и жестокости, в искажении исторической правды. «Андрей Рублев» был перемонтирован, сокращен и фактически положен на полку. В ограниченный прокат картина вышла только в 1971 году. А по-настоящему широкая премьера фильма состоялась в 1987 году, когда подули ветры перестройки. К сожалению, это произошло уже после смерти режиссера, который умер в декабре 1986 года в Париже от рака легкого.
Примечательно, что среди критиков фильма были не только чиновники. Знаменитый художник Илья Глазунов писал в свое время: «Андрей Рублев представлен в фильме как современный мечущийся неврастеник, не видящий пути, путающийся в исканиях, тогда как он создал самые гармоничные, пронизанные духовным светом произведения... Создается впечатление, что авторы фильма ненавидят не только русскую историю, но и саму русскую землю, где идут дожди, где всегда грязь и слякоть... Словом, этот фильм глубоко антиисторичен и антипатриотичен».
Но время все расставило по своим местам. «Андрей Рублев», показанный в Каннах в 1969 году вопреки желанию советских властей, которые, тем не менее, ранее продали фильм французскому продюсеру, произвел подлинный фурор и был назван главным событием фестиваля, хотя и был показан вне конкурса. Впоследствии картина была признана одной из главных работ великого режиссера. «Андрей Рублев» неизменно входит в рейтинги лучших фильмов за всю историю мирового кино.
В Венеции будет показана авторская версия ленты, восстановленная в Италии Международным фондом Тарковского с личной копии режиссера. Сын классика Андрей Тарковский-младший, руководивший реставрацией, рассказал журналистам, что нынешний «Андрей Рублев» существенно отличается как от привычной 175-минутной прокатной версии картины, так и от представленной год назад мосфильмовской реставрации, длящейся 206 минут и получившей название «Страсти по Андрею».
Продолжительность авторской версии «Андрея Рублева», которую в Венеции покажут 4 и 5 сентября, составляет 191 минуту: режиссер в свое время перемонтировал ряд сцен, убрал длинноты, поменял некоторые акценты. Тарковский-младший считает нынешнюю редакцию фильма эталонной.
Интересно, что в Венеции «Андрей Рублев» окажется в одной программе с фильмом Сергея Параджанова «Тени забытых предков». Реставрацию «Теней» осуществили в Киеве специалисты Довженко-Центра. На фестивале фильм будет представлять украинское кино. С этой миссией в Венецию прибудет исполнительница главной женской роли, ведущая актриса Киевского театра Леси Украинки Лариса Кадочникова, которую режиссер в свое время увидел на московской улице и сразу пригласил в свой фильм.
Кадр с сайта kinopoisk.ru
Параджанову в январе следующего года исполнится 100 лет. Его считают «своим» не только в Киеве, где он снял свой самый знаменитый фильм, но и в Тбилиси, где он родился и учился, и в Ереване, где он умер и был похоронен. Все три страны бывшего СССР стали для Параджанова его творческой родиной.
Красочные «Тени», снятые в Карпатах и вышедшие на экраны в 1965 году, стали сенсацией мирового экрана. «Фильм был напоен дыханием, звуками природы. И человек был неотъемлемой частью ее. Все было слито воедино — чарующие звуки удивительного гуцульского говора, стон падающего дерева, запах травы и грибов. Это — поэма». Так говорил о картине великий Федерико Феллини.
«Если бы планете Земля было предложено послать одно-единственное кинопроизведение в другую цивилизацию, — вторил ему французский актер и режиссер Робер Оссейн, — то я предложил бы картину «Тени забытых предков».
Тарковский и Параджанов считали друг друга гениями, каковыми, собственно, и были. Они дружили, встречались в Тбилиси, Киеве, Москве, переписывались, когда Параджанов сидел в тюрьме. Но в одном фестивальном конкурсе их фильмы оказались, кажется, в первый раз. Оценит их и другие шедевры из программы «Венецианская классика» специальное жюри, состоящее из 24 студентов итальянских вузов. Вердикт студентов, как и решение Большого жюри, станут известны 9 сентября — в день закрытия фестиваля.