Главная Культура 00:10 01 Июля 2022 13338
«Наше время окончилось. Здесь будет другая съемка…»

Почему эти слова из фильма «Весна» оказались пророческими для его создателей

Марина Крючкова, архивариус
Л. Орлова и Р. Зеленая. Кадр из к/ф «Весна». Фото из открытых источников.

Зарубежные критики восторгались «Весной»: какой запас веселости у этих русских, сколько жизни и бурной радости! Называли картину предвестником лент Феллини и Антониони. Они не подозревали, что по требованию худсовета сценарий семь раз переделывали, пытаясь избавиться от «безыдейной шутливости и налета Голливуда». Слава богу, не получилось. Ну а советские зрители встретили новую комедию Александрова с восторгом.

На VIII Международном кинофестивале в Венеции в августе — сентябре 1947 года в числе конкурсных картин была и «Весна». Но если режиссер Григорий Александров (он на снимке внизу справа вместе с исполнителем главной роли Николаем Черкасовым и оператором Юрием Екельчиком) на МКФ уже приезжал, то для Любови Орловой это был дебют. На фестивале она получила специальный приз за лучшее исполнение женской роли, который поделила с Ингрид Бергман.

Фото из открытых источников

Журналисты засыпали нашу кинозвезду вопросами. Были и каверзные. Например, могут ли артисты в СССР получать дорогие подарки от зрителей. «Конечно, — не растерялась та. — Совсем недавно в Челябинске, куда мы приехали с премьерой «Весны», я получила кольцо, цену которого даже трудно определить». Зал ахнул. А актриса продолжала: «Подарок сопровождали стихи: «Вы пели, товарищ Орлова, так, / что дошли до наших сердец... / Мы десять тысяч в смену даем / поршневых прочных колец». Как не принять такой подарок?» — закончила актриса под смех и аплодисменты зала.

Кстати, прекрасные песни из фильма первыми, еще до премьеры, услышали не советские зрители. Картину решили снимать не на «Мосфильме», еще не восстановленном после войны, а на пражской студии «Баррандов» — на тот момент самой современной в Европе, не хуже Голливуда. «В Прагу приехал Исаак Дунаевский, — вспоминал Григорий Александров. — И наши чехословацкие друзья организовали цикл концертов Пражского симфонического оркестра под его управлением. Любовь Петровна Орлова пела «Журчат ручьи», «Цыганский романс», «Весенний марш», «Заздравную».

Шел 1946 год, отношение к СССР, к советским людям всюду было восторженным. Нас встречали как близких, дорогих людей. О братстве говорили живые цветы на могилах советских воинов: обязательно памятная дощечка, горящая лампада, цветы. В Брно артисты, занятые на съемках «Весны», выступили на концерте перед десятками тысяч зрителей. Слушали благоговейно. Со стадиона мы отправились на вокзал, на поезд в Прагу. Машина медленно ехала впереди многотысячного шествия. Жители Брно провожали нас. Они заполнили весь перрон и удивительно стройно запели чешскую песню «В добрый путь».

Не знаю, как вам, а мне тяжело читать эти строки знаменитого режиссера. Как все-таки изменился мир! И не в лучшую сторону.

Про этот трогательный эпизод Александров впервые рассказал на фестивале в Венеции. Получая приз за оригинальный сюжет и режиссуру фильма «Весна», он поблагодарил чехословацких друзей за созданные для съемочной группы условия. По словам режиссера, огромные, прекрасно оснащенные павильоны позволили создать тот иллюзорный мир, который отвечал его замыслу «фильма в фильме».

Фото из открытых источников

Например, интерьер Института Солнца (на фото вверху), декорации которого собирали по нескольким европейским киностудиям. Там режиссер Громов (его играет Николай Черкасов) встречается с прототипом героини своего будущего фильма ученой Никитиной, там же она проводит свой загадочный эксперимент. Впечатляют и квартира старого профессора — почти дворец. Забавные встречи, смешные диалоги, шутки, музыка — все это переполняет фильм до краев.

Фото из открытых источников

Еще одно «действующее лицо» картины — послевоенная Москва. Действие начинается у Большого театра, где помощник режиссера устремляется за Никитиной. А наверху работницы подновляют квадригу Аполлона: весна! Камера оператора спускается на колонну демонстрантов (на фото вверху) и вместе с ней следует до Манежной площади, где снимает двухэтажный троллейбус: такие и впрямь ходили по Москве с 1938-го по 1957-й. И прогулки по ночной столице, когда обе героини Любови Орловой, актриса и ученая, обретают свою любовь.

Фото из открытых источников

Не буду пересказывать сюжет, ведь многие наверняка не раз смотрели это кино. Поговорим про спецэффекты, еще одну режиссерскую фишку Александрова.

В фильме много эпизодов, когда Любовь Орлова присутствует в одном кадре сразу в двух образах: Никитина и Шатрова беседуют, передают что-то друг другу, поют. Сейчас этим мало кого удивишь, а тогда выглядело волшебством. Зрители гадали, как же это сделано. А вот как: одну и ту же сцену снимали на пленку дважды! Александров и тут был новатором, до него в советском кино так не делали.

Фото из открытых источников

Вот, например, в финале две счастливые пары, Никитина с Громовым (на фото вверху) и Шатрова с Рощиным поют «Весна идет». Сначала сцену сняли с одной парой, расположив ее в левой половине кадра и закрыв правую часть объектива черной шторкой. Потом пленку снова зарядили в камеру, расположили в правой половине кадра другую пару и закрыли левую часть объектива. В конце песни обе героини делают шаг друг навстречу другу и как будто проваливаются в центр кадра, туда, где стоит заслонка.

Позже Любовь Орлова вспоминала: «Все это пришлось тщательно репетировать, надо было следить, чтобы ни головой, ни рукой не заехать в закрытую половину кадра. Да и к тому же съемку двойников следовало выполнить с одного раза. Это требовало огромного внимания и поистине снайперской точности. Но у нас получилось!»

Фото из открытых источников

А вот и «альтернативная звезда» картины — Фаина Раневская в роли домработницы Маргариты Львовны (на фото она примеряет шляпку со словами: «Да, красота — это страшная сила!»). Раневская дружила с Орловой с 1933 года, сразу увидев в ней то, что чрезвычайно ценила в людях и называла породой (Орлова действительно происходила из старого дворянского рода). А еще бесконечно уважала за талант, железную волю и: доброту. Раневской принадлежит фраза: «Сказать, что Любочка добра, — все равно что заявить про Льва Толстого, что он писатель не без способностей». А та, в свою очередь, называла Фаину не иначе как «мой дорогой Фей» и считала своим добрым ангелом за дельный совет — оставить театр ради кинематографа (это было, когда Александров предложил Любе сниматься в «Веселых ребятах»).

Перед съемками «Весны» Любовь Орлова уговорила мужа взять Раневскую в фильм. И Фаина Георгиевна придумала себе незабываемую роль. Ее фразы вроде «Ничего особенно, я сошла с ума» давно стали мемами. Но у Раневской была и личная причина радоваться участию в съемках: в Прагу уехали после революции ее родители, братья и сестра. Теперь, почти через 30 лет разлуки, им удалось повидаться...

Еще одна королева эпизода — Рина Зеленая — занята всего в одной сцене (на фото в начале статьи). Поначалу ее участие и вовсе не планировалось, у Александрова не было «лишних» женских ролей. Тогда Рина упросила режиссера дать ей... мужскую, почти бессловесную роль гримера. «Такие губы уже не носят!», «Сексапил номер четыре» — эти фразы тоже стали крылатыми.

После комедии «Весна» Григорий Александров снял еще с десяток фильмов. Действительно успешной в прокате была лишь картина «Встреча на Эльбе» (1949), за которую режиссер и исполнительница главной роли Любовь Орлова получили Сталинскую премию в 1950 году. И еще фильм «Да здравствует Мексика!», перемонтированный из материала, который он с Сергеем Эйзенштейном и оператором Эдуардом Тиссэ сняли во время поездки в Голливуд в 1929-1932 годах. Остальные ленты прошли незамеченными или провалились. Комедий среди них не было.

Фото из открытых источников

Почему так получилось? Иногда ссылаются на смерть Сталина: вот, дескать, ушел высокий покровитель, и все посыпалось. Но маститому режиссеру никто не мешал работать, просто как-то не складывалось: то сценарий не тот, то актеры, а главное, он все-таки больше всего хотел снимать музыкальные комедии. А Любовь Орлова вернулась в театр, объявив устами своей театральной героини миссис Сэвидж: «Мне всегда будет 39 лет и ни на один день больше». Камера с этим не хотела соглашаться — и съемки закончились. Как, впрочем, и было предсказано в их последней и лучшей комедии...

Черемисинов также был основателем нижегородской телекомпании «Сети НН» и работал советником гендиректора «Росатома» 

Андрей Черемисинов. Кадр «Первого канала»

Советник главы «Росатома» по информационным проектам, многолетний участник популярной телевизионной программы «Что? Где? Когда?» Андрей Черемисинов скоропостижно скончался на 56-м году жизни. Об этом во вторник, 29 октября...

Он мог сыграть и дворника, и графа

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
Николай Караченцов в спектакле «Юнона» и «Авось». Фото: Александр Яковлев, globallookpress.com

27 октября народному артисту России, любимцу публики Николаю Караченцову могло бы исполниться 80 лет. Его нет с нами уже шесть лет. Караченцов умер в канун своего 74-го дня рождения. Прощание с актером, собравшее море людей, прошло...

Первый канал завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь»

Сергей Беднов
Труд
По большому счету увиденное могло быть интересным в первую очередь поклонникам самого Познера. Фото: Павел Кашаев, globallookpress.com

На этой неделе «Первый» завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь». Впрочем, в слове «завершил» есть некая недосказанность. Сам автор не раз говорил, что проект...

Как в Царском Селе появился, исчез и вновь воскрес памятный знак, который был так дорог сердцам лицеистов

Ирина Смирнова
Труд
Памятник «гению места». Пушкин, Лицейский переулок, 1/4. Фото из открытых источников

Удивительно, как «гений места» влияет на само это место. Одним из ярких тому примеров служит история исчезновения и нового возникновения памятного знака в Царскосельском лицее. Настолько он там уместен, что...

Коллектив и зрителей знаменитого театра накрыл шквал нововведений

Мария БАБАЛОВА, музыкальный обозреватель
Труд
Валерий Гергиев. Фото: globallookpress.com

Намедни без каких-либо особых анонсов и афиш в Большом театре на Исторической сцене давали «Дона Карлоса» Верди. Казалось бы, рядовое событие — 89-й спектакль с премьеры, состоявшейся 11 лет...

Культура 00:03 / 11 Октября 2024 9505
А он, мятежный…

Разговор о Лермонтове и русской поэзии в канун юбилея классика

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
К.А. Горбунов. Последний прижизненный портрет Лермонтова. 1841 год. Фото из открытых источников

15 октября читающее человечество отметит 210 лет со дня рождения Михаила Лермонтова. Он прожил неполные 27 лет, но оставил после себя три десятка поэм, около 400 стихотворений, роман «Герой нашего времени»,...

Что не так с фильмом «Любовь Советского Союза»

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
По факту у создателей фильма вышла экранизация частной жизни Валентины Серовой. Кадр с сайта kinopoisk.ru

На большой экран вышел фильм «Любовь Советского Союза» — долгострой, задуманный еще в 2008 году. Сценарий начинал писать драматург Владимир Валуцкий, ныне, увы, покойный. Эстафету подхватил Сергей Снежкин....

Чем обернулась поездка школьников и их учительниц в осенний Сочи

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Полина Кутепова в фильме «Каникулы» сыграла одну из лучших своих ролей

В прокат выходит фильм «Каникулы», завоевавший в прошлом году главный приз фестиваля «Маяк» в Геленджике, который позиционирует себя, как смотр актуального российского кино. На фоне дурашливых комедий, бесконечных киносказок,...

Кинематографист также работал над сериалами «Агент национальной безопасности», «Литейный», «Дорожный патруль», «Черный ворон» 

Игорь Москвитин. Фото из соцсетей

Российский сценарист, режиссер и продюсер Игорь Москвитин, снявший целый ряд известных отечественных телесериалов – «Улицы разбитых фонарей», «Черный ворон», «Агент национальной безопасности», «Литейный»,...

Участниками соглашения стали главы профильных ассоциаций, учебных заведений, организаторы недель моды более чем из 50 стран 

Фото предоставлено пресс-службой форума BRICS+ Fashion Summit

Декларация о создании Международной модной федерации БРИКС (BRICS International Fashion Federation) подписана на московском форуме BRICS+ Fashion Summit, завершившемся на минувших выходных. Об этом в понедельник, 7 октября сообщила заместитель...

В Вахтанговском – самая загадочная пьеса Александра Вампилова

Анна Чепурнова
Труд
Зилов необычайно притягателен для женщин (Анна Чумак и Максим Севриновский). Фото Валерия Мясникова предоставлено Театром им. Вахтангова

На Симоновской сцене Театра им. Вахтангова молодой режиссер Аскар Галимов поставил одну из самых сложных пьес Александра Вампилова «Утиная охота». Изначально главным манком для зрителей стала личность исполнителя роли Зилова —...

Культура 00:01 / 25 Октября 2024 7197
Третьяков бы изумился

Новаторское искусство в галерее его имени стало лишним?

Елена Широян, искусствовед
Труд
Фото: Сергей Смирнов, globallookpress.com

Везет Третьяковке на скандалы. Поводы громкие: то у музея отобрали «Троицу» Рублева, главный шедевр русской живописи, самой же Галереей спасенный век назад. То закрыли первый музейный кинотеатр, лучший в Москве... Хотя...

Именно поэтому популярный поэт-песенник – вновь в жюри шоу «Ну-ка, все вместе!»

Сергей Бирюков
Труд
43 года творчества дают Александру основание судить участников. Фото предоставлено телеканалом «Россия»

Шоу «Ну-ка, все вместе!», новый сезон которого стартовал на телеканале «Россия», впечатляет уже расстановкой действующих лиц: перед тобой буквально стена из сотни экспертов, приглядевшись к которой, узнаешь...

На главных телеканалах идут сериалы про следователей

Сергей Беднов
Труд
Фото: kinopoisk.ru

В эфире двух главных каналов идут сериалы про следователей. То же было на прошлой и позапрошлой неделях. Но если на НТВ преступников ловят мужчины, то «Первый» и «Россия» отдают...

Почему не получилось продолжение популярной серии фильмов

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Фото: kinopoisk.ru

В прокате идет фильм «Особенности национальной больницы» по сценарию Александра Рогожкина. Того самого, что 30 лет назад снял умную и уморительно смешную комедию «Особенности национальной охоты», ставшую...

В России следует снимать фильмы, пропагандирующие не деструктив, а здоровый образ жизни, убежден спикер Госдумы 

Кадр из фильма «Интердевочка», режиссер Петр Тодоровский, 1989 г.

Председатель Государственной думы Вячеслав Володин в ходе заседания в четверг, 17 октября высказал мнение, что в России следует снимать фильмы, пропагандирующие здоровый образ жизни. В качестве примера деструктивного влияния он привел фильм...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?