Главная Культура 00:10 01 Июля 2022 13556
«Наше время окончилось. Здесь будет другая съемка…»

Почему эти слова из фильма «Весна» оказались пророческими для его создателей

Марина Крючкова, архивариус
Л. Орлова и Р. Зеленая. Кадр из к/ф «Весна». Фото из открытых источников.

Зарубежные критики восторгались «Весной»: какой запас веселости у этих русских, сколько жизни и бурной радости! Называли картину предвестником лент Феллини и Антониони. Они не подозревали, что по требованию худсовета сценарий семь раз переделывали, пытаясь избавиться от «безыдейной шутливости и налета Голливуда». Слава богу, не получилось. Ну а советские зрители встретили новую комедию Александрова с восторгом.

На VIII Международном кинофестивале в Венеции в августе — сентябре 1947 года в числе конкурсных картин была и «Весна». Но если режиссер Григорий Александров (он на снимке внизу справа вместе с исполнителем главной роли Николаем Черкасовым и оператором Юрием Екельчиком) на МКФ уже приезжал, то для Любови Орловой это был дебют. На фестивале она получила специальный приз за лучшее исполнение женской роли, который поделила с Ингрид Бергман.

Фото из открытых источников

Журналисты засыпали нашу кинозвезду вопросами. Были и каверзные. Например, могут ли артисты в СССР получать дорогие подарки от зрителей. «Конечно, — не растерялась та. — Совсем недавно в Челябинске, куда мы приехали с премьерой «Весны», я получила кольцо, цену которого даже трудно определить». Зал ахнул. А актриса продолжала: «Подарок сопровождали стихи: «Вы пели, товарищ Орлова, так, / что дошли до наших сердец... / Мы десять тысяч в смену даем / поршневых прочных колец». Как не принять такой подарок?» — закончила актриса под смех и аплодисменты зала.

Кстати, прекрасные песни из фильма первыми, еще до премьеры, услышали не советские зрители. Картину решили снимать не на «Мосфильме», еще не восстановленном после войны, а на пражской студии «Баррандов» — на тот момент самой современной в Европе, не хуже Голливуда. «В Прагу приехал Исаак Дунаевский, — вспоминал Григорий Александров. — И наши чехословацкие друзья организовали цикл концертов Пражского симфонического оркестра под его управлением. Любовь Петровна Орлова пела «Журчат ручьи», «Цыганский романс», «Весенний марш», «Заздравную».

Шел 1946 год, отношение к СССР, к советским людям всюду было восторженным. Нас встречали как близких, дорогих людей. О братстве говорили живые цветы на могилах советских воинов: обязательно памятная дощечка, горящая лампада, цветы. В Брно артисты, занятые на съемках «Весны», выступили на концерте перед десятками тысяч зрителей. Слушали благоговейно. Со стадиона мы отправились на вокзал, на поезд в Прагу. Машина медленно ехала впереди многотысячного шествия. Жители Брно провожали нас. Они заполнили весь перрон и удивительно стройно запели чешскую песню «В добрый путь».

Не знаю, как вам, а мне тяжело читать эти строки знаменитого режиссера. Как все-таки изменился мир! И не в лучшую сторону.

Про этот трогательный эпизод Александров впервые рассказал на фестивале в Венеции. Получая приз за оригинальный сюжет и режиссуру фильма «Весна», он поблагодарил чехословацких друзей за созданные для съемочной группы условия. По словам режиссера, огромные, прекрасно оснащенные павильоны позволили создать тот иллюзорный мир, который отвечал его замыслу «фильма в фильме».

Фото из открытых источников

Например, интерьер Института Солнца (на фото вверху), декорации которого собирали по нескольким европейским киностудиям. Там режиссер Громов (его играет Николай Черкасов) встречается с прототипом героини своего будущего фильма ученой Никитиной, там же она проводит свой загадочный эксперимент. Впечатляют и квартира старого профессора — почти дворец. Забавные встречи, смешные диалоги, шутки, музыка — все это переполняет фильм до краев.

Фото из открытых источников

Еще одно «действующее лицо» картины — послевоенная Москва. Действие начинается у Большого театра, где помощник режиссера устремляется за Никитиной. А наверху работницы подновляют квадригу Аполлона: весна! Камера оператора спускается на колонну демонстрантов (на фото вверху) и вместе с ней следует до Манежной площади, где снимает двухэтажный троллейбус: такие и впрямь ходили по Москве с 1938-го по 1957-й. И прогулки по ночной столице, когда обе героини Любови Орловой, актриса и ученая, обретают свою любовь.

Фото из открытых источников

Не буду пересказывать сюжет, ведь многие наверняка не раз смотрели это кино. Поговорим про спецэффекты, еще одну режиссерскую фишку Александрова.

В фильме много эпизодов, когда Любовь Орлова присутствует в одном кадре сразу в двух образах: Никитина и Шатрова беседуют, передают что-то друг другу, поют. Сейчас этим мало кого удивишь, а тогда выглядело волшебством. Зрители гадали, как же это сделано. А вот как: одну и ту же сцену снимали на пленку дважды! Александров и тут был новатором, до него в советском кино так не делали.

Фото из открытых источников

Вот, например, в финале две счастливые пары, Никитина с Громовым (на фото вверху) и Шатрова с Рощиным поют «Весна идет». Сначала сцену сняли с одной парой, расположив ее в левой половине кадра и закрыв правую часть объектива черной шторкой. Потом пленку снова зарядили в камеру, расположили в правой половине кадра другую пару и закрыли левую часть объектива. В конце песни обе героини делают шаг друг навстречу другу и как будто проваливаются в центр кадра, туда, где стоит заслонка.

Позже Любовь Орлова вспоминала: «Все это пришлось тщательно репетировать, надо было следить, чтобы ни головой, ни рукой не заехать в закрытую половину кадра. Да и к тому же съемку двойников следовало выполнить с одного раза. Это требовало огромного внимания и поистине снайперской точности. Но у нас получилось!»

Фото из открытых источников

А вот и «альтернативная звезда» картины — Фаина Раневская в роли домработницы Маргариты Львовны (на фото она примеряет шляпку со словами: «Да, красота — это страшная сила!»). Раневская дружила с Орловой с 1933 года, сразу увидев в ней то, что чрезвычайно ценила в людях и называла породой (Орлова действительно происходила из старого дворянского рода). А еще бесконечно уважала за талант, железную волю и: доброту. Раневской принадлежит фраза: «Сказать, что Любочка добра, — все равно что заявить про Льва Толстого, что он писатель не без способностей». А та, в свою очередь, называла Фаину не иначе как «мой дорогой Фей» и считала своим добрым ангелом за дельный совет — оставить театр ради кинематографа (это было, когда Александров предложил Любе сниматься в «Веселых ребятах»).

Перед съемками «Весны» Любовь Орлова уговорила мужа взять Раневскую в фильм. И Фаина Георгиевна придумала себе незабываемую роль. Ее фразы вроде «Ничего особенно, я сошла с ума» давно стали мемами. Но у Раневской была и личная причина радоваться участию в съемках: в Прагу уехали после революции ее родители, братья и сестра. Теперь, почти через 30 лет разлуки, им удалось повидаться...

Еще одна королева эпизода — Рина Зеленая — занята всего в одной сцене (на фото в начале статьи). Поначалу ее участие и вовсе не планировалось, у Александрова не было «лишних» женских ролей. Тогда Рина упросила режиссера дать ей... мужскую, почти бессловесную роль гримера. «Такие губы уже не носят!», «Сексапил номер четыре» — эти фразы тоже стали крылатыми.

После комедии «Весна» Григорий Александров снял еще с десяток фильмов. Действительно успешной в прокате была лишь картина «Встреча на Эльбе» (1949), за которую режиссер и исполнительница главной роли Любовь Орлова получили Сталинскую премию в 1950 году. И еще фильм «Да здравствует Мексика!», перемонтированный из материала, который он с Сергеем Эйзенштейном и оператором Эдуардом Тиссэ сняли во время поездки в Голливуд в 1929-1932 годах. Остальные ленты прошли незамеченными или провалились. Комедий среди них не было.

Фото из открытых источников

Почему так получилось? Иногда ссылаются на смерть Сталина: вот, дескать, ушел высокий покровитель, и все посыпалось. Но маститому режиссеру никто не мешал работать, просто как-то не складывалось: то сценарий не тот, то актеры, а главное, он все-таки больше всего хотел снимать музыкальные комедии. А Любовь Орлова вернулась в театр, объявив устами своей театральной героини миссис Сэвидж: «Мне всегда будет 39 лет и ни на один день больше». Камера с этим не хотела соглашаться — и съемки закончились. Как, впрочем, и было предсказано в их последней и лучшей комедии...

Фестивальные хиты «Опасная близость» и «Актерище» появились в онлайн-кинотеатрах

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадры с сайта kinopoisk.ru

В Москве прошел фестиваль стриминговых платформ Original+, в котором приняли участие 11 ярких новинок. Гран-при завоевала комедия «Актерище» с Дмитрием Нагиевым в главной роли. А приз «За оригинальное...

Сыгравший главную роль в фильме «Почтарь» актер, можно сказать, его спас

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
За Петровым интересно наблюдать каждую минуту его экранного существования, о его герое интересно размышлять. Кадр с сайта

С фестивального экрана - и сразу в широкий прокат. Такой стремительный путь проделал фильм Андрея Разенкова «Почтарь», который участвовал в программе только что завершившегося Московского международного кинофестиваля. Нынче этот...

Пройдемся по городу на Неве со сборником стихов Николая Заболоцкого

Ирина Смирнова, Санкт-Петербург
Труд
В 1929 г. Николай Заболоцкий снял комнату в Ленинграде на Большой Пушкарской улице, 36, в квартире № 9. Фото: Russian Archives, globallookpress.com

Классика русской поэзии Николая Заболоцкого (1903-1958), выдающегося переводчика не видно и не слышно в сегодняшнем Петербурге. Ни в топонимике, ни в городской скульптуре, ни в каких других популярных...

Вахтанговский театр показал на фестивале «Черешневый лес» коллективное сочинение «Солнце Ландау»

Любовь Лебедина
Труд
Байопик в стилистике клипов читается в виде последних известий из жизни гениального физика. Фото: tvoyplanetary/globallookpress.com

В нынешнем году мир отмечает 100-летие квантовой механики. У истоков которой стоял в том числе и Лев Ландау, выдающийся советский физик. Ну и при чем тут сцена? Не скажите! Вахтанговский театр решил показать...

Более 250 фильмов из 50 стран покажут на Московском международном кинофестивале, который стартует на днях

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадр из фильма «Семейное счастье» с сайта kinopoisk.ru

ММКФ — один из старейших кинофорумов в мире. На протяжении десятилетий фестиваль был для наших зрителей настоящим «окном в мир». Здесь представляли свои ленты Федерико Феллини, Марсель Карне, Анджей...

Телеканал «Россия» завершил показ сериала «Адмирал Кузнецов»

Сергей Беднов
Труд
Кадр с сайта kinopoisk.ru

На подходе еще дюжина проектов о Великой Отечественной. Хотя и так ежегодно появляется немалое количество фильмов о войне. Только чем их больше, тем чаще гложет сомнение: а все ли продюсеры, начиная работу,...

Какие современные фильмы о войне западают в душу

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадр из фильма «Брестская крепость» с сайта

В советское время были созданы сотни картин о подвиге народа в годы Великой Отечественной войны. Среди них такие шедевры, как «Баллада о солдате», «Летят журавли», «А зори здесь тихие»,...

В отличие от персонажа Веры Алентовой из фильма «Москва слезам не верит» у теперешних героинь есть один надежный путь «наверх»

Сергей Беднов
Труд
Катерине Тихомировой приходилось очень несладко

На носу Первомай. Раньше он назывался День международной солидарности трудящихся. В конце 80-х она приказала долго жить, а определение «трудящийся» стало ассоциироваться с нехорошим словом «нищеброд»....

Актер раскрыл «Труду» секрет своей отличной физической формы, а также кое в чем признался насчет работы

Элиза Светлова
Труд
Дмитрий уверяет: он пожилой человек, на ладан дышит. Что-то незаметно. Фото: Анатолий Ломохов, globallookpress.com

Сериал «Санкционер» снимают для телеканала СТС. Кино об олигархе, который попал под санкции, обеднел и вернулся в родной провинциальный городок. В главной роли — Дмитрий Нагиев. Запланировано 17 серий...

Культура 00:06 / 18 Апреля 2025 5767
В десятку!

Топ-10 фильмов, которые нельзя пропустить на ММКФ

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Кадр из к/ф «Семейное счастье». Фото: kinopoisk.ru

Военной драмой «В списках не значился» по роману писателя-фронтовика Бориса Васильева 17 апреля открылся Московский международный кинофестиваль. Он продлится до 24 апреля. В программе киносмотра...

Вряд ли данные строки знакомы Бену Аффлеку, признавшемуся, что он ненавидел костюм Бэтмена

Труд
Фото: DC Entertainment/Zumapress.com, globallookpress.com

Любому зрителю, рожденному в СССР, конечно, памятны эти слова песни из новогодней комедии «Чародеи». Если кто забыл, продолжаются они так: «непринужденно, легко и вальяжно». Вряд ли данные строки знакомы...

Культура 20:01 / 26 Апреля 2025 5412
Не прекрасные няни

Анна Хилькевич уверена: далеко не все няни так прекрасны, как в известном сериале

Труд
По словам Анны, она уже прогнала с полсотни кандидаток. Фото: Наталья Шатохина/news.ru, globallookpress.com

Наверное, в каждой второй мелодраме, идущей на «России» или «Домашнем», милая девушка из провинции устраивается няней к детям богатого холостяка. И, конечно, оказывается сущим ангелом. Но далеко...

Об этом читателям «Труда» рассказала оперная дива Василиса Бержанская

Ульяна Калашникова, Санкт-Петербург
Труд
Василиса Бержанская в опере «Анна Болейн», Немецкая опера (Берлин). Фото: Imago/Martin Müller, globallookpress.com

Творческий график оперной певицы Василисы Бержанской расписан на годы вперед, а ее рабочая неделя может проходить сразу в нескольких странах. Сегодня выступление в Венской опере, завтра — в Ла Скала,...

Режиссер хотел избежать сентиментальности, слащавости, и это ему удалось

Анна Чепурнова
Труд
В премьерном спектакле Сирано постоянно ведет бой. Фото с сайта театра «Сатирикон»

В «Сатириконе» Константин Райкин выпустил «Сирано де Бержерака» Ростана. Еще осенью он рассказывал «Труду» про то, что думал об этой постановке давно и что это единственный случай, когда на сцене его театра...

Московский музей Рахманинова на грани ликвидации

Елена Широян, искусствовед
Труд
Дому 6/2 на Большой Ордынке московские власти нашли другое применение. А Рахманинова попросили на выход с вещами… Фото из открытых источников

«Подыщем классику новый дом, попроще. И вообще, не слишком ли много в Москве музеев? А тут еще частные плодятся. И занимают здания в центре столицы!» Не так ли рассуждают в столичной...

Как маэстро Канторов несет классику в массы

Людмила Безрукова, Санкт-Петербург
Труд
Фото: Heiner Heine/imagebroker.com, globallookpress.com

Концерты классической музыки в многотысячных залах и в дачных садоводствах, выступления в студенческих клубах и Домах творчества, международные фестивали, собирающие аншлаги в России и за рубежом... И все...