Ввод дублирующей "брони" в эксплуатацию предполагался в 2001 году. Но строительство даже не началось, хотя "саркофаг" находится в аварийном состоянии. В случае его разрушения, как уверяет новый министр МЧС Давид Жвания, "взрыва, как многие думают, не будет, а вот мелкодисперсная радиоактивная пыль может подняться. Ее частицы способны находиться в воздухе очень долго и распространяться на расстояние до 3 тысяч километров".
Чтобы такой "светящейся" пылью не надышались миллионы людей, живущих на разных континентах, намечено срочно капитально отремонтировать (на официальном языке - "стабилизировать") "саркофаг", не дожидаясь начала строительства нового защитного колпака. На реставрацию радиоактивной, неустойчивой "амбразуры" решено бросить пять тысяч добровольцев. Уже объявлен набор. Многие ли рискнут? В "Укрытии" еще около 200 тонн разбросанного ядерного топлива, десятки помещений и завалов, где крайне опасно фонит: 200 - 800 рентген в час. Возле бассейна, где до аварии хранились сборки с ядерным топливом, зашкаливает за три тысячи рентген. Но и под стенами этого сооружения уровень радиации более чем в две тысячи раз превышает тот, что в Киеве.
Поэтому при наборе кандидатов в сталкеры действуют ряд ограничений, в том числе - возрастных. В зонах с высоким уровнем радиации могут работать мужчины не моложе 30 лет. Теоретически возможно привлечение и женщин - старше 40 лет, которые уже имеют детей. Добровольцев подыскивают в основном из числа профессионалов, работающих или работавших в 30-километровой зоне ЧАЭС, на объектах атомной энергетики, урановых рудниках. Зовут тех, кто знает не понаслышке, что значит "хватануть бэры", и как этого избежать с как можно меньшим риском для здоровья.
По информации работников предприятия "Южтеплоэнергомонтаж", которое продолжает набор "смертников", зарплата у тех, кто будет трудиться внутри " Укрытия", "значительно выше тысячи долларов в месяц". Не густо. Хотя подобную сумму некоторые из сталкеров могут заработать всего лишь за ... час или 10 минут. Дело в том, что на добровольцев распространяются нормы, действующие на обычных объектах атомной энергетики: годичная доза облучения не может превышать 2 бэр.
Пока очередей из добровольцев не наблюдается.