Российские депутаты были приняты спикером парламента Ли Пэном, провели переговоры с вице-премьером Госсовета Цянь Цичэнем и имели целый ряд других встреч. Об их содержании рассказал российским журналистам руководитель делегации.
По словам Дмитрия Рогозина, Россия и Китай разделяют близкий или идентичный взгляд по вопросам стратегической стабильности. Это проявляется, в частности, в решительной оппозиции обеих сторон планам США по созданию национальной ПРО, чреватых сломом всей системы международных соглашений в области контроля над вооружениями. В этой связи была подтверждена важность сохранения Договора ПРО от 1972 года как краеугольного камня поддержания стратегического равновесия в глобальном масштабе. Характеризуя выдвигаемые Вашингтоном аргументы как абсолютно надуманные, Москва и Пекин выступают против самого определения "государства-изгои". По оценке Рогозина, оно неуместно и даже оскорбительно в мире на пороге XXI века. Обе наши страны считают, что еще далеко не исчерпаны политические, дипломатические и другие способы борьбы с возникающими в мире новыми угрозами, в том числе международным терроризмом.
В контексте обсуждения региональных проблем Россия и Китай высказались за содействие межкорейскому диалогу, в связи с чем приобретает исключительно важное значение предстоящий визит в КНДР президента Владимира Путина. Наши законодатели разъяснили китайцам суть российской инициативы по созданию в Старом Свете нестратегической системы ПРО, сняв тем самым имевшиеся у Пекина опасения в отношении ее предназначения. Отмечено тождество подходов двух стран к ситуации на Балканах.
Российские парламентарии поблагодарили КНР за ясную и твердую поддержку действий Москвы по наведению конституционного порядка на территории Чеченской республики и, в свою очередь, проявили полную солидарность с Пекином в признании Тайваня неотъемлемой частью Китая.
Особое место в беседах заняла проблематика двусторонних отношений, а именно - пути устранения значительной диспропорции между политическим и торгово-экономическим компонентами наших связей. Пробуксовка в этой сфере налицо. К примеру, во внешнеторговом обороте Шанхая, где побывала делегация, доля России составляет лишь 0,2 процента. Для раскрытия огромного потенциала двусторонних деловых связей необходимо проникнуться прежде всего осознанием того, что глава российской парламентской делегации назвал "геополитической потребностью друг в друге".
Несмотря на огромное количество делегаций из России, отметил Д. Рогозин, на самом деле уникальный опыт масштабных социально-экономических преобразований КНР у нас в России как следует не изучен и, соответственно, не воспринят. Поправить ситуацию призвана договоренность об организации "круглых столов" обеих стран для анализа опыта, обеспечении правовой поддержки реформ. Решено также создать межпарламентскую комиссию, призванную содействовать развитию связей между двумя странами в различных областях.