Канадская Magna International и Сбербанк России подписали соглашение с General Motors (GM) о покупке акций немецкого автопроизводителя Opel. По условиям сделки GM сохранит за собой 35%, столько же достанется Сбербанку, 20% - Magna, остальные 10% - работникам Opel. По заявлению немецких чиновников, новые владельцы инвестируют в Opel 700 млн. долларов. Индустриальным партнером Magna выступает российская "Группа ГАЗ".
Очень дешево
Стороны не разглашают стоимость сделки. Как заявил глава Сбербанка Герман Греф, Opel был куплен по "беспрецедентно низкой цене". По мнению Елены Сахновой из "ВТБ Капитал", скорее всего, акции могли быть проданы за те самые обещания инвестиций в 700 млн. долларов. "Если это так, то сумма действительно маленькая, - сказала она "Труду". - Однако, учитывая тяжелое положение мирового автопрома, через некоторое время может оказаться, что это большая сумма".
Больше всех от сделки выиграет российский автопром в лице "Группы ГАЗ", которая получит новые технологии. "Статус индустриального партнера предполагает, что будет создано СП по выпуску автомобилей Opel на наших мощностях, - сказали "Труду" в пресс-службе "Группы ГАЗ". - Речь идет о недавно построенном современном корпусе, на котором сейчас выпускается Siber". По словам представителя пресслужбы, мощность цеха - 180 тысяч автомобилей в год. Напомним, что продажи автомобилей Opel в России составили в 2008 году 98,8 тысячи штук. Сроки запуска нижегородской линии пока неизвестны.
Прощание с "Волгой" и "Ладой"
Елена Сахнова считает участие Сбербанка и ГАЗа в сделке попыткой сократить разрыв между российским и мировым автопромом. "Так поступил, например, Китай, - говорит она. - У России нет другого выхода, как покупать акции крупного автопроизводителя, иного способа получить новые технологии нет". По сути, добавляет эксперт, российский автопром переходит на выпуск иностранных моделей.
"Россия отстала от других стран в автомобилестроении, - считает управляющий директор AG Capital Александр Агибалов. - Не исключена кооперация российского автопрома с Opel - это станет шансом для нашей промышленности сократить отставание от мировых производителей". По словам эксперта, российский автопром уже можно называть отечественным условно. "Тот же "АвтоВАЗ" частично принадлежит Renault, так же, как и мощности бывшего завода АЗЛК, - сказал он. - Мы втягиваемся в международную кооперацию отрасли".
Российский автопром, отмечают специалисты, в последние годы уверенно превращается в площадку для сборки иностранных автомобилей. Группа Sollers, владелец УАЗ, несколько лет выпускает корейские внедорожники Ssang Yong, а с мая 2008 года начала выпуск автомобилей Fiat Ducato. "Ижавто" c 2004 года собирает KIA Spectra, "АвтоВАЗ" объявил о планах выпуска на своих мощностях автомобиля на базе Logan.
Цифры
1,34 млн.автомобилей продал Opel в Европе в 2008 году
1899 - год основания немецкой автомобильной компании
170 - число стран, в которых под различными марками продаются автомобили Opel
13 заводов по всему миру выпускают автомобили Opel
12 моделей автомобилей выпускает компания в настоящее время
Источник: данные компании
Opel в России
Продажи упали вполовину
По данным Ассоциации европейского бизнеса, компании Opel в 2008 году удалось увеличить продажи в России по сравнению с 2007 годом на 48% - до 98,8 тысячи авто. Этот показатель помог производителю подняться с 10-го на 8-е место в общем рейтинге продаж автомобилей в нашей стране. По итогам января-апреля 2009 года число проданных машин упало на 54% - до 15,5 тысячи. В общем списке автопроизводителей, продающих автомобили в России, компания спустилась сразу на 11-е место.
Наиболее продаваемой моделью Opel в нынешнем году, как и в предыдущем, стала Astra. В прошлом году было продано 42,2 тысячи (рост на 45%), за 4 месяца 2009 года - 8,2 тысячи (снижение на 40% по сравнению с январем-апрелем 2008 года).
В России Opel продает 9 моделей легковых автомобилей: Astra, Corsa, Vectra, Insignia и др.
Прямая речь
Герман Греф, президент, председатель правления Сбербанка РФ:
- Здесь мы как банк заинтересованы в том, чтобы с помощью приобретения такого рода актива могла быть реструктурирована автомобильная отрасль Российской Федерации. На мой взгляд, это очень хороший шанс для России - получить по беспрецедентно низкой цене одного из наиболее продвинутых сегодня с точки зрения технологий европейского производителя автомобилей.
Фокус "Труда"
Как сейчас работает ГАЗ
В "Группе ГАЗ" до кризиса работало 120 000 человек. В компании прошли две волны увольнений. С октября по апрель было уволено 30 000 человек. В апреле ГАЗ уведомил Нижегородский центр занятости о том, что летом будет сокращено еще 6677 сотрудников. В рейтинге сокращений, который ежемесячно публикует "Труд", "Группа ГАЗ" занимает второе место - 36 600 уволенных сотрудников.
Компания уступает только РЖД, которые рассталась с 54 000 работников. Такие масштабные сокращения обусловлены общим спадом в отрасли. Машиностроение больше всех пострадало от наступившего кризиса. По данным Росстата, спад в этой сфере составил 55%. Кроме того, "Группа ГАЗ" отправляла своих сотрудников на длительные каникулы с 30 апреля по 12 мая нынешнего года. С января компания перешла на трехдневную рабочую неделю.