Гипотезу о существовании подледного антарктического озера Восток еще в середине 1950-х выдвинул Андрей Петрович Капица, сын всемирно знаменитого нобелевского лауреата по физике. Но если о самом Петре Леонидовиче написано множество книг, а другого его сына, Сергея, популяризатора науки и телеведущего, знали в лицо миллионы, то первая биография младшего лишь сейчас вышла в серии «ЖЗЛ».
«Мой младший сын, как приходит весна, берет резиновые сапоги, снимает со стены двустволку и едет куда-то в тайгу. И представьте, ему за это еще и платят», — рассказывала дачным гостям Анна (домашнее имя — Крыся) Крылова-Капица, жена прославленного академика, мать двух других в будущем знаменитых Капиц.
В большом и шумном доме Петра Леонидовича собирались светила отечественного и мирового масштаба. Общество ко всему еще и любознательное. И глава семейства просил сына Андрея, первокурсника МГУ, привести в гости кого-нибудь с геофака, чтобы узнать, чем эти странные люди занимаются. Юрий Симонов, друг и преподаватель младшего Капицы, рассказал тогда, что изучает известняковый карст на Ангаре, чтобы предсказать разливы под плотиной. «Ваша геоморфология — это же физика!» — обрадовался нобелиат...
Первая биография выдающегося советского и российского ученого-географа, геоморфолога и гляциолога, декана геофака, заведующего кафедрой природопользования, члена-корреспондента РАН Андрея Капицы вышла в издательстве «Молодая гвардия» под романтическим заглавием «Колумб XX века». Авторами стали ученики выдающегося исследователя — профессор геофака Михаил Слипенчук и журналист-путешественник Алексей Щербаков. Идея засесть за масштабный, крепко документированный труд возникла, когда Михаилу предложили возглавить кафедру природопользования геофака МГУ. Ту самую, что создана Капицей.
— Имя Андрея Петровича остается в тени его замечательных родственников, а между тем это был ученый высочайшего уровня, — рассказал Михаил Слипенчук. — К его заслугам принадлежит разработка первой в мире карты подледного рельефа Антарктиды, создание во Владивостоке Тихоокеанского института географии Дальневосточного отделения РАН...
Наиболее ярким открытием Капицы стало обнаружение громадного реликтового водоема подо льдами Антарктиды. Его каменное ложе Андрей Петрович «угадал» еще в 1953 году, анализируя снимки, которые он использовал при подготовке кандидатской диссертации. Однако смелая гипотеза молодого ученого — участника строительства первых антарктических станций — тогда послужила поводом для насмешек. Рассуждения о том, что скрыто под мощными льдами, звучали примерно так же курьезно, как лекция «Есть ли жизнь на Марсе» в «Карнавальной ночи».
А сегодня существование крупнейшего озера (250 на 50 км при глубине 1200 метров) под четырехкилометровым слоем льда Восточной Антарктиды — научный факт. Открытие тем более сенсационное, что помимо колоссального запаса пресной воды озеро оказалось населено неизвестными науке микроорганизмами. А ряд исследователей полагают, что изучение фауны озера Восток может послужить и косвенным доказательством существования внеземной жизни, ведь аналогичные подледные океаны существуют на спутниках Юпитера и Сатурна — Европе, Ганимеде, Каллисто и Энцеладе.
Капицу и впрямь можно назвать Колумбом ХХ века, только он заглянул глубже открывателя Америки — в толщу планеты. Друзья вспоминают, что и его внешность соответствовала сути.
— Рослый, под метр девяносто, крепкий, плотно сбитый: Черты лица крупные и соразмерные, таящие суровость и благородство. Воистину природа не поскупилась, вылепила запоминающийся образ путешественника, который своим присутствием сразу наполняет пространство целесообразностью и могуществом, — говорил о нем один коллега.
Влиятельный ученый, отпрыск прославленного семейства, Капица не выносил лести и чинопочитания, общался на равных с профессорами и дворниками, в конфликтных ситуациях говорил все, что думает.
В общем, знакомьтесь: типичный Капица.