«Когда же услышите о войнах и о военных слухах, не ужасайтесь: это еще не конец: Предаст же брат брата на смерть, и отец — детей; и восстанут дети на родителей и умертвят их» (Мк. 13:12). Это строки из Евангелия от Марка, которое в православных храмах читают на нынешней, четвертой седмице Великого поста. Ее называют Крестопоклонной, поскольку накануне ее, в воскресенье, в церквях чествуют Животворящий Крест Господень, который выносят на середину зала, где он и остается для укрепления верующих до пятницы, в этом году она наступит 1 апреля. О символах и особенностях этой седмицы мы и поговорим.
Какой невероятный контраст между спокойным умиротворением, разлитым на картине вверху, и пожаром войны, охватившим тот же город, — внизу! Город этот — Иерусалим, именно о его судьбе и беседует Христос с учениками на Елеонской горе, открывая им грядущие бедствия, в которые трудно поверить, глядя на мирную панораму на картине Михаила Боткина. Описание «конца света» (в Евангелии от Марка это 13-я глава, ее на нынешней Крес-топоклонной седмице читают 1 апреля) люди много раз пытались применить и к своим временам. И про войны и военные слухи, и про «брат на брата», и что «восстанет народ на народ и царство на царство; и будут глады, моры и землетрясения по местам:». Каждый раз получалось — в точку, «это про нас!». Поэтому, кстати, евангельские предсказания называют еще «малым Апокалипсисом», то есть как бы локальным, местным — в отличие от того грандиозного, что описан в «Откровении Иоанна Богослова».
Дэвид Робертс. Картина «Разрушение Иерусалима», 1850 г. Фото из открытых источников.
А первыми испытали на себе «малый Апокалипсис» иудеи: в 70 году римские легионеры под командованием Тита после пятимесячной осады сожгли Иерусалимский храм и разрушили город (этот момент отражен на картине Дэвида Робертса). Историк Иосиф Флавий в книге «Иудейская война» утверждает, что от меча и голода погибли и были пленены больше 1 млн человек, то есть каждый второй. Как и предсказывал Христос: «будут двое на одной постели: один возьмется, а другой оставится; двое будут на поле: один возьмется, а другой оставится». Возможно, среди погибших оказались и те, кто присутствовал при диалоге Спасителя с учениками, который начался еще у Иерусалимского храма, а продолжился на Елеонской горе. И — свидетельствовали против Христа.
Ведь многие тогда слышали, как, выходя из храма, Христос, в ответ на восклицание одного из учеников: «Учитель! посмотри, какие камни и какие здания!», сказал: «Все это будет разрушено, так что не останется здесь камня на камне». Эти слова станут основой для обвинения Спасителя в терроризме. И свидетелей окажется хоть отбавляй: людям сказали, что Иисус богохульник, то есть враг, и они с готовностью кричали: распни его! Все как в наши дни — и как было, например, во времена Иоанна Златоуста (IVвек), заметившего, что «на несправедливую казнь, по согласию изменчивой толпы, осуждали многих, но лишь Господь принял крестную смерть добровольно, из любви ко мне, к тебе, и к самому последнему из той толпы: Но готовы ли мы принять бесценный дар Спасения? Готовы ли получить ключ, отверзающий врата в Царство Божие, — Крест Христов — и нести его с радостью и любовью?».
Собственно, на этот вопрос мы и пытаемся ответить во время Великого поста, серединой которого является Крестопоклонная неделя.
Фото из открытых источников.
Немного о ее истории. Вообще-то традиция выноса Креста в храмах возникла еще в IV веке. Но то был праздник в честь обретения святой Еленой, матерью императора Константина, Креста, на котором распяли Спасителя. Узнав об этом, несметные толпы людей стеклись тогда в Иерусалим к Голгофе. Дабы Крест был виден всем, патриарх Иерусалимский Макарий несколько раз поднял его, отсюда и название праздника — Воздвижение Креста Господня. Это произошло в 326 году. К тому времени гонения на христиан уже прекратились, и они не боялись изображать крест везде, где хотели. Так, на снимке вверху слева — фрагмент погребального саркофага христианки IV века с древнейшим константиновским крестом: он похож на монограмму ХР. А рядом — крест в виде ключа (считалось, что только таким можно отворить двери в рай), им христиане в Риме украшали комнаты для своих собраний. И, наконец, на снимке справа — нательный крестик V века, уже больше похожий на украшение: их делали из камня, железа, благородных металлов.
Так вот, праздник Воздвижения с выносом креста из алтаря с IV века отмечали (и отмечают) осенью, 14 (27) сентября. И с Великим постом он не связан. Весеннее же празднование в честь Креста Господня появилось в 631 году в Иерусалиме, когда удалось туда вернуть Животворящий Крест, похищенный персами в ходе ирано-византийской войны в 614 году. Этот праздник постепенно закрепился за третьим воскресеньем Поста (как и сейчас). И так совпало, что через пару дней, в среду, начиналась подготовка оглашенных — тех, кто собирался креститься на Пасху. И первое, что они делали, — поклонялись Кресту. Так и третье воскресенье, и седмица за ним стали Крестопоклонными.
Теперь о сокровенных смыслах и символах этой недели. Во-первых, вынос Креста. Теперь, когда мы достигли середины Великого поста, у многих уже накопилась усталость, им нужны помощь и ободрение. И чтобы во-оду-шевить и укрепить верующих к продолжению подвига поста, Церковь выносит крест. Как знамя, которое появляется на поле боя для придания воинам мужества. Считается, что ничто не может так духовно поддержать христианина, как взгляд на Крест, на котором страдал сам Господь.
Вот как поясняет это митрополит Антоний Сурожский: «Церковь как бы говорит нам: вам тяжело, вы ропщете. А каково было Гос-поду страдать за вас, терпя невыразимые муки на этом Кресте? Или вы думаете, что страдания Его были меньше ваших? Однако Он все претерпел, дабы спасти вас. Он терпел ради вас, — потерпите же и вы ради Него и во Имя Его! Тем более что это терпение ваше не Ему и никому другому, а именно вам и только вам нужно и спасительно — конечно, если в своих страданиях не отвергать Бога, не впадать в отчаяние, не ненавидеть себя и других. Это и будет тем несением креста, о котором Спаситель сказал: «Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя и возьми крест свой, и следуй за мной» (Мк. 8:24). Вспомним про Его великую любовь к нам, какую явил Он, добровольно предав Себя на распятие и поносную смерть, — и воспрянем духом! И чудодейственная сила крестная поддержит нас и поможет до конца совершить свое поприще, достичь светоносного праздника Воскресения»...
Фото из открытых источников.
И второе. Кто бывал в храме в Крестопоклонное воскресенье, наверняка обратил внимание, какие светлые звучат там песнопения. Cовсем не о страданиях на Кресте, а о победе и радости. А канон и вовсе взят из пасхальной службы, хотя до Светлого Христова Воскресения еще полпути. Почему так? Да потому, что, взойдя на половину горы, мы начинаем видеть конец нашего странствования, и сияние пасхального света становится ярче. И получается, что Крестопоклонная неделя — это как бы островок посередине Поста, предвкушение ожидающей нас светлой пасхальной радости. Поэтому, прославляя Крест Господень, мы одновременно воспеваем и Его воскресение, когда троекратно поем: «Кресту Твоему поклоняемся, Владыко, и святое воскресение Твое славим».
P.S. Да, а завтра, 2 апреля, — последняя родительская суббота Великого поста — день, когда православные христиане поминают умерших и погибших родственников и молятся за всех почивших. В трудные времена, которые переживает сейчас Россия, такая соборная молитва особенно важна.