Для начала скажем: это единственный в России рыцарский замок, где сохранились сооружения XIV столетия. Расположенный у слияния рек Преголи и Деймы, он хорошо виден с центральной площади Гвардейска. Несмотря на понесенные утраты, он все еще представляет собой впечатляющий архитектурный комплекс. Но попасть на его территорию невозможно. И не по причине неприступности, просто сейчас в бывшем замке разместилось исправительное учреждение — колония № 7. Так что ни туристы, ни историки с искусствоведами, ни съемочные киногруппы регулярного доступа туда не имеют. Но репортерам «Труда» удалось побывать в стенах древней цитадели.
Теперь, после знакомства с Тапиау, мы знаем, что вскоре многое изменится. Уже к 2021 году колония будет упразднена, а замок станет собственностью Калининградской области и превратится в туристический комплекс с музеем и гостиницей. Но без широкомасштабных реставрационных работ не обойтись.
Значимость предстоящих перемен трудно оценить, не познакомившись с удивительной историей Тапиау. Давайте отправимся вместе вглубь веков. Замок был возведен на месте старой крепости по повелению маршала Тевтонского ордена, комтура (городского головы) Кенигсберга Отто фон Данфельда. Строительство продолжалось 11 лет и завершилось в 1351 году. Первое же упоминание о Тапиау относится к 1258 году. Состоял замок из четырех корпусов-флигелей с толщиной стен в 3 метра, внутреннего двора и форбурга — передового укрепления, обнесенного рвом и земляным валом. Обитателями замка стали крестоносцы, рыцари Тевтонского ордена. Орден возник в Палестине во времена крестовых походов, в конце XII века. Рыцарей называли крестоносцами по его эмблеме — изображенному на белом фоне черному кресту с удлиненной вертикалью. Все крестоносцы пользовались одинаковыми правами, они давали единый для всех обет бедности, безбрачия и послушания.
Покинув Святую землю, крестоносцы избрали своей столицей Венецию, а в 1309 году перенесли ее на север Европы, в город Мариенбург, или Мальборк, расположенный на территории современной Польши. Отсюда они начали экспансию на восток. Под предлогом борьбы с неверными и христианизацией язычников тевтонцы устанавливали господство на обширных территориях, населенных балтами и славянами. Отделением Тевтонского ордена в Восточной Прибалтике стал Ливонский орден, чье название у всех нас на слуху со школьных лет: именно с ливонскими рыцарями в 1242 году сразились русские рати под предводительством Александра Невского. Именно поражение на Чудском озере остановило дальнейшее продвижение ливонцев на восток.
Тевтонский орден имел строгую иерархическую организацию. Его возглавлял Великий магистр, которой должен был советоваться с пятью высшими должностными лицами. Орден хоть и считался немецким, но объединял представителей разных национальностей. «Да не одни меж ними немцы. Сколько ни есть народу на свете — все у крестоносцев служат», — уверяет персонаж романа польского классика Генрика Сенкевича «Крестоносцы». В том же романе прекрасно описан и замок Мариенбург, поражавший великолепием и неприступностью.
В 1410 году разыгралось кровопролитное Грюнвальдское сражение, в результате которого крестоносцы потерпели поражение от объединенного польско-литовско-русского войска и его союзников — ордынцев. Проиграв битву и пережив последующую осаду Мариенбурга, рыцари были вынуждены оставить свою твердыню и в 1457 году перебраться в Кенигсберг. В Восточной Пруссии они построили немало замков. Один из них появился во Фридланде, а другой — в городке Прейсиш-Эйлау. Время, войны и люди не уберегли их, но названия приобрели известность благодаря двум сражениям эпохи наполеоновских войн. Под Прейсиш-Эйлау, нынешним Багратионовском, русские войска и их союзники едва не одержали верх над непобедимой армией Наполеона. В память о битве в городе установлен монумент в честь участников антинаполеоновской коалиции и памятник Багратиону. Сражение же при Фридланде, нынешнем Правдинске, где также сохраняется память о русских воинах, предшествовало заключению Тильзитского мира.
О крестоносцах в сегодняшних Багратионовске и Правдинске мало что напоминает, зато в Гвардейске-Тапиау, расположенном всего в 25 километрах от Правдинска, замок сохранился. Долгие годы он служил резиденцией одного из высших сановников крестоносцев. В нем также разместили хранилище ценных бумаг и библиотеку ордена. Согласно историческим хроникам, книжное собрание крестоносцев включало рукописи и книги по правоведению, медицине, богословию, истории и философии. Но уже тогда подвалы замка стали использовать как застенок для врагов ордена. Библиотека исчезла. Все попытки обнаружить ее на территории замка ни к чему не привели. Предполагается, что в Тапиау в присутствии братьев ордена был крещен по католическому обряду литовский князь Витовт, что, впрочем, не помешало ему затем после венчания с русской княжной Марией принять православие.
Крестоносцы оставались в замке вплоть до 1525 года, когда Великий магистр Альбрехт Бранденбург-Ансбахский обратился в лютеранство и стал герцогом Пруссии. Именно в этом качестве в 1533 году Лукас Кранах Старший изобразил его на портрете. Последний Великий магистр произвел секуляризацию земельных владений ордена, которые стали собственностью королевской династии Гогенцоллернов. Орден как государственное образование в тот же год прекратил свое существование. Любопытно, что свои дни Альбрехт Бранденбург-Ансбахский окончил в 1568 году в замке Тапиау.
Лишившись могущественных владельцев, замок постепенно стал терять былое величие. Правда, он еще долгое время привлекал внимание знатных особ. Считается, что в 1697 году в нем останавливалось следовавшее далее на запад Великое посольство Петра I. Со временем, в XVIII веке, замок превратился в приют для бедных, а затем стал тюрьмой. Он постепенно разрушался, из четырех корпусов-флигелей, макет которых можно увидеть в краеведческом музее в Гвардейске, сохранился лишь один. Однако в 1902 году на территории форбурга, передового укрепления, возвели здания из красного кирпича с башенкой над центральным входом. Новые «укрепления» в стиле неоготики оборонительного значения не имеют, зато весьма удачно дополняют старый замок, придавая Тапиау величавость и внушительность. Рядом с ними ныне проходит дорога, связывающая Гвардейск с Черняховском и Правдинском.
Замок чудом не был разрушен в годы Второй мировой войны. Он и по сей день используется в качестве исправительного учреждения. Получив разрешение, мы оказались на территории замка перед сохранившимся корпусом-флигелем, который вызывает восхищение силуэтом, кладкой, расположением окон и дверей. Его помещения пустуют. Там мы увидели прекрасно сохранившуюся со времен Средневековья внутреннюю отделку. Завораживают своды с розетками, украшенными изображением орлов, драконов, святых, поэтов-миннезингеров. Производит впечатление и тронный зал cо сходящимися в пучки ребрами сводов, опирающимися на чугунные консоли причудливых форм, напоминающих фантастические существа на горгульях собора Парижской Богоматери.
Конечно же, тут требуется серьезная научная реставрация. А тем временем уже обновляются смотрящие на замок старинные дома, вытянувшиеся вдоль набережной Гвардейска. Город медленно, но верно преображается. Восстановлена ратуша с механическими часами: в определенное время рядом с циферблатом появляются музыканты, играющие на карильоне. Отреставрирована кирха конца XVII века, освященная ныне как православная церковь Иоанна Предтечи, и гражданские постройки прошлых веков. И все время кажется, что за происходящим в городе кто-то внимательно следит из ныне пустующего старинного флигеля замка Тапиау.