Яркий и очень верный принцип «русские своих не бросают» - общеизвестен и неоднократно публично произнесен российскими государственными деятелями, вплоть до самых высших. Наверное, исполнение этого принципа не может быть буквальным, когда наш гражданин действительно совершил преступление за рубежом, особенно тяжкое. Но случай (если не сказать - трагедия) Марии Лазаревой совсем иной. Не будет преувеличением утверждать, что эту отважную русскую женщину ни в коем случае нельзя бросить в кувейтской тюрьме, в общей камере которой она находится уже больше года. К слову, Мария - единственная уроженка Европы в этом пенитенциарном учреждении.
Мария Лазарева пробивалась в элиту арабского бизнеса 15 лет. И пробилась, сделавшись белой вороной ближневосточного региона - авторитетным и влиятельным предпринимателем-женщиной, управляющей инвестфондом с миллиардными оборотами – KGL Investments (KGLI).
Всё рухнуло в 2017 году, и причиной стали вовсе не стратегические просчеты или рискованные сделки. Нет, власти Кувейта возбудили против Марии сразу два уголовных дела. В одном случае она якобы похитила государственные средства при работе над стратегией развития логистического хаба в Кувейте, с целью превращения маленькой ближневосточной страны в крупнейший транспортный узел Ближнего Востока. В другом случае Лазареву обвинили в растрате средств портового фонда The Port Fund, который как раз и управлялся KGLI.
«Процесс изначально имел обвинительный характер, а его целью было посадить русскую деловую женщину в тюрьму», - убеждена адвокат Марии Екатерина Духина, и делится подробностями кувейтского «правосудия»: «Свидетель был один и только со стороны обвинения; никакие документы, предоставленные защитой, к делу не приобщались; материалы обвинения не были переведены с арабского языка на русский или хотя бы английский», - перечисляет адвокат.
В итоге Лазарева в мае прошлого года получила 10 лет тюрьмы только по первому уголовному делу. По сути, вердикт был вынесен за несовершенное преступление. «Работы выполнены», - комментирует президент Московской Торгово-Промышленой палаты Владимир Платонов, который пытается помочь Марии. Платонов шокирован ходом дела и со своей былой профессиональной точки зрения: «Я больше восьми лет в свое время служил в органах прокуратуры, и не представляю себе судью, который бы подписался под таким обвинительным заключением». Да и любой нормальный юрист или бизнесмен будет шокирован: подобные претензии в общемировой практике рассматривают арбитражные суды. Однако история Лазаревой почему-то сразу стала уголовной, и суд даже не принял во внимание, что Мария одна воспитывает четырехлетнего сына...
Не менее странным выглядит и второе уголовное дело, возбуждённое в отношении Лазаревой - о «пропаже» около полумиллиарда долларов, принадлежавших инвесторам – Пенсионному фонду Кувейта, а ещё иностранным, в том числе и американским компаниям. Здесь состава преступления, как уже выяснилось, тоже нет: деньги недавно было обнаружены в дубайском Noor банке, где были заморожены по требованию прокурора Кувейта, заявившего об их «неизвестном» происхождении. Как сообщил телеграм-канал «Незыгарь», что всё было решено по-свойски. Автор небезосновательно намекал на некие родственные связи в правоохранительных органах двух стран.
«Поразительно, что суд знал о местонахождении денег из показаний Лазаревой и даже располагал соответствующими банковскими реквизитами, но не стал приобщать эти материалы к делу»- продолжает адвокат Духина. Но иначе этот момент рассудил представитель Фемиды: раз денег нет в Кувейте, то они похищены. Кстати, о «краже» средств суду заявил тот самый свидетель, на словах которого было построено и первое дело. Это один из аудиторов, регулярно проверявших деятельность Лазаревой. Показательно, что ранее его коллеги не замечали в работе фонда каких-либо злоупотреблений.
Понятно, что второе дело фактически развалилось. Иностранные инвесторы, возмущённые произволом на Ближнем Востоке, сумели убедить власти эмирата Дубай пересмотреть это дело. И особенную активность, как пишут СМИ, развили лоббисты в Вашингтоне, под влиянием которого и находится арабское государство. Их усилия увенчались успехом: в феврале этого года деньги были разморожены и возвращены инвесторам с 200% прибылью, обеспеченной Лазаревой и её KGLI.
Общественность и эксперты ищут пути восстановления справедливости и спасения Марии. Генеральный директор Центра политической информации Алексей Мухин даже предполагает, что «возможно, свое слово в защиту Лазаревой пора сказать и наследному принцу главного королевства Персидского залива, тем более, что он пользуется репутацией «принца-модернизатора».
При этом все наблюдатели сходятся в том, что главная и самая серьезная надежда - на российский МИД. Дело Лазаревой может стать одной из тем на запланированной мартовской встрече нашего министра иностранных дел Сергея Лаврова с кувейтским эмиром Сабахом аль-Ахмедом ас-Сабахом, считает Мухин. «Международный авторитет и дипломатический вес главы российского МИДа очевиден без всяких сомнений», - подчёркивает политолог. На то же рассчитывает и Владимир Платонов, ранее отмечавший, что Сергей Лавров уже дал поручение посольству РФ в Кувейте по защите Марии. Необходимо помнить, что каждый новый день - это еще один день Марии Лазаревой в тюрьме.
Женщина уже начинает опасаться за свою жизнь: после провала второго дела Марию начали травить в местных соцсетях. «Радикалы в своих постах предлагают дословно «оторвать ей голову», - рассказывает Владимир Платонов. По его мнению, «нельзя исключать самый худший вариант», поскольку в камере вместе с россиянкой находится семь человек, совершивших кражи и убийства.