Главная Культура 00:21 01 Марта 2019 5470
Зачем Валерий Фокин возрождает Сталина

Худрук Александринского театра пытается понять, как в сыне сапожника из грузинской глубинки зародились ростки будущего диктатора

Людмила Безрукова, Санкт-Петербург
Фото из открытых источников

Сначала был Сосо — так любящая мать называла своего сына Иосифа. О чем сам Иосиф, став взрослым, вспоминать не любил. Потом появился Коба. Немногословный, скрытный, жесткий, жестокий. При этом непререкаемый авторитет для своих друзей-товарищей. Настолько непререкаемый, что шли убивать по одной его отмашке, и на плаху — без страха, потому что «так надо». Юноша-семинарист с атеистическим взглядом на мир. Пламенный революционер с замашками террориста. Партийный вожак. Вождь.

Где, на каком из этих этапов жизненного пути зародились в сыне сапожника из грузинской глубинки ростки будущего диктатора? Когда и почему такое стало возможным? Понять это пытается художественный руководитель Александринского театра, режиссер Валерий Фокин, поставив спектакль «Рождение Сталина».

Его премьерные показы прошли на уходящей неделе, собрав аншлаги. Грамотный ли пиар тому причиной (о постановке говорилось давно и много), сама ли тема, актуальная во все времена — и не только для нашей страны? Но что бросилось в глаза: среди зрителей в зале было немало столичных знаменитостей, преимущественно из творческой среды, известных своими либеральными взглядами. К примеру, худрук «Сатирикона» Константин Райкин. Он сновал по партеру от одного знакомого к другому, энергично взмахивая руками, словно рубя некую правду-матку. Напротив, индифферентным выглядел режиссер Константин Богомолов. Он, кстати, был один. Без своей частой спутницы Ксении Собчак. Снимал на смартфон сцену, ложи. Потом фотографировался с поклонницами...

Затихло всё (и все) с поднятием занавеса. Хотя ничего пугающего поначалу за ним не обнаружилось. Выстроенный по принципу последовательного жизнеописания, спектакль начался со сцены встречи Сосо с матерью. Она (актриса Елена Немзер) — с пирожками, с расспросами. Он — молчаливый, почти безучастный к ее вопросам и сетованиям.

Следующая сцена с условным названием «ночь в семинарии накануне экзамена»: Сосо с другом Давидом (актер Николай Белин), которого он уверяет в том, что «Бога нет». И снова смена декораций, действующих лиц.

Декорации, к слову, весьма подвижные (сценография главного режиссера театра Николая Рощина). Занимают они менее трети сцены, выкатываясь и заменяясь по мере необходимости. Удобно. Но еще и метафорично: эпизоды мелькают, герои приходят и уходят (в вечность, благодаря Кобе), жизнь летит вперед без оглядки на: Да на все! Главному герою не до оглядок и сожалений. На кону — большая игра под названием «борьба за власть». Он, правда, об этом еще не знает. Для начала нужно избавиться от друзей. От верных — в первую очередь.

Иосиф Джугашвили (Сосо) в исполнении Владимира Кошевого точен в движениях, убедителен в интонации. Минимум грима, но как похож! Правда, не на Сосо, а на того, кого мы знаем как Сталина. Или все дело в возрасте актера, которому, в отличие от его героя, уже за сорок? А может, сработал стереотип? По-другому ведь вождя народов, советского генералиссимуса, никогда и не играли. Да и мало что известно о молодом Джугашвили, о чем он сам заблаговременно позаботился.

Можно, кстати, и сравнить — это когда на авансцену выходит Петр Семак в роли уже «состоявшегося Сталина». Всего несколько минут был он перед зрителями, в самой концовке спектакля. Те же, что и у Сосо — Кошевого жесты, акцент, даже тональность монологов. Так и было задумано? Возможно, в этом есть смысл. Но приближает ли он к разгадке, не дающей, как утверждает постановщик, покоя россиянам многих поколений: как стало возможным появление в нашей стране такого тирана?

Сама идея постановки появилась у Валерия Фокина еще три года назад. Хотел приурочить ее к 100-летию Октябрьской революции. Не успел. Работал над другими, не менее актуальными, на его взгляд, спектаклями. И над пьесой, в которой использовал фрагменты из булгаковского «Батума», «Бесов» Достоевского, а также современных текстов и архивных документов, касающихся детства и юности Сталина.

Как в свое время признавался «Труду» Валерий Владимирович, личность Сталина его поразила и в чем-то увлекла. «Мы привыкли думать, что это полуграмотный грузинский крестьянин, — рассказывал он, — с трудом говорящий по-русски. Ерунда. Когда было надо, он хорошо говорил на русском. Знал также греческий язык. Не исключено, еще и английский, по крайней мере учил его в зрелом возрасте. Интересная фигура! И по-своему страшная».

Явление действительно «страшной фигуры» венчает спектакль «Рождение Сталина» (первоначальное название было «Молодой Сталин»). Она поднимается из оркестровой ямы неспешно, давя размерами и серостью окраса (намек на воскрешение мертвеца?). Ни звука по обе стороны рампы. Зритель безмолвствует. Знать бы, о чем он думает в этот момент...

Фестивальные хиты «Опасная близость» и «Актерище» появились в онлайн-кинотеатрах

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадры с сайта kinopoisk.ru

В Москве прошел фестиваль стриминговых платформ Original+, в котором приняли участие 11 ярких новинок. Гран-при завоевала комедия «Актерище» с Дмитрием Нагиевым в главной роли. А приз «За оригинальное...

Сыгравший главную роль в фильме «Почтарь» актер, можно сказать, его спас

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
За Петровым интересно наблюдать каждую минуту его экранного существования, о его герое интересно размышлять. Кадр с сайта

С фестивального экрана - и сразу в широкий прокат. Такой стремительный путь проделал фильм Андрея Разенкова «Почтарь», который участвовал в программе только что завершившегося Московского международного кинофестиваля. Нынче этот...

Пройдемся по городу на Неве со сборником стихов Николая Заболоцкого

Ирина Смирнова, Санкт-Петербург
Труд
В 1929 г. Николай Заболоцкий снял комнату в Ленинграде на Большой Пушкарской улице, 36, в квартире № 9. Фото: Russian Archives, globallookpress.com

Классика русской поэзии Николая Заболоцкого (1903-1958), выдающегося переводчика не видно и не слышно в сегодняшнем Петербурге. Ни в топонимике, ни в городской скульптуре, ни в каких других популярных...

Более 250 фильмов из 50 стран покажут на Московском международном кинофестивале, который стартует на днях

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадр из фильма «Семейное счастье» с сайта kinopoisk.ru

ММКФ — один из старейших кинофорумов в мире. На протяжении десятилетий фестиваль был для наших зрителей настоящим «окном в мир». Здесь представляли свои ленты Федерико Феллини, Марсель Карне, Анджей...

Телеканал «Россия» завершил показ сериала «Адмирал Кузнецов»

Сергей Беднов
Труд
Кадр с сайта kinopoisk.ru

На подходе еще дюжина проектов о Великой Отечественной. Хотя и так ежегодно появляется немалое количество фильмов о войне. Только чем их больше, тем чаще гложет сомнение: а все ли продюсеры, начиная работу,...

Вахтанговский театр показал на фестивале «Черешневый лес» коллективное сочинение «Солнце Ландау»

Любовь Лебедина
Труд
Байопик в стилистике клипов читается в виде последних известий из жизни гениального физика. Фото: tvoyplanetary/globallookpress.com

В нынешнем году мир отмечает 100-летие квантовой механики. У истоков которой стоял в том числе и Лев Ландау, выдающийся советский физик. Ну и при чем тут сцена? Не скажите! Вахтанговский театр решил показать...

Какие современные фильмы о войне западают в душу

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадр из фильма «Брестская крепость» с сайта

В советское время были созданы сотни картин о подвиге народа в годы Великой Отечественной войны. Среди них такие шедевры, как «Баллада о солдате», «Летят журавли», «А зори здесь тихие»,...

В отличие от персонажа Веры Алентовой из фильма «Москва слезам не верит» у теперешних героинь есть один надежный путь «наверх»

Сергей Беднов
Труд
Катерине Тихомировой приходилось очень несладко

На носу Первомай. Раньше он назывался День международной солидарности трудящихся. В конце 80-х она приказала долго жить, а определение «трудящийся» стало ассоциироваться с нехорошим словом «нищеброд»....

Актер раскрыл «Труду» секрет своей отличной физической формы, а также кое в чем признался насчет работы

Элиза Светлова
Труд
Дмитрий уверяет: он пожилой человек, на ладан дышит. Что-то незаметно. Фото: Анатолий Ломохов, globallookpress.com

Сериал «Санкционер» снимают для телеканала СТС. Кино об олигархе, который попал под санкции, обеднел и вернулся в родной провинциальный городок. В главной роли — Дмитрий Нагиев. Запланировано 17 серий...

Культура 00:06 / 18 Апреля 2025 5554
В десятку!

Топ-10 фильмов, которые нельзя пропустить на ММКФ

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Кадр из к/ф «Семейное счастье». Фото: kinopoisk.ru

Военной драмой «В списках не значился» по роману писателя-фронтовика Бориса Васильева 17 апреля открылся Московский международный кинофестиваль. Он продлится до 24 апреля. В программе киносмотра...

Вряд ли данные строки знакомы Бену Аффлеку, признавшемуся, что он ненавидел костюм Бэтмена

Труд
Фото: DC Entertainment/Zumapress.com, globallookpress.com

Любому зрителю, рожденному в СССР, конечно, памятны эти слова песни из новогодней комедии «Чародеи». Если кто забыл, продолжаются они так: «непринужденно, легко и вальяжно». Вряд ли данные строки знакомы...

Культура 20:01 / 26 Апреля 2025 5205
Не прекрасные няни

Анна Хилькевич уверена: далеко не все няни так прекрасны, как в известном сериале

Труд
По словам Анны, она уже прогнала с полсотни кандидаток. Фото: Наталья Шатохина/news.ru, globallookpress.com

Наверное, в каждой второй мелодраме, идущей на «России» или «Домашнем», милая девушка из провинции устраивается няней к детям богатого холостяка. И, конечно, оказывается сущим ангелом. Но далеко...

Об этом читателям «Труда» рассказала оперная дива Василиса Бержанская

Ульяна Калашникова, Санкт-Петербург
Труд
Василиса Бержанская в опере «Анна Болейн», Немецкая опера (Берлин). Фото: Imago/Martin Müller, globallookpress.com

Творческий график оперной певицы Василисы Бержанской расписан на годы вперед, а ее рабочая неделя может проходить сразу в нескольких странах. Сегодня выступление в Венской опере, завтра — в Ла Скала,...

Московский музей Рахманинова на грани ликвидации

Елена Широян, искусствовед
Труд
Дому 6/2 на Большой Ордынке московские власти нашли другое применение. А Рахманинова попросили на выход с вещами… Фото из открытых источников

«Подыщем классику новый дом, попроще. И вообще, не слишком ли много в Москве музеев? А тут еще частные плодятся. И занимают здания в центре столицы!» Не так ли рассуждают в столичной...

Режиссер хотел избежать сентиментальности, слащавости, и это ему удалось

Анна Чепурнова
Труд
В премьерном спектакле Сирано постоянно ведет бой. Фото с сайта театра «Сатирикон»

В «Сатириконе» Константин Райкин выпустил «Сирано де Бержерака» Ростана. Еще осенью он рассказывал «Труду» про то, что думал об этой постановке давно и что это единственный случай, когда на сцене его театра...

Как маэстро Канторов несет классику в массы

Людмила Безрукова, Санкт-Петербург
Труд
Фото: Heiner Heine/imagebroker.com, globallookpress.com

Концерты классической музыки в многотысячных залах и в дачных садоводствах, выступления в студенческих клубах и Домах творчества, международные фестивали, собирающие аншлаги в России и за рубежом... И все...