Транспортным коллапсом угрожают поправки в ПДД, вступающие сегодня в силу. Согласно подписанному пять дней назад постановлению правительства все междугородные автобусы и маршрутки должны быть оснащены ремнями безопасности для всех пассажиров. Администрация автопарков стоит перед выбором: снимать большую часть транспорта с маршрутов или выводить на рейсы, нарушая правила и рискуя попасть на штрафы.
Изменились не только правила дорожного движения, но и «Основные положения по допуску транспортных средств к эксплуатации». Раньше на ремни можно было не обращать внимания, если они не были предусмотрены конструкцией транспортного средства. С 1 марта правительство обязало перевозчиков оснастить автобусы ремнями и заставить пристегиваться всех.
Масштаб бедствия
«В России 850 тысяч автобусов, более 100 тысяч курсируют между городами. Большинству из них более 25 лет. Ремни там крепить некуда. У новых японских моделей они тоже отсутствуют», — заявил «Труду» председатель Московского транспортного союза Юрий Свешников.
Оборудовать один автобус ремнями стоит около 100 тысяч рублей, маршрутку — 10 тысяч. Свешников убежден, что, если это поручить перевозчикам, они не будут из экономии заказывать ремни у производителей, а прикрутят их сами. «А значит, о безопасности не может быть и речи», — говорит он.
Поспешишь — людей удушишь
Перевозчики шокированы выходом постановления. Трех рабочих дней явно недостаточно для переоборудования почти всего парка. «Будем ездить, как сейчас. В старых „Газелях“ прикручивать ремни некуда. Попадемся — будем платить на месте», — говорит водитель маршрутки Москва — Обнинск. «Я считаю этот документ ошибкой. Возможно, премьер его подписал в спешке, другого объяснения не нахожу», — считает президент Коллегии правовой защиты Виктор Травин.
В Кабмине спешку объясняют ростом числа аварий с пассажирским транспортом. Глава ГИБДД Виктор Кирьянов еще в конце 2009 года заявил, что ремни безопасности снижают тяжесть последствий при аварии вполовину. Эксперты уверены: спешно прикрученные ремни, напротив, чреваты удушением и другими травмами.
Кому это надо
«Президент предложил внести эти поправки еще 6 августа, у чиновников было восемь месяцев на разработку техрегламента — какие ремни на какие машины, как и кому прикручивать. Но его нет», — говорит Свешников. По его словам, требуется еще минимум полгода на доработку документа. Юристы и перевозчики сходятся в одном: в убытке от новшества останутся все, кроме ГИБДД. Если инспектор остановит автобус на трассе и окажется, что вы не пристегнуты, то возможны два сценария. Если ремни предусмотрены, вам грозит штраф 200 рублей. Если ремней нет, штраф неправомерен.
Штрафы
1000 — с водителя, 200 — с пассажира
За не пристегнутые во время движения ремни с водителя возьмут 500 рублей штрафа (Кодекс об административных правонарушениях, ст. 12.6). С сегодняшнего дня столько же придется заплатить за непристегнутых пассажиров, даже если