ФКИ занимается в ФИДЕ (Международной шахматной федерации) вопросами, связанными с организацией международных турниров, ведением официального рейтинг-листа, поиском деловых партнеров и спонсоров, а фирма Октагон - один из лидеров мирового спорта по рекламе.
Глава ФКИ Артем Тарасов, в недалеком прошлом небезызвестный в России политик и бизнесмен, ныне проживающий в Лондоне, отметил, что план сотрудничества Октагон - ФКИ разработан до 2017 года и уже на первом этапе даст 27 миллионов долларов.
Итак, подписан акт договора (со стороны ФКИ это сделал Тарасов, а от Октагона - ее первый вице-президент Айдан Дей). Присутствующим на этой процедуре президенту ФИДЕ Кирсану Илюмжинову и президенту Российской шахматной федерации Андрею Селиванову было задано немало острых вопросов.
Ответы на них далеко не всегда удовлетворяли аудиторию. Например, вопрос главного редактора журнала "64 - Шахматное обозрение" Александра Рошаля, адресованный Илюмжинову, почему в новогоднем рейтинг-листе не был обсчитан матч Каспаров - Крамник и молодой россиянин вместо первой строчки рейтинга оказался на третьей, пропустив вперед не только Каспарова, но и Ананда, фактически остался без ответа. Правда, Тарасов небрежно бросил: "Вполне возможно, матч все-таки будет обсчитан".
Интерес вызвало сообщение о серии турниров Гран-при или Лиге чемпионов с участием тридцати двух сильнейших шахматистов. По аналогии с теннисом они в 8 - 10 фиксированных турнирах по трем лучшим результатам каждого участника определят сильнейшего шахматиста года. Однако было выявлено, что система подсчета очков при определении победителя далека от совершенства и требует не просто корректировки, а коренного улучшения.
Затрагивался вопрос и о юбилеях и памятных датах, а их в этом году немало: Анатолию Карпову исполняется 50 лет, Виктору Корчному - 70, Марку Тайманову - 75, Василию Смыслову - 80, а старейшему гроссмейстеру мира Андрэ Лилиенталю - 90! Такую же дату - 90-летие Михаила Ботвинника будем отмечать, увы, уже без него.
Наиболее острым было обсуждение нового контроля времени на ближайших турнирах.
ФИДЕ в последние годы интенсивно ведет переговоры с МОК (Международным олимпийским комитетом) о включении шахмат в олимпийское движение. Это позволило бы шахматистам в своих странах иметь поддержку со стороны Национальных олимпийских комитетов. Но для вхождения в олимпийскую семью ФИДЕ должно выполнить ряд требований МОК. Чтобы ускорить процедуру приема, ФИДЕ за последние месяцы предприняла целый ряд шагов в этом направлении. В частности, это касается одного из таких важных в турнирной практике компонентов, как изменение игрового контроля времени.
В ноябре прошлого года на закрытии Всемирной шахматной олимпиады в Стамбуле президент ФИДЕ Кирсан Илюмжинов заявил, что ФИДЕ начала поистине революционные преобразования. С января 2001 года все соревнования будут проходит на часах Фишера с новым контролем времени: они способны автоматически фиксировать дополнительные 30 секунд на каждый ход. На последующих заседаниях Президентского совета ФИДЕ, состоявшихся в Дели и Тегеране, это решение получило полную поддержку.
В чем заключается новшество? Участники будут иметь по семьдесят пять минут на сорок ходов и еще по пятнадцать - до конца партии. Кроме того, с самого начала поединка за каждый сделанный ход добавляется еще по тридцать секунд. Таким образом, по замыслу авторов нововведения значительно сокращается время игры, шахматы становятся более привлекательными для телевидения и более спортивными. Желание похвальное, но к чему это приведет? Не выплеснем ли мы вместе с водой и ребенка?
Для сравнения: контроль, по которому сейчас проводят самые престижные соревнования, выглядит так - 120 минут на сорок ходов, по 60 минут на следующие двадцать ходов и еще по тридцать минут до конца встречи. В менее ответственных турнирах играется на час меньше: 120 минут до первого контроля и по 60 минут до конца.
Журналисты обратили внимание на сложность проведения этого решения в жизнь не только по тому, что количество часов Фишера на сегодняшний день недостаточно, многим они не по карману. Их стоимость от 80 до 100 долларов. Главное, что из-за недостатка времени на обдумывание ходов снизится качество партий, и спортивный элемент будет явно превалировать над творческим, а это действительно обеднит шахматы.
Мое предложение, высказанное на пресс-конференции, сводится к следующему: сделать градацию соревнований и ускорить темп игры, но в разумных пределах. В одних (назовем их классическими турнирами) играть с контролем пять часов (по сто пятьдесят минут каждому) на всю партию, в других - применять "олимпийский контроль" - два часа для обоих партнеров. Это, например, могло подойти для командных соревнований, в частности олимпиад, и удовлетворить МОК. В ответ Илюмжинов сказал, что решение уже принято, возможно, года через три оно будет пересмотрено.
Но этот ответ не вызвал энтузиазма у большинства специалистов. Вот несколько авторитетных мнений. Гроссмейстер Юрий Разуваев, председатель тренерского комитета ФИДЕ: "Не совсем удачный гибрид между классическими и быстрыми шахматами". Борис Постовский, старший тренер мужской сборной команды России: "Ни уму, ни сердцу". Международный арбитр ФИДЕ Владимир Дворкович: "Мое мнение резко отрицательное". Шахматные федерации Германии и Голландии, не согласные с этим решением, намерены не менять контроль времени и направили в ФИДЕ протест.