История с крушением самолета «Фалькон» во Внуково получила новое продолжение. После взятия под стражу руководителя полетов и дежурных диспетчеров в их защиту выступили коллеги. Отраслевой профсоюз дал понять, что не позволит делать из диспетчеров стрелочников.
Руководство Федерации профсоюза авиадиспетчеров сделало заявление, в котором, в частности, потребовало освобождения своих коллег из-под стражи и проведения объективного расследования. Объявлено о начале кампании по поддержке арестованных товарищей, призыве всех авиадиспетчеров России и международного авиадиспетчерского сообщества поддержать позицию ФПАД. В отличие от обычных предприятий, возможности акций протеста со стороны авиационных работников законодательно ограничены. Но тем не менее глава профсоюза Сергей Ковалев в случае игнорирования требований не исключает объявления так называемой итальянской забастовки.
Насколько такие действия возможны и правомочны? За комментарием наш корреспондент обратился к председателю Общероссийского профсоюза авиаработников Анатолию БУНАРЕВУ.
«Итальянская забастовка, когда работник в своих действиях неукоснительно следует инструкции, вполне правомочна, — подтвердил Анатолий Сергеевич. — И возможность ее проведения со стороны ФПАД действительно была озвучена, но такого решения не принималось. Пока диспетчеры заявили о намерении провести во Внуково митинг в поддержку своих товарищей. Не знаю, получили ли они на это разрешение со стороны соответствующих органов, но мы на митинг уже приглашены. Я готов подтвердить, что мы полностью поддерживаем принципиальную позицию ФПАД, тем более что один из задержанных диспетчеров состоит в нашем профсоюзе. Кроме того, сейчас готовим заявление в адрес властных структур. Мы считаем чрезмерно жесткими действия сотрудников Следственного комитета. К подозреваемым отнеслись как к рецидивистам, чье пребывание на свободе или под домашним арестом представляет опасность для общества. Наших коллег прилюдно выводили в наручниках, они выглядели морально и физически истощенными и подавленными. Двое суток они фактически лишены питания и сна. Диспетчеру-девушке даже пришлось вызывать «скорую помощь». Мы за открытое и объективное расследование всех обстоятельств этой ужасной катастрофы. Насколько велика вина задержанных, может решить только беспристрастный суд».
Диспетчеры понимают, что на месте задержанных может оказаться любой из коллег. Ведь в провинциальных аэропортах вряд ли лучше локаторы обзорного поля, которые с трудом обнаруживают движущийся транспорт в условиях плохой видимости. А если дойдет дело до «итальянской забастовки», то обязательно вскроются и другие технические неувязки и нарушения регламента. Строгое следствие букве инструкции, надо надеяться, воздушное движение не парализует, но сбои в расписании прилетов и вылетов почти гарантированы.