В последнее время американские деятели активно муссируют так называемую теорию избыточных производственных мощностей Китая. Они утверждают, что китайские промышленные товары, особенно «новая тройка», включающая электромобили, литийионные аккумуляторы и фотоэлектрические элементы, экспортируются в большом объеме по крайне низким ценам, угрожая развитию промышленности других стран и подрывая мировую экономику. Подобно предыдущим словесным ловушкам, таким как «теория снижения рисков» и «теория экономического пика Китая», нынешняя «теория избыточных производственных мощностей КНР» в полной мере демонстрирует намерения США препятствовать развитию Китая и сохранять свою гегемонию.
«Теория избыточных производственных мощностей Китая» — сплошная ложь
В эпоху глобализации экономики предложение и спрос носят глобальный характер, и потенциал производственных мощностей разных стран определяется их собственными сравнительными преимуществами. Отрасль новых источников энергии Китая быстро развивалась на протяжении десятилетий. Нынешние конкурентные преимущества Китая в области новых источников энергии обусловлены сверхмасштабным рынком Китая, целостной системой производственных цепочек, богатыми человеческими ресурсами, а также огромными инвестициями компаний в НИОК-Р и инновации и неустанными усилиями предпринимателей. Все это результат полноценной рыночной конкуренции, а не так называемых субсидий или недобросовестной конкуренции. В то же время США и Европа активно субсидируют соответствующие отрасли новой энергетики и даже разработали дискриминационную политику субсидирования в отношении зарубежной продукции новой энергетики. Их обвинения в адрес Китая о том, что массовое субсидирование привело к избыточным производственным мощностям, явно демонстрируют приверженность «двойным стандартам».
Цифры не могут лгать. В настоящее время продукция отрасли новых источников энергии Китая в основном поставляется на внутренний рынок и не экспортируется в больших масштабах. Экспорт в США особенно ограничен. Например, в 2023 году объемы производства и продаж автомобилей на новых источниках энергии в Китае составили 9,587 млн и 9,495 млн единиц соответственно, при этом внутренние продажи занимали 87,3%, а экспорт — 12,7%. Поставки в США составили всего 13 тысяч автомобилей, 0,82% от общего объема экспорта. В 2023-м средняя цена китайских электромобилей в Европе превышала 31 тысячу евро, что выше, чем на внутреннем рынке, так что никакого «ценового искажения» не существует. Что касается фотоэлектрических элементов, то в 2023 году производство фотоэлектрических модулей в Китае составило 499 ГВт, а поставки в США — лишь 0,5% от общего экспорта модулей Китая. Приведенные факты показывают, что утверждения об экспорте Китаем «избыточных производственных мощностей» являются голословными.
Китайское производство способствует развитию мировой экономики и «зеленой» трансформации
Недавно на трехсторонней встрече Китай — Франция — ЕС председатель КНР Си Цзиньпин отметил, что китайская индустрия новых источников энергии добилась реального прогресса в условиях открытой конкуренции и представляет собой передовые производственные мощности. Данный сектор не только обогатил глобальное предложение и ослабил инфляционное давление в мире, но и внес значительный вклад в глобальную борьбу с изменением климата и процесс «зеленого» перехода.
В последние годы глобальная экономика столкнулась с проблемами слабого восстановления и высокой инфляции, остро нуждаясь в развитии новых движущих сил и большего предложения высококачественной и эффективной продукции. Мощная промышленность Китая, представленная отраслью новых источников энергии, как раз удовлетворяет этот спрос, давая прочную поддержку стабильности глобальных производственных цепочек и цепочек поставок, обеспечивая новый прирост мировой экономики и эффективно сдерживая глобальное инфляционное давление.
В настоящее время задача глобального «зеленого» и низкоуглеродного развития чрезвычайно сложна. Для достижения целей устойчивого развития ООН на 2030 год и целей Парижского соглашения необходимо сократить по-прежнему существующий огромный разрыв между спросом и предложением производственных мощностей в сфере «зеленой» энергетики. Продукция отрасли возобновляемых источников энергии Китая продолжает вносить выдающийся вклад в глобальные усилия по борьбе с изменением климата и достижению «зеленого» развития. По статистике, в 2023 году на долю Китая пришлось более половины вновь установленной мощности в сфере возобновляемых источников энергии в мире. В 2022 году экспортированное Китаем ветровое и фотоэлектрическое оборудование позволило другим странам сократить выбросы углекислого газа почти на 600 млн тонн. Производственные мощности Китая в новой энергетике представляют собой передовые мощности, крайне необходимые для продвижения глобального «зеленого» развития. Такие высококачественные мощности не являются избыточными, а, наоборот, вырабатываются в недостаточном объеме.
Фабрикация «теории избыточных производственных мощностей Китая» преследует злые умыслы
Согласно логике США, когда они сами предоставляют субсидии, это называется «жизненно важными инвестициями в отрасль», а когда это делают другие страны, это «вызывающая озабоченность недобросовестная конкуренция». Когда США экспортируют продукцию, в которой они имеют сравнительные преимущества, это называется «свободной торговлей», а когда другие страны экспортируют продукцию, в которой они имеют сравнительные преимущества, это называется «избыточными производственными мощностями». Если смотреть в корень, то США, при-крываясь формулировкой «избыточные мощности», под предлогом «справедливой конкуренции» проводят политику протекционизма, продолжая получать огромную добавленную стоимость за счет занятия верхних звеньев цепочки формирования стоимости. Они пытаются удержать Китай и многие другие развивающиеся страны в нижних звеньях цепочки создания стоимости. Это в чистом виде травля и произвол. Что действительно является «избыточным», так это не производственные мощности Китая, а беспокойство США ввиду отсутствия уверенности в себе, а также всевозможная клевета в адрес Китая.
«Теория избыточных производственных мощностей Китая» не сможет сдержать шаги Китая по продвижению трансформации и модернизации промышленности, а также укреплению технологической самостоятельности. Она не поколеблет решимость Китая продвигать высококачественное развитие. Если США продолжат злоупотреблять политикой протекционизма в отношении Китая, Китай примет меры для решительной защиты своих законных прав и интересов.
Недавно президент РФ В.В. Путин успешно совершил государственный визит в Китай. В совместном заявлении, подписанном и опубликованном главами двух государств, четко указывается, что идущие вразрез с правилами ВТО рестрикции препятствуют развитию свободной торговли, оказывают негативное влияние на глобальные производственно-сбытовые цепочки. Россия и Китай решительно выступают против этого. На пресс-конференции президент Путин также заявил, что Россия приветствует активное расширение присутствия на российском рынке китайских автоконцернов и производителей бытовой техники, выразил готовность сотрудничать с китайской стороной в области автомобильной промышленности и высоко оценил явные и очевидные успехи Китая в конкурентной борьбе в сфере производства автомобилей.
В будущем Китай и Россия будут продолжать вместе прилагать усилия, дальше раскрывать потенциал сотрудничества в таких областях, как высокие технологии и новые источники энергии, создавать новые точки роста сотрудничества и вместе писать новую главу взаимных достижений, взаимовыгодного сотрудничества и совместного процветания.