Главная Культура 22:18 31 Марта 2018 3950
Александр Петров: Актера запросто можно посылать в разведку

По словам актера, школу Леонида Хейфеца в ГИТИСе можно сравнить со школой внешней разведки

Александр Славуцкий
Анастасия Мытражик и Александр Петров в спектакле «Вишневый сад» Московского драматического театра имени А. С. Пушкина. Фото: globallookpress.com

Он один из самых востребованных актеров своего поколения: к 28 годам успел сняться в четырех с лишним десятках фильмов, среди которых и такие замеченные зрителем ленты, как «Гоголь. Начало», «Метод», «Полицейский с Рублевки», «Закон каменных джунглей», «Притяжение», «Мата Хари», «Лед». В театрах Ермоловой и Пушкина, где он работает, Александр играет только главные роли. Но и этого ему мало: год назад он создал собственный спектакль «Саша Петров: #ЗАНОВОРОДИТЬСЯ» с декорациями, вынесенными прямо в зрительный зал. Актер читает свои стихи, а за ним следует live-камера, транслирующая каждый шаг на гигантские экраны. И у публики возникает стойкое ощущение, будто она присутствует при съемках фильма. Перформанс, совместивший кино, театр и музыку. Постановка с успехом прошла в Москве, Петербурге и в других городах России. А издательство «Эксмо» представило книгу «#Зановородиться. Невероятная история любви». Здесь собраны стихи Александра Петрова, фото из спектакля и из личного архива артиста.

— Саша, обычно актер если берется за перо, то ближе к мемуарному возрасту. А вы?

— Здесь иной случай. Эта книга появилась благодаря тем людям, что подходили ко мне в киноконцертных залах и просто на улице с вопросом: «Где можно почитать ваши стихи?» А в «Сапсане», на котором я возвращался в Москву после петербургского спектакля, подошел один такой человек и посоветовал издать сборник, чтобы, как сейчас говорят, «закрыть гештальт». Вот тогда я задумался уже предметно. Помимо стихов здесь несколько честных интервью с создателями постановки, а еще часть книги составляют свободные страницы. Я сам люблю писать от руки, и это издание предлагаю каждому использовать как записную книжку. Например, занести мысли, рожденные моими стихами. Понимаю, звучит самонадеянно, но вдруг?

— Есть ли среди стихотворений особенно заветное, написанное по вдохновению?

— Такие высокие понятия, как «призвание» и «вдохновение», я к себе не применяю. Пишется — и пишется. Если кого-то мой спектакль заставил задуматься о серьезном в этой жизни, сделал чуточку лучше и чище — отлично. Но я не считаю себя писателем. Эта книга — просто бумага, на которой напечатаны мои стихи.

— А откуда берутся ваши стихотворения?

— Они точно не появляются в результате большого творческого замысла. Сначала есть хаотично разбросанные строчки, непонятно как приходившие в голову. Обычно я записываю их в телефон. Потом уже из них получаются стихи. А в данном случае все это вылилось в историю любви молодого человека. Стихи — единственный его способ общения с девушкой. Наш спектакль всегда разный, там три четверти текста — импровизация, которая может завести куда угодно.

— И как вам удалось заинтересовать продюсеров таким проектом, который «может завести куда угодно»?

— Значительную часть бюджета я оплатил из своих средств. Сыграв несколько ролей в кино, потратил деньги не на квартиру, а на спектакль. Наверное, как вложение капитала это не лучший вариант. Но если бы я пошел к какому-нибудь продюсеру, тот навязал бы свои условия. Впрочем, даже если бы возможности сделать постановку не представилось, я бы снимал стихи на мобильный телефон, выкладывал бы их в интернет — и уверен, рано или поздно это привело бы к результату.

Спектакль появился потому, что во мне, словно вулкан, кипит эта страсть. И на каждом представлении и я, и публика это понимаем и ценим.

— Недавно вышла на экраны романтическая лента «Лед». У вас там опять главная роль: хоккеиста Саши Горина, который помогает оправиться от тяжелой травмы молодой фигуристке: Я слышал, что вы в этой ленте оказались по случаю. По счастливому?

— Любопытная вышла история. Кастинг на «Лед» начался еще во время съемок «Притяжения». Продюсеры и там и тут одни: Миша Врубель и Саша Андрющенко. И вот они воодушевленно рассказывают мне о планах: съемки будут проходить на Байкале, вовсю идет поиск актера на главного героя. А я еще думаю: что ж меня-то не приглашаете на пробы? Но напрашиваться как-то неловко. Когда до съемок остается пара недель и группа уезжает в Иркутск, они решают все-таки меня попробовать. И прямо на следующий день меня утверждают. Так я влетел в последний вагон поезда под названием «Лед». В первую очередь это классная история — простая, но красивая, с юмором и хорошей музыкой.

— Съемки действительно проходили и на озере Байкал. Чем вам запомнилось это место?

— Когда выходишь на байкальский лед, он вдруг начинает с тобой разговаривать. Днем голос у него трескучий, громкий, а вечером его почти не слышно — можно уловить лишь шепот, приложив ко льду ухо. Удивительное, энергетически очень сильное место!

— В фильме играет и Мария Аронова. А вы, говорят, с ней очень дружны.

— Это правда, у нас дружеская любовь — и актерская, и человеческая. Я только начинал свой путь, а Аронова, уже тогда глыба в театре и кино, посмотрела «Фарцу» со мной. Нашла где-то мой телефон. Поднимаю трубку и слышу такой знакомый, хорошо поставленный голос: «Саша, здравствуй! Меня зовут Мария Аронова, я артистка Театра Вахтангова». И дальше последовали теплые слова о моей работе. Я в изумлении так и застыл... Потом долго передавали друг другу приветы и вот на съемочной площадке «Льда» наконец-то встретились. Просто подошли друг к другу, обнялись. Никаких громких слов, а радость огромная.

— В фильме вы на коньках исполняете сложные трюки. Вы и раньше хорошо катались?

— Я?! Едва стоял на коньках. Для съемок пришлось много тренироваться, заниматься с хорошими тренерами. А тут еще моя племянница очень прилично катается, и мне хотелось подтянуться за ней. Ну а насчет трюков в кадре: Скажу честно: это не я, это дублеры. С помощью компьютерной графики их трюки мне «пририсовывали». Ведь даже если бы подготовка к съемкам длилась полгода, выйти на уровень спортсменов, которые профессионально катаются с ранних лет, нереально. А представьте, если я получу травму? Съемки встали, вложенные в фильм деньги пропали. Нет, кино — это дело коллективное, где каждый отвечает за свой участок работы. Индустрия!

— Как вам удалось избежать проходных ролей, которые обязательны почти для каждого молодого актера?

— За это надо сказать большое спасибо моему агенту Кате Корниловой, с которой я работаю уже девять лет. Мы познакомились, когда я еще учился в институте, на студенческом спектакле. Я тогда жил в общежитии, очень хотел снять квартиру и потому был согласен сниматься где угодно. А Катя тратила часы на телефонные разговоры, чтобы отговорить меня от глупостей. И даже за моей спиной отказывала некоторым желавшим снимать меня, говорила, что «Петров сейчас занят в нескольких фильмах», хотя я сидел без работы. А меня убеждала в том, что время стоящих ролей придет, поэтому сейчас не надо размениваться на пустяки. Так оно и вышло в конце концов.

— Вам часто приходится играть невротических персонажей. Легко ли потом выходить из образа и возвращаться к себе?

— Я же учился в ГИТИСе, а школу Леонида Ефимовича Хейфеца в этом отношении можно сравнить со школой внешней разведки. Там и там учат прикидываться кем угодно, причем делать это убедительно.

— Убереглись ли вы от звездной болезни? Если да, то поделитесь рецептом.

— Да нет никакого рецепта! От всякой ерунды могут уберечь только работа, потребность учиться новому и развиваться, желание сделать еще один шаг в профессии. Кстати, из мастерской Леонида Ефимовича вышли Артур Смольянинов, Вика Толстоганова, Саша Молочников, Руслан Братов, Александр Паль, Олег Ребров и многие другие замечательные артисты. Перед ними трудно задрать нос. А если говорить по большому счету, то надо сразу определиться в масштабе. Все же наше российское кино, при всех его успехах, в кинематографическом мире не такое уж грандиозное явление. Наших артистов знают только у нас в стране, тогда как голливудские звезды известны на весь мир. Когда об этом вспоминаешь, «звездиться» как-то неловко.

— Верите ли вы в судьбу?

— Да, иногда вдруг повеет какой-то запрограммированностью, и ты понимаешь, что все в жизни не так случайно, как кажется. Есть у меня одно воспоминание, которое часто всплывает этаким рефреном на разных этапах бытия. Осенью 2009 года я учился на втором курсе, и педагог по сценической речи организовывала для нас вечера-выступления. В тот раз в Доме-музее Пастернака я читал «Быть знаменитым некрасиво». На выступлении присутствовал и Андрей Вознесенский, который уже был тяжело болен, мы понимали, что он уходит. В конце программы я с книгой Вознесенского отправился к нему за автографом. Меня представили Андрею Андреевичу, он глянул на меня и написал что-то в книге. К сожалению, неразборчиво, а переспросить я не решился. Эту книгу бережно храню до сих пор. Время от времени достаю ее и пытаюсь расшифровать то, что поэт мне написал. А потом думаю, что это в конце концов не так важно. Важнее, что тот момент, когда Вознесенский взглянул на меня, я запомнил на всю жизнь — такое впечатление он на меня произвел. Может, именно такие моменты и определяют судьбу?

Пройдемся по городу на Неве со сборником стихов Николая Заболоцкого

Ирина Смирнова, Санкт-Петербург
Труд
В 1929 г. Николай Заболоцкий снял комнату в Ленинграде на Большой Пушкарской улице, 36, в квартире № 9. Фото: Russian Archives, globallookpress.com

Классика русской поэзии Николая Заболоцкого (1903-1958), выдающегося переводчика не видно и не слышно в сегодняшнем Петербурге. Ни в топонимике, ни в городской скульптуре, ни в каких других популярных...

Сыгравший главную роль в фильме «Почтарь» актер, можно сказать, его спас

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
За Петровым интересно наблюдать каждую минуту его экранного существования, о его герое интересно размышлять. Кадр с сайта

С фестивального экрана - и сразу в широкий прокат. Такой стремительный путь проделал фильм Андрея Разенкова «Почтарь», который участвовал в программе только что завершившегося Московского международного кинофестиваля. Нынче этот...

Вахтанговский театр показал на фестивале «Черешневый лес» коллективное сочинение «Солнце Ландау»

Любовь Лебедина
Труд
Байопик в стилистике клипов читается в виде последних известий из жизни гениального физика. Фото: tvoyplanetary/globallookpress.com

В нынешнем году мир отмечает 100-летие квантовой механики. У истоков которой стоял в том числе и Лев Ландау, выдающийся советский физик. Ну и при чем тут сцена? Не скажите! Вахтанговский театр решил показать...

Более 250 фильмов из 50 стран покажут на Московском международном кинофестивале, который стартует на днях

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадр из фильма «Семейное счастье» с сайта kinopoisk.ru

ММКФ — один из старейших кинофорумов в мире. На протяжении десятилетий фестиваль был для наших зрителей настоящим «окном в мир». Здесь представляли свои ленты Федерико Феллини, Марсель Карне, Анджей...

Телеканал «Россия» завершил показ сериала «Адмирал Кузнецов»

Сергей Беднов
Труд
Кадр с сайта kinopoisk.ru

На подходе еще дюжина проектов о Великой Отечественной. Хотя и так ежегодно появляется немалое количество фильмов о войне. Только чем их больше, тем чаще гложет сомнение: а все ли продюсеры, начиная работу,...

Какие современные фильмы о войне западают в душу

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадр из фильма «Брестская крепость» с сайта

В советское время были созданы сотни картин о подвиге народа в годы Великой Отечественной войны. Среди них такие шедевры, как «Баллада о солдате», «Летят журавли», «А зори здесь тихие»,...

В отличие от персонажа Веры Алентовой из фильма «Москва слезам не верит» у теперешних героинь есть один надежный путь «наверх»

Сергей Беднов
Труд
Катерине Тихомировой приходилось очень несладко

На носу Первомай. Раньше он назывался День международной солидарности трудящихся. В конце 80-х она приказала долго жить, а определение «трудящийся» стало ассоциироваться с нехорошим словом «нищеброд»....

Актер раскрыл «Труду» секрет своей отличной физической формы, а также кое в чем признался насчет работы

Элиза Светлова
Труд
Дмитрий уверяет: он пожилой человек, на ладан дышит. Что-то незаметно. Фото: Анатолий Ломохов, globallookpress.com

Сериал «Санкционер» снимают для телеканала СТС. Кино об олигархе, который попал под санкции, обеднел и вернулся в родной провинциальный городок. В главной роли — Дмитрий Нагиев. Запланировано 17 серий...

О нобелевском лауреате мы попросили рассказать поэта и публициста Юрия Кублановского, хорошо знавшего Иосифа Александровича

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
У Бродского не было четкого «общественно-политического лица» - скорее мировоззренческое. Фото: Photoagency Interpress, globallookpress.com

В эти дни могло бы исполниться 85 лет Иосифу Бродскому, великому поэту, лауреату Нобелевской премии. Он мог бы еще жить, писать стихи. Но Бродского не стало в 55 лет — больное сердце не выдержало...

Культура 00:06 / 18 Апреля 2025 5941
В десятку!

Топ-10 фильмов, которые нельзя пропустить на ММКФ

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Кадр из к/ф «Семейное счастье». Фото: kinopoisk.ru

Военной драмой «В списках не значился» по роману писателя-фронтовика Бориса Васильева 17 апреля открылся Московский международный кинофестиваль. Он продлится до 24 апреля. В программе киносмотра...

Вряд ли данные строки знакомы Бену Аффлеку, признавшемуся, что он ненавидел костюм Бэтмена

Труд
Фото: DC Entertainment/Zumapress.com, globallookpress.com

Любому зрителю, рожденному в СССР, конечно, памятны эти слова песни из новогодней комедии «Чародеи». Если кто забыл, продолжаются они так: «непринужденно, легко и вальяжно». Вряд ли данные строки знакомы...

Московский музей Рахманинова на грани ликвидации

Елена Широян, искусствовед
Труд
Дому 6/2 на Большой Ордынке московские власти нашли другое применение. А Рахманинова попросили на выход с вещами… Фото из открытых источников

«Подыщем классику новый дом, попроще. И вообще, не слишком ли много в Москве музеев? А тут еще частные плодятся. И занимают здания в центре столицы!» Не так ли рассуждают в столичной...

Культура 20:01 / 26 Апреля 2025 5647
Не прекрасные няни

Анна Хилькевич уверена: далеко не все няни так прекрасны, как в известном сериале

Труд
По словам Анны, она уже прогнала с полсотни кандидаток. Фото: Наталья Шатохина/news.ru, globallookpress.com

Наверное, в каждой второй мелодраме, идущей на «России» или «Домашнем», милая девушка из провинции устраивается няней к детям богатого холостяка. И, конечно, оказывается сущим ангелом. Но далеко...

Об этом читателям «Труда» рассказала оперная дива Василиса Бержанская

Ульяна Калашникова, Санкт-Петербург
Труд
Василиса Бержанская в опере «Анна Болейн», Немецкая опера (Берлин). Фото: Imago/Martin Müller, globallookpress.com

Творческий график оперной певицы Василисы Бержанской расписан на годы вперед, а ее рабочая неделя может проходить сразу в нескольких странах. Сегодня выступление в Венской опере, завтра — в Ла Скала,...

Как маэстро Канторов несет классику в массы

Людмила Безрукова, Санкт-Петербург
Труд
Фото: Heiner Heine/imagebroker.com, globallookpress.com

Концерты классической музыки в многотысячных залах и в дачных садоводствах, выступления в студенческих клубах и Домах творчества, международные фестивали, собирающие аншлаги в России и за рубежом... И все...

Частный Музей бомжей открылся в Северной столице

Людмила Безрукова, Санкт-Петербург
Труд
Самих бездомных в музей, если что, пустят. Но ненадолго. И не бесплатно. Фото: Андрей Пронин/Zumapress.com, globallookpress.com

У петербургских бездомных появился свой музей. «В этом пространстве можно найти все, что горожане должны знать об истории российского бродяжничества с древних времен и до конца ХХ века», —...