Главным героем завершившегося легкоатлетического сезона, несомненно, стал угандийский стайер Джошуа Чептегеи, обновивший два мировых рекорда в беге на 5000 и 10 000 метров. Эти поистине выдающиеся результаты стали итогом сотрудничества двух незауряднейших людей — самого бегуна и его тренера голландца Эдди Рюйтера. Эдди сам по себе — весьма колоритная личность, а его путь в спорте необычен для специалиста столь высокого уровня. Об этом он лично рассказал корреспонденту «Труда».
— В молодости я сам активно и довольно успешно занимался спортом. 10 километров бежал быстрее 30 минут, а в триатлоне входил в пятерку лучших в Голландии, при этом именно бег был моей сильной стороной: многое из того, что я уступал соперникам в плавании и велогонке, мог потом о-тыграть в беговой дисциплине. Основная же моя профессия была далека от спорта — я в течение 23 лет отвечал за качество готовой продукции в одном из подразделений знаменитой фирмы IKEA. Но спорт, особенно бег, всегда был моей страстью.
С юных лет я также был увлечен тренерской деятельностью. Лет в 14 купил первую книгу по методической подготовке спорт-сменов. Потом их изучил немало. Сначала я тренировал юношей из школы по соседству. Потом, когда тренер моей подруги покинул наш клуб, я взялся тренировать ее, ведущую голландскую триатлонистку. Другой мой ученик — Рой Хорнвег в 2015-м стал чемпионом Голландии в беге на 10 000 метров и рекордсменом страны на «пятерке» — 13:31.
Я много путешествовал по всему миру, посетив 95 стран на всех континентах. Спортивный менеджер из Global Sports Communication Юрри Ван дер Вельден знал, что самой большой моей страстью были поездки в экзотические страны. Он в Уганде тренировал двух перспективных юниоров, но решил подключить специалиста поопытнее. Сначала я руководил подготовкой угандийских бегунов удаленно, но вскоре понял, что важно знать условия, в которых тренируются мои подопечные. И пять лет назад я переехал в Уганду, в городок Капчорва.
— И с чего вы начали?
— Мне сразу предложили тренировать группу перспективной молодежи. Все они по национальности сабины (сабеи). Это племя численностью около 300 тысяч человек, они живут на склонах горы Элгон в восточной части Уганды, недалеко от границы с Кенией. Относятся к тому же народу календжин, что и большинство кенийских чемпионов по бегу.
Конечно, мне повезло с талантливыми учениками. Однако передо мной встала проблема. Дело в том, что Капчорва располагается в высокогорье, на крутом склоне горы, где очень трудно проводить полноценные тренировки. Приходится на авто либо подниматься еще выше по склону, либо спускаться до саванны — это занимает 45 минут езды.
— Какой-то еще экзотикой удивила вас африканская природа? Нет ли опасности во время пробежек натолкнуться на крупных хищников?
— Нет, окрестные территории здесь давно освоены под сельхозугодья. Бывает, мои ученики бегут кросс по саванне — и натыкаются на большие стада коров. Надо ждать, пока они пересекут дорогу или расступятся.
— А где вы откопали такой самородок, как Джошуа Чептегеи?
— Джошуа с малых лет занимался футболом, потом легкой атлетикой — прыжками. Но настоящий талант его прорезался в беге на выносливость. В 2014 году он выиграл чемпионат мира среди юниоров на дистанции 10 километров, и потом я с ним начал работать. У него широкий диапазон: 1500 метров Джошуа бежит за 3:37, а на полумарафоне он занял 4-е место на недавнем чемпионате мира — всего через неделю после установления мирового рекорда на «десятке».
Впрочем, в нашей группе есть парни и девушки, талантом не уступающие Джошуа. Чемпионка мира 2019 года на 800 метров Халима Накаайи, № 4 в мировом рейтинге Винни Наньондо, Перут Чемутай была 5-й на 3000 метров с препятствиями на ЧМ-2019 в Дохе, Рональд Мусагала дважды побеждал на этапах «Бриллиантовой лиги» в минувшем году на «полуторке». Таким звездным составом мало кто может похвастаться.
— Чем еще кроме природных данных ваши подопечные отличаются от тех же европейцев?
— Джошуа — выходец из семьи учителей, учился в столичном университете филологии и лингвистике. И еще он приобщил меня к садоводству. Поразительно, но все эти талантливые угандийские девушки и юноши, которые тренируются у меня, ради роста мастерства готовы непрерывно жить и работать в тренировочном лагере. Скажем прямо, голландских легкоатлетов сложно было бы уговорить на такое самоотречение: у них помимо спорта много разных важных дел и развлечений.
— Некоторые специалисты считают, что именно Джошуа способен первым пробежать марафон быстрее 2 часов. Или вы его побережете для более скоростных дистанций в 5 и 10 километров?
— Мы в нынешнем сезоне в начале года убедились, что организм Джошуа хорошо реагирует на длительные беговые нагрузки. Это дает нам уверенность, что в будущем он сможет быстро преодолевать и марафонскую дистанцию. При отсутствии специализированной подготовки пробежать полумарафон 59:21 — это здорово. Кстати, чемпионат мира в этой дисциплине выиграл еще один угандиец, 19-летний Джейкоб Киплимо, показавший на финише 58:49. Этого парня тренируют итальянцы. И он мог бы стать хорошим партнером, если будет возможность бежать на рекорд в марафоне.
— Как долго вы праздновали итоги 2020 года, триумфального для Джошуа и для вас?
— Начиная с 2015 года в среднем я провожу по шесть месяцев в Уганде и шесть — в Голландии или разъезжая по миру. На сей раз с августа 2019 года я непрерывно тренировал стайеров в Уганде. После чемпионата мира по полумарафону 17 октября я отправился в Нидерланды на 12 дней. В течение этого времени с моими учениками занимался угандийский коллега. Но теперь я возвращаюсь к ним. С конца октября и до Олимпиады 2021 года я останусь в Уганде. Игры в Токио — 2021 — главная цель на ближайшее время. На празднования времени нет.
— Вы объездили без малого сотню стран мира. Когда заглянете в Россию?
— Да, у вас я еще не был, но надеюсь, что в России скоро разрешат провести крупные международные соревнования. И мы с Джошуа приедем за победой и очередным мировым рекордом...