- Эвелина, кто вам привил чувство стиля, ведь на факультете журналистики этому не учат?
- Журналистика - черная дыра, куда помещаются все человеческие знания, видимо, поэтому ее считают одной из базовых профессий. Все люди рождаются с определенным набором талантов. Мне Бог дал талант видеть красивое, и я его постоянно использовала, несмотря на определенное сопротивление среды. Моя мама - обладательница классического вкуса, она предпочитает английский стиль. Моя тетя прекрасно шила, и меня великолепно одевали в детстве. Долгое время я была единственным ребенком в достаточно большой семье. Меня часто баловали - дарили красивые платьица, туфельки, куколок. Не могу сказать, что семья была обеспеченная. Но хороший вкус дан нам для того, чтобы экономить.
- Не подумываете о создании своей линии одежды?
- Я не имею ни малейшего отношения к созданию одежды и надеюсь, что в дальнейшем иметь не буду. Мы все в детстве рисовали нарядных принцесс. Но работе дизайнера моды нужно долго учиться. Не надо думать, что нарисовал платьице - и все, ты дизайнер. Кстати, даже не всякий человек, получивший образование на данном поприще, является дизайнером моды, потому что искра божья, к несчастью, не выдается вместе с дипломом.
- Журнал "Маруся", который вы издавали, выходит до сих пор?
- Это трагический деловой опыт в моей жизни. Я полностью доверяла тому человеку, который предложил мне сделать для него этот журнал, но чуть позже выяснилось, что по документам я к своему собственному детищу не имею никакого отношения. Между тем там до сих пор используется тот рубрикатор, который был придуман мной. Да и название было выбрано мною: помню, ходила к Славе Зайцеву, у которого к тому моменту во Франции вышли духи "Маруся", и просила разрешения использовать приглянувшееся имя в логотипе моего проекта. Он великодушно разрешил.
- Как вам удается совмещать руководство журналом, съемки ежедневной программы на ТВ и озвучивание кино?
- Пока я озвучила только героиню Мэрил Стрип в фильме "Дьявол носит "Прада". Будучи мамой 11-летнего мальчика, я бы не отказалась озвучить какой-нибудь мультфильм, чтобы сделать сыну приятное.
- Какую-нибудь принцессу?
- Нет, у меня голосовые данные для ее озвучивания не подходят. Хотя попробовать сымитировать можно.
- Но не Конька же Горбунка!
- А кто сказал, что он не девочка?! У меня обширный радиоопыт, и я готова подарить свой голос любому персонажу, если он в понимании моего сына крут.
- Когда вы говорите, действительно можно заслушаться. У вас от природы такая поставленная речь?
- Спасибо за комплимент. У меня мама - преподаватель русского и литературы, бабушка - немецкого, тетя - инженер высокой квалификации, благодаря ей существуют многие нефтяные скважины и трубопроводы.
- А благодаря вашему "Модному приговору" в нашей стране стало больше стильных и уверенных в себе женщин.
- "Модный приговор" выполняет, на мой взгляд, государственную задачу, и не только эстетическую, но и психологическую. Женщина хорошо работает, когда она счастлива. Счастлива она, когда в том числе чувствует себя красивой. Я абсолютно уверена, что как только каждая женщина обретет свое красивое платье, производительность труда в нашей стране резко возрастет, национальный валовый продукт станет значительно лучше и больше.
- Вы считаете, что телепрограмма способна повлиять на преобразования в масштабе всей страны?
- Абсолютно уверена. Вы не представляете, какое количество штампов и стереотипов в сознании наших женщин, пока не увидите эту программу, где на примере не модели, не манекена, а живого человека со всеми его минусами и плюсами фигуры популярно объясняют, что такое мода. Я считаю, что Первый канал сделал революцию в мозгах!
- А вот на канале СТС не первый год выходит программа "Снимите это немедленно" - там тоже делают из простушек красавиц.
- Не видела эту программу в русском воплощении, но английская версия меня как человека, как женщину и как специалиста в области моды просто возмутила. Я абсолютно уверена, что российские производители наверняка учли минусы англичан и скорректировали градус злобности. Как можно раздеть женщину перед камерой до нижнего белья и "рыбьим глазом" - объективом, который растягивает и увеличивает все ее недостатки, показать, как она, бедняжка, дрожит, унизить ее перед всем миром?! Это же телевизор, это же всем видно.
- Героини уносят с "Модного приговора" три новых наряда. Но смогут ли они в дальнейшем самостоятельно подбирать себе что-то достойное из одежды? Насколько у нас в стране развиты услуги стилистов?
- Пока у нас их просто нет, в журнал сложно сотрудников нанять. Я своими руками создала такое количество специалистов, что уже пора школу и агентство кадровое открывать. Со временем стилистов станет так же много, как юристов и психологов. А пока приходится воспитывать людей с нуля, потому что еще 10 лет назад этой профессии не было. Но я совершенно уверена, что страна готова к красоте и нам удастся уничтожить понятие "бабская кофта", которыми переполнены все магазины и рынки.
- А сами вы не прибегаете к услугам стилистов?
- Если бы я сама не умела подбирать себе одежду, это было бы по меньшей мере странно. Я всегда твердо знаю, что именно я буду приобретать уже на этапе знакомства с коллекциями следующего сезона. Я должна просматривать все новые коллекции, должна знать, что произвели дизайнеры, для того чтобы формировать журнал. Но я доверяю профессионалам, и если у меня нет времени на шопинг, с удовольствием покупаю что-нибудь из подобранного стилистами для съемок.
- А вы бываете на вещевых рынках?
- На рынке я была один раз - в "Лужниках" в период их расцвета. Хотела понять, что это такое. Увиденное потрясло меня до глубины души. Я уже тогда, лет 15 назад, не могла взять в толк, зачем женщины идут туда, где так неудобно, дискомфортно, страшно, где запросто могут вытащить деньги?!
- Считается, что на рынке дешевле, большой выбор и можно торговаться.
- Достаточно прийти в магазин, чтобы разбить этот стереотип. Негативная особенность русских женщин в позиции: ой, куда ж это я со свиным рылом в калашный ряд? Куда надо, туда и иди, что хочешь, то и спроси, чего достойна, то и купи. Потому что все мы, специалисты мира моды, служим той женщине, которая пришла потратить свои 3 рубля, 300 рублей, миллион рублей. Это ее личное дело, что она купит - духи, туфли или сумку. Или даже совершенно ничего не купит, а только посмотрит и приценится. Она должна прийти в магазин и получить столько внимания и удовольствия, сколько ей нужно. Не нужно ходить на рынок и бояться золотых букв, украшающих вход в модный магазин.
- Отснято 200 выпусков "Модного приговора", вы не отслеживаете, как складываются судьбы героинь?
- Нередко в наших программах можно увидеть бывших обвиняемых, выступающих в роли обвинителей или гостей. Они все великолепно выглядят, в жизни у них происходят изменения, программа приносит в их жизнь праздник.
- Были женщины, которые отвергали выбор стилистов и забирали свой вариант?
- Есть такие. Не сделаешь счастливым насильно. Но мы упорно избавляем людей от стереотипов, и большинство героев с радостью проигрывают команде стилистов.
- У вас в шкафу есть случайные вещи?
- Обязательно. У меня очень спонтанное посещение магазинов: я не могу потратить много времени, поэтому часто делаю покупки, которые потом висят в моем шкафу и ждут своего часа. Дождутся когда-нибудь, я уверена.
- Ваш гардероб обширен?
- Очень, но он постоянно подвергается всевозможным чисткам. Мой род деятельности диктует определенные законы. Я должна своим внешним видом поддерживать то, что декларирую, иначе кто мне поверит?!
- Что вы делаете с вещами, вышедшими из моды?
- В моем гардеробе трудно найти вещи, вышедшие из моды, потому что я предпочитаю классическую базу. Не люблю выкидывать деньги на ветер и поэтому выбираю вещи, которые прослужат мне долго. Прежде чем купить вещь, думаю, с чем буду ее сочетать. У всех великих модниц в шкафу есть что-то из прошлых коллекций. Не нужно стесняться отдавать вещи, дарить их, если они не прижились в вашем гардеробе. Уверена, что скоро на улицах появятся ящики "Армии спасения". С вещами надо расставаться легко.
- Ваш муж сам себе одежду покупает?
- Всегда сам, я ему никогда не помогаю, это невозможно. В моем муже Александре Шумском 2 метра роста, а размер его ноги 48-й. У него много одежды, сшитой по специальным заказам, обувь часто покупаем где-то на выезде. У него великолепный вкус и, в отличие от многих мужчин, он не теряется в магазине.
- Читала, что супруг часто дарит вам часы. Есть примета, что это к разлуке...
- В приметы я не верю, но на всякий случай даю ему 10 копеек.
- Не хотелось вам когда-нибудь радикально поменять свой стиль и стать, например, брюнеткой?
- Я была брюнеткой. Ощущение крайне странное. Утром просыпалась, смотрела в зеркало и видела незнакомого человека. Меня хватило на две недели. Мой парикмахер был уверен, что я сдамся намного раньше.
- Если для женщины важная тема - платье, то что для мужчины?
- Хороший запах, красивые туфли и роскошная женщина рядом.
- Могли бы назвать героинь "Модного приговора", которые произвели на вас сильное впечатление?
- Запомнилась тетенька, у которой не было ничего, кроме нескольких халатов и мужа весом 200 килограммов. Девочка, подменившая свою жизнь одиночеством в Сети и растянутыми серыми майками. Девушка с очень скромными внешними данными, с твердостью заявившая, что мужчины не дают ей прохода, и доказавшая это делом, предъявив в качестве свидетеля защиты своего будущего мужа-красавца, который шесть лет переписывался с ней и ради нее покинул жену.
- В вашей программе иногда появляются звезды. Они не боятся признаться, что не умеют одеваться?
- (Вздыхает.) С гардеробами наших звезд трагическая, а зачастую совсем криминальная история.
- А им разве не стилисты подбирают наряды?
- Не знаю, я вижу только кошмарный результат. Многие звезды российской эстрады одеты, прямо скажем, отвратительно. Но я, честно говоря, не поклонница их творчества.
- А сына вы уже приобщаете к труду?
- Обязательно. Артемий ходит в английскую спецшколу, в секции плавания, борьбы и шахмат, учит немецкий язык и отлично говорит по-испански. Обещал мне освоить французский и итальянский до конца школы. А недавно сильно порадовал: отказался идти с папой на конкурс красоты, где тот был членом жюри, предпочтя отправиться в музей.
- То есть расходует семейный бюджет?
- Это долгосрочный вклад. Мы договорились: сегодня я вкладываю в него, а завтра он мне покупает мои новые сумки. Дети должны выкладываться. Когда мне было 17 лет, я зарабатывала на радио больше своей мамы - очень хорошего преподавателя литературы. Чем больше работают дети, тем меньше у них остается времени на глупости. Когда моему младшему брату было 9 лет, он раз в месяц самостоятельно выпускал 45-минутную программу, брал интереснейшие интервью. У него даже был эфирный псевдоним - Александр Девятилетний. Сейчас Саше 25 лет, и он занимается маркетингом.
НАШЕ ДОСЬЕ
Эвелина Хромченко родилась в семье экономиста и преподавательницы русского языка и литературы. Окончила факультет журналистики МГУ с красным дипломом. В 1991-м стала штатным сотрудником главной редакции радиовещания для детей и юношества. В 1994 году возглавила журнал для девочек-подростков "Карусель", изменив его концепцию и название - он стал называться "Маруся". В 1996 году совместно с мужем Александром Шумским организовала агентство коммуникаций "Артефакт". За время работы в агентстве в качестве главного редактора (до конца 1997 года) подготовила и провела более 70 пресс-конференций, в том числе с Шэрон Стоун, Андреем Кончаловским, Гвинет Пэлтроу, Брэдом Питтом, Валентино Гаравани, Пьером Карденом, Пако Рабанном, Линдой Евангелистой. В 1998-м возглавила русское издание журнала L'Officiel. С 2002 года читает курсы лекций "PR и реклама в глянцевых СМИ" в Высшей школе экономики по приглашению Fashion Consulting Group. Член Союза дизайнеров России. С 2007 года - ведущая программы "Модный приговор" на Первом канале.