Он же Федор Добронравов - артист супернародный в истинном значении слова. И при этом совсем не пафосный, не разучившийся дурачиться, хотя его четырежды не принимали в цирковое училище. Но мечта стать клоуном до сих пор жива в этом лицедее. Об этом и многом другом мы говорили с актером в Екатеринбурге, куда он приехал возглавить в качестве худрука VIII Международный фестиваль театра и кино "В кругу семьи".
Федор Викторович, ваша дорога на Парнас оказалась совсем не гладкой…
- Я рано начал думать об актерской профессии, чуть ли не с рождения. Каждый год ездил поступать в Москву, не проходил по конкурсу, возвращался домой в Таганрог, а на следующий год снова ехал. И так в течение четырех лет. Успел сходить в армию и снова вернулся к своим попыткам. Кем только не работал: слесарем-сборщиком на заводе, сварщиком, оператором лаконаливочной машины и еще бог знает кем. А потом к моим мечтам добавился страх, что меня не примут на актерское отделение уже по возрасту. Но я так сильно мечтал, что мечта сбылась. А поверили в меня лишь в Воронежском институте искусств. Меня там приняли, и через два года после окончания, в 1990-м, я уже стал работать в московском театре. И с тех пор пошло-поехало.
- Как долго вы добивались своей мечты!
- Мне кажется, что все у меня происходит вовремя. Другое дело, что некоторые роли, о которых мечтал, я уже перерос: они не подходят мне по возрасту. А играть молодых, когда лысина на голове, смешно и нелепо.
- А если в качестве эксперимента?
- А нужно ли? К тому же есть еще роли, которые я хотел бы сыграть. Но тут другая проблема - для них, напротив, время еще не пришло. Еще нужно что-то набрать внутри себя, что-то подкопить. Когда смотрю на любую работу Евгения Евстигнеева или Богдана Ступки, не понимаю, как они это делают, где берут такие краски, что у них так гениально все получается. У них в глазах столько всего, что диву даешься. Мне кажется, это нельзя сыграть на раз, по щелчку. Хотя гениальному актеру подвластно все, а Евстигнеев и Ступка - гении. Я же себя к гениям не причисляю, трезво смотрю на свои возможности. Надо, чтобы в душе что-то такое разрослось… Мечтаю о серьезных возрастных ролях, хотя в душе остался 18-летним мальчишкой. Лысина увеличивается, седины все больше, а хулиганство не уходит.
- В "Сватах" вы хулиганите явно с удовольствием.
- Еще с каким! Отрываюсь по полной. Не просто же так в цирковое училище поступал. Хотя за шесть сезонов, что шли съемки, немного подустал.
- Вам нравится ваш Иван Степанович Будько?
- Да хороший он человек: доб¬рый, обаятельный, разный. И компания у нас замечательная. С нашим режиссером, Андреем Яковлевым, полное взаимопонимание - мы оба выросли на песнях Визбора, Окуджавы, Высоцкого. И когда собираемся вместе, в минуты затишья обязательно поем, причем одни и те же песни. И фильмы смотрим одинаковые, и дышим, если можно так выразиться, на одной волне. За шесть лет работы в сериале "Сваты" на киноплощадке ни разу не было конфронтации. Если что-то не нравилось, это не нравилось всем, и мы брались сообща переделывать. И делали это с юмором.
- Почему, на ваш взгляд, "Сваты" стали так популярны?
- Не знаю. Но это добрый семейный сериал. Человечный. Работать было невероятно интересно. Наши девчонки, взрослые и маленькие, работали с тем же удовольствием, что и мужская половина. Думаю, мы просто заняли пустующую нишу, заговорили о чем-то личном, чего не хватало в нынешней замороченной жизни. Мы все работали радостно, и только бедные сценаристы мучились все эти годы, придумывая новые истории. Сколько же коллизий мы переиграли, в каких переделках побывали наши персонажи!
- Будет продолжение?
- Если продюсеры надумают снимать седьмой фильм, мы, конечно, согласимся с удовольствием. Но я не представляю, что там можно еще придумать. Не хотелось бы, чтобы наш сериал превратился в "мыло", растянулся еще на 300 серий. И режиссер этого не хочет.
- А как вам в "6 кадрах"?
- "6 кадров" мне нравятся, но я буду уходить. Во-первых, возраст. Во-вторых, меня пугают стереотипы. Заметил, что режиссеры перестали приглашать меня на серьезные роли. Это настораживает.
- У вас напряженный график, сплошные перелеты. Не устали?
- Я к такой жизни долго шел. Хотя хочется чаще видеть родных, а родные хотят видеть меня. У популярности есть и обратная сторона: близкие люди страдают от того, что мы, артисты, редко бываем дома. У меня внучка растет, а я вижу ее, как в документальном кино, от случая к случаю. А она быстро и резко взрослеет, как мне кажется. Это для ее родителей, которые с ней постоянно, доченька взрослеет плавно. Я, кстати, мечтал о дочке, а родились два сына.
- Зато какие! Династия пошла…
- Да, но не просто… Мы ведь из Таганрога, родственников в Москве не было. И, как многие актеры, передавали своих детей с рук на руки, как сынов полка, пока сами были на репетициях или спектаклях. Жена - актриса, режиссер, но не работала, посвятила себя семье. У нас хорошие ребята выросли.
- Как их воспитывали?
- Как сердце подсказывало. Мы в то время с женой сами еще вставали на ноги. Детей двое, квартиры нет, заработка постоянного тоже. Тяжеловато было, но справились.
- Нелегкая доля?
- Да нормальная у нас была доля! Замечательная семья, дети, рожденные по любви. Конечно, были непростые моменты, и мы с женой прошли нелегкий путь, пока окончательно притерлись друг к другу. За 35 лет, что мы вместе, проживали разные периоды. И с детьми тоже.
- Если честно: руку на них поднимали в воспитательных целях?
- Однажды ударил ремнем старшего сына. Я был молодой, горячий, вот и взял в качестве аргумента в руки ремень, который он сам принес. Ударил один раз. И больше - никогда. Ваня тогда так на меня посмотрел, что до сих пор при воспоминании что-то внутри сжимается.
- Где сыновья сейчас работают?
- Старший, Иван, снимается в кино, хотя хочет работать в театре. Но там, где хотел бы служить, нет вакансий, а туда, куда приглашают, он не идет - не хочет годами сидеть за кулисами в ожидании роли. Поэтому пока занят только в кинематографе. Младший, Виктор, и в кино снимается, и счастливо служит в Театре Вахтангова, замечательно туда вписался. Недавно сыграл в "Отелло" - и как! Я знал, что он пластичен, хорошо двигается, но то, что он вытворял в спектакле в плане хореографии, превзошло все мои ожидания. Это было потрясающе смело и интересно. Я люб¬лю такие эксперименты - когда наотмашь, от всей души.
- У вас прямо какая-то идиллия дома…
- Вовсе нет. Мои родители, бабушки и дедушки - все прожили вместе долгую жизнь. Было всякое - войны, разлуки, конц¬лагеря, - но вместе. Такие у нас традиционные ценности. И я противник разводов, хотя понимаю, что в жизни бывает всякое, и это нельзя не учитывать.
Надо уметь терпеть, быть снисходительными и помнить, что жизнь одна, а не несколько, как в компьютерной игре. Я всегда желаю тем, кто создает семью, терпения, доверия друг к другу и умения прощать. После любви это три кита, на которых держится семья.
Встать в позу, обидеться и разбежаться в разные стороны - это проще всего. У нас ведь как рассуждают: не эта, так другая придет на смену, не тот, так этот - какая разница? Но так нельзя, не по-божески это.
Наше досье
Федор Добронравов родился 11 сентября 1961 года в Таганроге в семье строителя и работницы хлебозавода. Окончил Воронежский государственный институт искусств. Народный артист России. С 1990 года - актер театра "Сатирикон", с 2003-го - Московского академического театра сатиры. Участвовал в телешоу "6 кадров", "Большая разница", "Сам себе режиссер" и "Слава богу, ты пришел!". Снялся более чем в 70 фильмах и сериалах.