
Ранее фильм Киры Коваленко «Разжимая кулаки» завоевал Главный приз в программе «Особый взгляд» Каннского кинофестиваля, а после показов в Нью-Йорке, Иерусалиме, Торонто, Сан-Себастьяне приобрел широкую международную известность. Так что выбор Российского оскаровского комитета, который после смерти Владимира Меньшова возглавил известный кинорежиссер Павел Чухрай, представляется мне безупречным.
Выбирать, кстати, было из чего. В этом году по международным фестивалям (Канны, Венеция, Локарно, Карловы Вары, Пекин, далее везде) прошумел добрый десяток наших картин. Среди них «Блокадный дневник» Андрея Зайцева, «Иван Денисович» Глеба Панфилова, «Петровы в гриппе» Кирилла Серебренникова, «Дело» Алексея Германа, «Ничья» Елены Ланских, «Герда» Натальи Кудряшовой, «Медея» Александра Зельдовича... Наконец, еще не вышедший в прокат «Капитан Волконогов бежал» Алексея Чупова и Натальи Меркуловой, который после громкой премьеры в Венеции продолжает шествовать по мировым кинористалищам и собирать награды.
Но даже на этом отнюдь не блеклом фоне второй фильм Киры Коваленко «Разжимая кулаки» (четыре года назад она дебютировала картиной «Софичка» по прозе Фазиля Искандера) выделяется какой-то особо искренней интонацией, эмоциональным и свежим киноязыком. Действие ленты происходит в шахтерском поселке Мизур, куда отец перевез свою семью после трагических событий в Беслане. Мать, можно догадаться, умерла от ранений, на попечении стареющего, но все еще властного отца остались трое детей, которых он держит в строгости.
Отец буквально душит своей опекой взрослую дочь, запирая ее на ключ, контролируя ее поступки, не отпуская ни на шаг от себя. Девушка вслед за старшим братом, который приехал на побывку из Ростова, вынашивает планы побега из унылого городка, из тесных оков патриархальной семьи в большой мир. Но разжать цепкие отцовские объятия оказывается нелегко...
Фильм густо пропитан кавказскими обычаями, герои разговаривают на осетинском языке, что для нашего кино необычно и ново. Социальная проблематика фильма замешана на знании режиссером тончайших психологических переживаний своих героев, метафоры вырастают из быта. Кира Коваленко, которая родилась и выросла в Кабардино-Балкарии, создает на экране живой, тактильный и чувственный мир, который она хорошо знает, понимает изнутри. Поймут ли, почувствуют ли его американские киноакадемики, тем более, что и для российской аудитории фильм оказался непрост для восприятия? Его посмотрели в наших кинотеатрах чуть более 10 тысяч человек.
— Это гадание на кофейной гуще, — говорит председатель Российского оскаровского комитета Павел Чухрай. — Я считаю, что надо выбирать то, что мы сами считаем успешным, получившимся, значительным здесь, а дальше там будут разбираться.
Среди соперников Киры Коваленко много титулованных имен и фильмов: «Титан» француженки Жюлии Дюкорно, завоевавший, на минуточку, каннское «золото», «Герой» иранца Асгара Фархади, «Сядь за руль моей машины» японца Рюсукэ Хамагути, «Я создан для тебя» немки Марии Шрадер, «Руки бога» итальянца Паоло Соррентино, «Самый лучший босс» испанца Фернандо Леона де Араноа. «Босс», кстати, выдавил из претендентов на «Оскар» великого Педро Альмодовара с его новым фильмом «Параллельные матери», что можно считать сенсацией.
Особое место среди соперников российского фильма занимает «Купе номер 6» режиссера Юхо Куосманена. Картина, завоевавшая в Каннах Гран-при — вторую по значимости награду после Золотой Пальмовой ветви, выдвинута на «Оскар» от Финляндии. Но создана она в копродукции с российскими продюсерами Натальей Дрозд и Сергеем Сельяновым, в главной мужской роли снялся популярнейший актер Юрий Борисов, в значимой роли второго плана блистает Юлия Ауг. Да и рассказывает фильм, в конечном счете, о России, о ее гигантских просторах и затерявшейся среди них одинокой, неприкаянной человеческой душе.
Итак, волею судеб в пресловутом купе под номером 6 (не иначе, как прозрачная отсылка к знаменитой чеховской повести) оказываются простецкий русский парень Леха — как водится, под сильным хмельком и в растянутых трениках, и финская студентка-интеллектуалка Лора (актриса Сейди Хаарла). Последняя едет в Мурманск полюбоваться на древние наскальные рисунки-петроглифы, о которых Леха никогда ничего не слышал. Испытывая поначалу взаимную острую неприязнь (она считает его хамоватым гопником, он принимает ее за проститутку, едущую торговать одним своим местом), герои к концу длинного пути сквозь закованную во льдах Россию проникнутся друг к другу то ли искренней человеческой симпатией, то ли даже любовным настроением.
Кадр с сайта kinopoisk.ru
«Купе номер 6» — кино более понятное интернациональной аудитории, чем фильм «Разжимая кулаки». Но и более, на мой вкус, традиционное, рационально выстроенное. Так что я буду держать кулаки за фильм Киры Коваленко. Но и не огорчусь, если в фаворитах окажется «Купе номер 6». Так или иначе, болеем за своих. Шанс оказаться в номинантах, а то и в победителях оскаровской гонки с одним из двух фильмов у нас с вами есть.