Главная Культура 13:39 29 Сентября 2019 888
«Если актерам интересно, они обязательно ко мне вернутся»

О формуле актерской и зрительской любви, которой владел Марк Захаров

Любовь Лебедина, театральный критик
Фото: © Ekaterina Tsvetkova globallookpress.com

28 октября на необъятном пространстве русского театра случилась трагическая утрата – за несколько дней до своего 86-летия ушел из жизни народный артист СССР, художественный руководитель театра «Ленком» Марк Анатольевич Захаров. Те 45 лет, что великий фантазер и сочинитель вечно молодой «Юноны и Авось» стоял у руля, всем казалось – репертуарный театр способен творить чудеса и конца ему не будет.

Марк Захаров выстрадал свой театр, придя в него в 1973-м после бесконечных блужданий по чужим подмосткам, накапливая сложный опыт работы с разными актерами, изучая их психологию и бесконечную жажду самовыражения. Он одним из первых театральных худруков разрешил ленкомовцам сниматься в кино – только так, чтобы это не мешало выпуску новых спектаклей. Однажды я спросила у него – что дало смелость так рисковать, и ответ оказался совершенно неожиданным: «Да потому что в этом случае актеры не чувствуют себя крепостными. И если им интересно со мной, то обязательно вернутся, да и публика тоже вернее ориентируется на знакомые по кино лица. Значит, в зале будет аншлаг».

Вот эти две составляющие, актер и зритель, и служили фундаментом его режиссерских замыслов. Захаров давно убедился, что публике нужен праздник, фейерверк, хэппи-энд. И режиссеру, которому надо разобраться с человеческими пороками, не стоит тыкать негативом в нос зрителю – куда действенней легкая ирония, а там уже зал сам поймет, где черное, а где белое. В свою очередь артисты ждали от него открытий в себе. Так, Олег Янковский не раз говорил мне, что грустная самоирония в его киношном бароне Мюнхгаузене появилась благодаря Захарову.

Когда в 70-80-е годы Марк Захаров стал снимать кино, то во всех его фильмах – «Обыкновенном чуде», «Доме, который построил Свифт», «Формуле любви» и в последнем «Убить дракона» – в основном играли они же, актеры «Ленкома». Режиссерская лаборатория неутомимого экспериментатора продолжала действовать на другой территории и творить чудеса, давая возможность известным исполнителям открывать в себе новые характеры.

То, что Марк Анатольевич вдруг перестал выходить на киноплощадку, многих удивило, и мне тоже захотелось узнать секрет столь загадочного решения.

Оказалось – просто: встал выбор – полностью посвящать себя кино, а значит «ходить с протянутой рукой», ибо постановка фильма дело дорогое, или продолжать строить свой театр, что было тоже во всех смыслах затратно в лихие 90-е годы. Захаров, изначально человек театра, выбрал второе и ни разу не пожалел об этом.

Только однажды я видела его потерянным и опустошенным, когда после премьеры «Шута Балакирева» зашла поздравить с премьерой. Марк Анатольевич сидел один в огромном кабинете с овальным столом, на котором стояли бокалы с шампанским для приглашенных гостей, а сам он, чувствовалось, был где-то далеко… Предложив мне присесть, режиссер грустно заметил: «А Гриша (имея в виду сценариста Григория Горина – Л.Л.) не дожил до этого часа. Ведь он был единственным человеком, говорившим мне всю правду в лицо».

Тогда, в 2001 году, камнепад трагических уходов первачей еще не обрушился со всей силой на мудрую голову Захарова. Впереди еще была «Женитьба» с Леонидом Броневым и Олегом Янковским, «Попрыгунья», в которой великий мистификатор соединил Чехова и Аристофана. И готовился «День опричника» по мотивам произведений Владимира Сорокина, и уже на подхвате вместе с Виктором Раковым, Александром Збруевым в «Борисе Годунове» и Дмитрием Певцовым, который пришел на замену попавшему в беду Николаю Караченцову в обновленной «Юноне и Авось», стояли Игорь Миркурбанов и приглашенный Александр Балуев.

Марк Захаров любил удивлять публику новыми звездами, но при этом его постоянным талисманом оставалась несравненная Инна Чурикова, переходящая из спектаклей худрука к сочинениям Глеба Панфилова. Из своей дочери Александры Захаровой он тоже вырастил замечательную острохарактерную актрису, и коллеги простили ему это родственное увлечение, ведь каждому члену своей театральной команды Марк Захаров выделял столько тепла, заботы и любви, что этого хватит на всю оставшуюся жизнь.

Сыгравший главную роль в фильме «Почтарь» актер, можно сказать, его спас

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
За Петровым интересно наблюдать каждую минуту его экранного существования, о его герое интересно размышлять. Кадр с сайта

С фестивального экрана - и сразу в широкий прокат. Такой стремительный путь проделал фильм Андрея Разенкова «Почтарь», который участвовал в программе только что завершившегося Московского международного кинофестиваля. Нынче этот...

Пройдемся по городу на Неве со сборником стихов Николая Заболоцкого

Ирина Смирнова, Санкт-Петербург
Труд
В 1929 г. Николай Заболоцкий снял комнату в Ленинграде на Большой Пушкарской улице, 36, в квартире № 9. Фото: Russian Archives, globallookpress.com

Классика русской поэзии Николая Заболоцкого (1903-1958), выдающегося переводчика не видно и не слышно в сегодняшнем Петербурге. Ни в топонимике, ни в городской скульптуре, ни в каких других популярных...

Вахтанговский театр показал на фестивале «Черешневый лес» коллективное сочинение «Солнце Ландау»

Любовь Лебедина
Труд
Байопик в стилистике клипов читается в виде последних известий из жизни гениального физика. Фото: tvoyplanetary/globallookpress.com

В нынешнем году мир отмечает 100-летие квантовой механики. У истоков которой стоял в том числе и Лев Ландау, выдающийся советский физик. Ну и при чем тут сцена? Не скажите! Вахтанговский театр решил показать...

Более 250 фильмов из 50 стран покажут на Московском международном кинофестивале, который стартует на днях

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадр из фильма «Семейное счастье» с сайта kinopoisk.ru

ММКФ — один из старейших кинофорумов в мире. На протяжении десятилетий фестиваль был для наших зрителей настоящим «окном в мир». Здесь представляли свои ленты Федерико Феллини, Марсель Карне, Анджей...

Телеканал «Россия» завершил показ сериала «Адмирал Кузнецов»

Сергей Беднов
Труд
Кадр с сайта kinopoisk.ru

На подходе еще дюжина проектов о Великой Отечественной. Хотя и так ежегодно появляется немалое количество фильмов о войне. Только чем их больше, тем чаще гложет сомнение: а все ли продюсеры, начиная работу,...

Какие современные фильмы о войне западают в душу

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадр из фильма «Брестская крепость» с сайта

В советское время были созданы сотни картин о подвиге народа в годы Великой Отечественной войны. Среди них такие шедевры, как «Баллада о солдате», «Летят журавли», «А зори здесь тихие»,...

В отличие от персонажа Веры Алентовой из фильма «Москва слезам не верит» у теперешних героинь есть один надежный путь «наверх»

Сергей Беднов
Труд
Катерине Тихомировой приходилось очень несладко

На носу Первомай. Раньше он назывался День международной солидарности трудящихся. В конце 80-х она приказала долго жить, а определение «трудящийся» стало ассоциироваться с нехорошим словом «нищеброд»....

Актер раскрыл «Труду» секрет своей отличной физической формы, а также кое в чем признался насчет работы

Элиза Светлова
Труд
Дмитрий уверяет: он пожилой человек, на ладан дышит. Что-то незаметно. Фото: Анатолий Ломохов, globallookpress.com

Сериал «Санкционер» снимают для телеканала СТС. Кино об олигархе, который попал под санкции, обеднел и вернулся в родной провинциальный городок. В главной роли — Дмитрий Нагиев. Запланировано 17 серий...

Культура 00:06 / 18 Апреля 2025 5831
В десятку!

Топ-10 фильмов, которые нельзя пропустить на ММКФ

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Кадр из к/ф «Семейное счастье». Фото: kinopoisk.ru

Военной драмой «В списках не значился» по роману писателя-фронтовика Бориса Васильева 17 апреля открылся Московский международный кинофестиваль. Он продлится до 24 апреля. В программе киносмотра...

Вряд ли данные строки знакомы Бену Аффлеку, признавшемуся, что он ненавидел костюм Бэтмена

Труд
Фото: DC Entertainment/Zumapress.com, globallookpress.com

Любому зрителю, рожденному в СССР, конечно, памятны эти слова песни из новогодней комедии «Чародеи». Если кто забыл, продолжаются они так: «непринужденно, легко и вальяжно». Вряд ли данные строки знакомы...

Культура 20:01 / 26 Апреля 2025 5486
Не прекрасные няни

Анна Хилькевич уверена: далеко не все няни так прекрасны, как в известном сериале

Труд
По словам Анны, она уже прогнала с полсотни кандидаток. Фото: Наталья Шатохина/news.ru, globallookpress.com

Наверное, в каждой второй мелодраме, идущей на «России» или «Домашнем», милая девушка из провинции устраивается няней к детям богатого холостяка. И, конечно, оказывается сущим ангелом. Но далеко...

Об этом читателям «Труда» рассказала оперная дива Василиса Бержанская

Ульяна Калашникова, Санкт-Петербург
Труд
Василиса Бержанская в опере «Анна Болейн», Немецкая опера (Берлин). Фото: Imago/Martin Müller, globallookpress.com

Творческий график оперной певицы Василисы Бержанской расписан на годы вперед, а ее рабочая неделя может проходить сразу в нескольких странах. Сегодня выступление в Венской опере, завтра — в Ла Скала,...

Московский музей Рахманинова на грани ликвидации

Елена Широян, искусствовед
Труд
Дому 6/2 на Большой Ордынке московские власти нашли другое применение. А Рахманинова попросили на выход с вещами… Фото из открытых источников

«Подыщем классику новый дом, попроще. И вообще, не слишком ли много в Москве музеев? А тут еще частные плодятся. И занимают здания в центре столицы!» Не так ли рассуждают в столичной...

Режиссер хотел избежать сентиментальности, слащавости, и это ему удалось

Анна Чепурнова
Труд
В премьерном спектакле Сирано постоянно ведет бой. Фото с сайта театра «Сатирикон»

В «Сатириконе» Константин Райкин выпустил «Сирано де Бержерака» Ростана. Еще осенью он рассказывал «Труду» про то, что думал об этой постановке давно и что это единственный случай, когда на сцене его театра...

Как маэстро Канторов несет классику в массы

Людмила Безрукова, Санкт-Петербург
Труд
Фото: Heiner Heine/imagebroker.com, globallookpress.com

Концерты классической музыки в многотысячных залах и в дачных садоводствах, выступления в студенческих клубах и Домах творчества, международные фестивали, собирающие аншлаги в России и за рубежом... И все...

В Государственном литературном музее открылась выставка к 150-летию первого наркома народного просвещения Анатолия Луначарского

: Дина Егорова
Труд
1927 год, Женева. Луначарский на снимке - в центре. Фото: Scherl, globallookpress.com

В Государственном литературном музее открылась выставка к 150-летию первого народного комиссара просвещения Советской России, переводчика, критика и искусствоведа Анатолия Луначарского — одной из самых загадочных...