
В Петербурге кипят мундиальные страсти, веселая разноязыкая толпа украшает Невский и близлежащие улицы, рестораны делают выручку, какой давно тут не бывало. В городе на Неве такие праздники должны бы проходить каждый летний день, переходящий в прозрачную белую ночь.
Популярнейшее место сегодня — фан-зона для болельщиков на Конюшенной площади. Очень людно, очень шумно, не всегда трезво, но серьезных эксцессов, к счастью, не было. «В дни матчей у нас здесь тише обычного, — рассказывает житель Большой Конюшенной улицы Александр. — Все сидят по барам-ресторанам и смотрят футбол». К неудобствам жизни в эпицентре крупнейшего спортивного события горожане относятся с пониманием.
Фан-зона открыта для всех. Чтобы попасть туда на матч, нужно приходить часа за два до его начала, иначе зону перекрывают с четырех входов, когда наполняемость достигает критической отметки. По итогам голосования в соцсетях фан-зона на Конюшенной — второе по популярности место после Воробьевых гор в Москве. Третье место у Нижнего Новгорода, за ним следует Самара. Все, что там происходит, можно увидеть на снимках и видео, которые выкладывают болельщики онлайн. Следить за ними интересно: реакция на происходящее на поле едва ли не интереснее, чем сама игра.
А вот услышать в фан-зоне друг друга трудно, порой невозможно. Музыка гремит так, что асфальт под ногами вибрирует. Проходимость здесь — до нескольких десятков тысяч человек в день, Конюшенная площадь заполняется до отказа. Оглядываясь вокруг, видишь огромную панораму лиц и эмоций. Фанаты со всего мира уже освоились в центре Северной столицы. И не всегда это бывает весело.
Во вторник на стадионе на Крестовском острове проходил матч Нигерия — Аргентина. А накануне вечером болельщики из Аргентины огромной толпой с песнями и танцами оккупировали Дворцовую площадь и пошли до Стрелки Васильевского острова по проезжей части. Представьте себе эмоции водителей автомобилей, застрявших в толпе, среди людей, флагов и пищалок. Вечер, народ возвращается домой с работы — и застревает мухой в тягучей патоке. Полиция на эту буйную толпу никак не реагировала.
Зато во вторник полицейские задержали двух защитников Пулковской обсерватории за попытку подать обращение к президенту. В нем написано, что прекращение наблюдений в ГАО РАН — это удар по национальной безопасности и отечественной науке (об этом «Труд» рассказал в номере от 22 июня).
Так вот, интеллигентнейших Анастасию Плюто и Михаила Дружининского, которые планировали передать обращение, задержали возле полпредства президента РФ и доставили в отделение полиции, где им вменили «переход дороги в неположенном месте» (ст. 12.29 КоАП) и нарушение ст. 20.2 КоАП о правилах проведения публичных мероприятий. Тысячам иностранных болельщиков перекрывать проезд по Дворцовом мосту — можно, а принести челобитную к «парадному подъезду» тянет сразу на две статьи.
«Любят русские люди бунтовать! Встанут на колени перед барским домом и стоят, подлецы! И ведь знают, что бунтуют, и все равно стоят!» Когда уже наконец эта цитата из Салтыкова-Щедрина перестанет быть такой актуальной в России?
А в это время
Отдельный разговор — про телекомментаторов, выполняющих нелегкую работу по совмещению мечты, витающей в облаках, и реальной картинки. Присесть на одном поле, даже футбольном, дух с материей никак не желают, а потому выходит несуразица. Особенно заметно это стало в понедельник, когда сборная России играла с Уругваем.
Еще до начала игры патриотический подъем в студии достиг опасного предела. Все вместе и порознь выражали бесконечную уверенность в победе наших, а когда ведущая, срывая голос, начала скандировать в эфире: «Вперед, Россия!», стало по-настоящему тревожно за ее здоровье. Мяч в игре — и полилось: Что характерно, после игры, завершившейся далеко не в нашу пользу, в соцсетях не столько сетовали по поводу результата, сколько язвили в адрес комментаторов, ведущих репортаж. Его тут же разложили на цитаты.
«Это локальный неуспех. Дальше можно все кардинально поменять... Нужно максимально включиться болельщикам на трибунах и максимально включиться у телеэкранов» (рекомендация в духе раннего Кашпировского).
«Они ошибаются больше нашего... На рывках мы всегда опережаем» (это после того, как наш защитник, проигрывая скоростные единоборства соперникам, уже в первом тайме дважды сбивал убегающих уругвайцев и был удален с поля).
«Наши футболисты сегодня в самой красивой белой форме. У других команд тоже белая форма, но не такая красивая» (о форме и содержании).
«Наши бросают опасный аут (в центре поля)... Российская сборная активно прессингует уругвайцев» (а на экране футболисты в красивой белой форме обреченно бредут к своим воротам, один Дзюба мечется по всему фронту).
«Гол будет вот-вот, и тогда коленки у сборной Уругвая задрожат... Забьем один, а там и второй, и третий...» (после того как счет стал 0:3).
«Мы не проиграли, мы просто не выиграли: Мы уступили двукратным чемпионам мира» (подводя итоги, забыв уточнить, что чемпионом мира Уругвай становился 88 и 68 лет назад).
Как резюмировал один телезритель, «стиль политических шоу перекочевал в спортивные трансляции». Да, над всеми этими опытами по искажению реальности витает установка: любой ценой внушать болельщикам (а таких в России сегодня десятки миллионов) оптимизм и бодрость. Даже ценой отступления от норм профессионализма и от здравого смысла. Ведь такие комментарии имели бы смысл только в том случае, если бы большинство телезрителей вдруг стали слабовидящими. Но этого, к счастью, пока не произошло.