Все хорошо, что хорошо кончается. Именно эта фраза подходит для оценки сегодняшнего этапа переговоров по условиям поставки российской нефти в Китай по трубопроводу ВСТО. Спор между сторонами, который начался в феврале 2011 года, урегулирован посредством компромиссного решения. По мнению экспертов, в выигрыше оказалась российская сторона и куратор ТЭК вице-премьер Игорь Сечин, который руководил переговорами.
Напомним, что межгосударственное соглашение было заключено в 2009 году. Согласно договору российские компании «Роснефть» и «Транснефть» получили от китайского Банка развития кредит на 15 млрд и 10 млрд долларов соответственно в обмен на экспорт в Китай 300 млн тонн нефти в период с 2011 по 2030 год. Эти средства были использованы в качестве инвестиций на прокладку нефтепровода Восточная Сибирь — Тихий Океан (ВСТО), который был построен и сдан в эксплуатацию в рекордные сроки. Россия стала исправно поставлять нефть восточным соседям и строго по графику погашать кредиты.
Подчеркнем: проект ВСТО был реализован в первую очередь с учетом российских национальных интересов. Они заключались в том, чтобы максимально диверсифицировать поставки черного золота, для чего нефть из Восточной Сибири от конечной точки трубопровода в Сковородино стала также по железной дороге отправляться в порт Козьмино и отгружаться на экспорт. Естественно, это укрепило позиции России и позволяет с выгодой торговать энергоносителями на рынке
На развитие этого маршрута соседи смотрели без энтузиазма. Экономика Поднебесной растет бурными темпами, и Китай хотел бы получать как можно больше нашей нефти. И, как считают эксперты, это и послужило причиной некоторого охлаждения в отношениях между партнерами.
У России есть альтернатива
Весной прошлого года возникли разногласия между Россией и Китаем относительно оплаты поставок нефти. Партнерам тогда не удалось договориться о тарифах на прокачку по нефтепроводу Восточная Сибирь — Тихий океан на российской территории. Как выяснилось, стороны считают логистические коэффициенты по разным формулам.
В частности, «Транснефть» настаивала, что на маршруте всего трубопровода должен действовать единый сетевой тариф. Партнеры в лице китайской CNPC посчитали, что они должны платить за прокачку меньше, поскольку получают нефть по более короткому отводу ВСТО. Китайская компания стала в одностороннем порядке недоплачивать по 13 долларов с тонны.
В итоге в марте прошлого года у КНР образовалась задолженность в размере 250 млн долларов, часть которой китайцы погасили в апреле. Однако каждый продолжал считать
Эксперты гадали, чем в итоге закончатся переговоры. Москва угрожала разорвать контракт и обратиться в международные суды. В свою очередь, Пекин известен как страна, которая умеет жестко отстаивать свои интересы на международной арене и крайне редко и неохотно идет на уступки. Однако на руках у России был железный аргумент, противостоять которому невозможно, — ВСТО. Выход к Тихому океану открывает широкие возможности для поставок на альтернативные рынки сбыта
В результате твердой переговорной позиции Игоря Сечина требуемая китайцами скидка в 13 долларов была снижена до 1,5 доллара, что можно расценивать как уверенную победу российских переговорщиков. К тому же за эту «скидку» были получены преференции для угольных компаний, атомщиков и в части строительства Тяньцзиньского НПЗ (строит «Роснефть»). Кстати, китайцы впервые пускают на этот рынок иностранных игроков.
Рыночное решение
К началу лета долг достиг почти 200 млн долларов, и после очередного раунда переговоров CNPC снова погасила большую часть. Еще важнее, что китайцы пошли на серьезные уступки и снизили размер недоплаты до 3 долларов за баррель. Вскоре
В октябре прошлого года состоялся решающий раунд переговоров. Российская сторона в очередной раз подтвердила готовность отстаивать национальные интересы. После переговоров
Такое, согласитесь, в наше время случается нечасто. Достаточно вспомнить, как трудно приходится сегодня на переговорах с европейскими партнерами «Газпрому», который пользуется репутацией самой неуступчивой российской компании. И есть тут связь или нет, но факт, что европейцы ищут и находят других поставщиков голубого топлива, а наша газовая монополия теряет позиции на рынках Старого Света. Просто потому, что переговоры предполагают умение выслушивать доводы сторон и договариваться.
Цифры не лукавят
Вчера стали известны условия, на которых будет поставляться наша нефть восточным соседям. Теперь «Роснефть» и «Транснефть» предоставят CNPC так называемую страновую скидку — 1,5 доллара за баррель. В качестве ответного шага китайская компания обязалась полностью погасить долг, который на начало января составил 134 млн долларов. Советы директоров российских компаний сделку одобрили.
Как нам стало известно, свои обязательства китайцы выполняют и долги погасили. В свою очередь страновая скидка одобрена задним числом и начала действовать с начала ноября 2011 года, когда были определены параметры договоренностей.
Некоторые российские СМИ поспешили сообщить, что упомянутая скидка обойдется «Роснефти» в 3 млрд долларов. Но это лукавая цифра, потому что на самом деле объективный подсчет следует делать другой: «Роснефть» выиграла 27 млрд долларов. Как мы помним, китайцы первоначально требовали снижения тарифа за прокачку, который в случае принятия их условий обошелся бы в 30 млрд долларов.
Как нам сообщили в «Роснефти», продажа нефти в
В заключение остается добавить, что спор по поводу тарифов весьма поучителен. Он, в частности, показал недоброжелателям и скептикам, что Россия в состоянии отстаивать свои экономические интересы, если имеет крепкие тылы в виде мощной ресурсной базы и надежной трубопроводной системы, которая позволяет управлять нефтяными потоками.
P. S.
Эксперты оценивают новые договоренности как весьма перспективные. Михаил Перфилов из Argus заявил вчера, что условия поставок должны остаться выгодными для российских компаний, так как Китай сейчас более заинтересован в получении ресурсов, нежели в извлечении «незначительной прибыли». В частности, если до недавнего времени китайские компании не брали нефть в Козьмино, чтобы не поднимать там цены, к которым привязана цена прямых поставок по ВСТО, то в последние месяцы они стали одними из самых активных покупателей, предлагающими достаточно высокие цены.
Что еще не замечают журналисты? Сорт ВСТО продается на Тихоокеанском рынке нефти с премией по отношению к сорту «Дубай». Сегодня это 6 долларов на баррель, а при начале поставок в Козьмино два года назад премия не превышала 2 долларов. «Сортность» появляется благодаря объемам поставок за рубеж. Обычно это не менее 30 млн тонн в год. Но такой объем без поставок в Китай по трубе 15 млн тонн в год в Козьмино нарастить бы удалось только после нескольких лет так называемых расширений — увеличения пропускной и отгрузочной возможностей. А ведь нефть нужна и на российских НПЗ в Хабаровске, Комсомольске, Находке. Таким образом, вроде бы уступив 1,5 доллара, компания заработала на каждом барреле 4,5 доллара! Если перемножить на 20 лет, то будет 9 млрд долларов доппремии, хотя зависимости здесь нелинейны.