Главная Культура 20:10 28 Ноября 2015 4583
Он помог миллионам ждать любимых с войны

28 ноября исполняется 100 лет со дня рождения Константина Симонова - легендарного военного корреспондента, поэта и писателя

Елена Булова

Классик? Конечно! Было время, когда его «Живых и мертвых» сравнивали с «Войной и миром». Поэт? Безусловно! «Жди меня» — пожалуй, самое популярное в годы Великой Отечественной стихотворение, которое помогало миллионам ждать любимых с войны. Очевидец грозных событий, всю жизнь пытавшийся сказать правдивое слово о цене нашей Победы? И это тоже он — как бы ни попрекали Симонова в недостатке окопной правды в его произведениях. Каким он был, за что сражался? Рассказывает сын писателя Алексей Кириллович СИМОНОВ.

- В сентябре 1979 года, исполняя последнюю волю отца, вы развеяли его прах на Буйничском поле под Могилевом. Там, где в июле 1941-го военкор Симонов стал свидетелем боя, в ходе которого полк под командованием Кутепова остановил фашистов, уничтожив 39 танков. Те события и люди, которых он встретил, легли в основу его произведений. Но даже его, очевидца, сегодня упрекают в том, что и он не сказал всей правды о войне.

— Много лет изучая войну и ее историю, отец пришел к выводу, что всей правды не знает ни один отдельно взятый человек. Ее знает лишь народ. Но поскольку народ не един, он тоже высказать одну-единственную правду не может. Я тут открыл не так давно вышедшую книжку, написанную на основе документов Генштаба. Погрузился в описание одной операции и увидел: наврано, причем нагло. А ведь автор вроде бы на документы опирался...

— Даже такому маститому, обласканному властями автору, как Константин Симонов, приходилось сталкиваться с цензурой?

— Еще как! Готовый документальный фильм «Если дорог тебе твой дом» он сдавал 11 месяцев. Сперва сценарий назывался «Тут ни убавить, ни прибавить» — цитатой из Твардовского. Но в конце 60-х оттепель закончилась, Твардовский попал в опалу, и отцу предложили найти другое название. Он взял строчку из собственных стихов. Картина должна была выйти к 25-летию битвы под Москвой. Симонов стремился показать, какова была цена той первой большой победы в войне с немцами, в каком состоянии была наша армия, пережившая события 1937-1938 годов, как объяснить трагическую «внезапность» фашистского нападения, почему несколько месяцев мы просто откатывались под натиском немцев. Героизм отдельных частей, которые в окружении продолжали биться, не давал ответы на горькие вопросы. И тут стеной встали нафаршированные идеологемами генералы из всевозможных политуправлений: Симонов-де говорит о войне то, что народу сообщать не следует. Но ведь факты! Но ведь живые свидетели! «А кого это интересует? Главное — мы выиграли эту войну». Они требовали снять фамилии реальных людей, убрать эпизоды. Сохранилось отцовское письмо Брежневу: не можем договориться по картине... В конце концов Симонову пришлось идти на ряд уступок — скрепя сердце и обливаясь слезами.

— Какие именно уступки?

— К примеру, связанные с темой чистки военного руководства в 1937-1938 годах. Там были две фотографии, на которых тени закрывали репрессированных людей — так отец показал почти поголовное уничтожение верхушки армии. Сам исторический факт никто и тогда не оспаривал. Но предложенное отцом художественное решение оказалось настолько мощным, что они его допустить не могли. И этого в картине нет. Фильм «Если дорог тебе твой дом» не показывали по Центральному телевидению, армейский прокат не заказал ни единого экземпляра, и до сих пор ни в Госфильмофонде, ни в интернете, ни во ВГИКе я не смог найти ни одной полной копии того, что когда-то видел у отца. Тот вариант пропал.

— Среди людей, с которыми сотрудничал ваш отец, был блестящий военный оператор Роман Кармен, с которым они вроде бы собирались делать фильм, но потом их пути разошлись.

— Как-то Кармен пригласил отца вместе посмотреть немецкую хронику, и отец взял меня с собой. И первое, что возникло на экране, — поля и полный овраг человеческих тел, наши пленные. Отец Роману сказал: «Соедини эту съемку 1942-го с нашей съемкой 1944-го, когда толпа немцев идет по Москве, а за ними едут поливальные машины и смывают их следы с мостовых. Поставь эти кадры рядом!» Но Кармен на это не решился. Позже он пригласил Симонова писать сценарий для «Неизвестной войны», которую делал вместе с американцами. Но отец ему написал в ответ приблизительно следующее: «В условиях, когда военно-историческая наука, как мне кажется, сошла с ума и совершенно потеряла всякие ориентиры, заниматься Великой Отечественной войной считаю для себя, мягко говоря, неправильным». В таких вопросах он был последователен.

— Существуют три ваши собственные детские фотографии 1944 года, сделанные известным фронтовым оператором Яковом Халипом. Как они были сняты?

— Я, конечно, обстоятельств тех съемок не помню — слишком маленьким был. Факт, что кадры постановочные. На одной фотографии я как бы прикуриваю папиросу, на другой — с автоматом и в каске, а на третьей сижу за отцовской пишущей машинкой. Как все это снималось — спросить, к сожалению, уже не у кого.

— Говорят, ваш отец помогал бывшим фронтовикам, вступаясь за них, выбивая им жилье, место в больнице, протезы, неполученные награды... Хотя слыл человеком жестким.

— Это правда. Он, случалось, защищал и тех, кто нарушил Уголовный кодекс. А с фронтовиками в ту пору это бывало, особенно по пьянке.

— Правда, что в самом модном московском ресторане «Арагви» у Константина Михайловича был свой столик?

— Да, там у него был большой авторитет, его знали все швейцары и официанты. Когда бы он ни зашел, всегда ему предоставлялся либо отдельный столик, либо маленький кабинет. А поскольку нас с ним несколько раз видели вместе, то даже после его смерти меня туда пускали беспрепятственно. По тем временам большая привилегия.

— Какие напитки он предпочитал?

— Очень любил хорошее вино, но не брезговал и водкой. Он научился настаивать ее на красной рябине — сей замечательный напиток у нас и сейчас пользуется популярностью под названием «симоновка». Также очень любил молдавский херес. Если видел, что вдруг завезли это вино, то закупал сразу целый ящик, а потом угощал им друзей.

— Алексей Кириллович, как бы ваш отец оценил сегодняшние художественные реконструкции войны — вроде фильма «Сталинград»?

— За него отвечать не могу. Скажу лишь, что сам такие искусно иллюстрированные вариации на военную тему не очень принимаю. Это все равно что издать исторический труд, а в качестве иллюстраций использовать рисунки первоклашек. Я, естественно, говорю о другом поколении. Тем, кто войну видел воочию, кто соприкоснулся с ней, дополнительный визуальный эффект не нужен. Как военный корреспондент отец видел край войн — очень острый, важный, болезненный, но все-таки край.

Психология человека, вернувшегося с войны и размышляющего о войне, — очень противоречивая штука. Один всю жизнь старается понять правду, которую принес с фронта. А второй всю жизнь пытается эту правду забыть. И кто из них прав, заведомо не скажешь.

Свидетельство

Константин Симонов — о стихотворении «Жди меня»

«Я читал его сотни раз и во время, и после войны. И наконец через двадцать лет после войны решил было никогда больше не читать этого стихотворения. Все, кто мог вернуться, — вернулись, ждать больше некого. А значит, и читать поздно. Так я решил про себя. И больше года не читал, пока не попал на Дальний Восток к торговым морякам, рыбакам и подводникам, уходившим из дому в море на несколько месяцев, а иногда и больше. Там на первой же встрече от меня потребовали, чтобы я прочел «Жди меня»... Уже по-другому, чем когда-то на войне, стихотворение все еще продолжало отвечать душевной потребности людей, имевших на это свои причины...»

 

Фестивальные хиты «Опасная близость» и «Актерище» появились в онлайн-кинотеатрах

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадры с сайта kinopoisk.ru

В Москве прошел фестиваль стриминговых платформ Original+, в котором приняли участие 11 ярких новинок. Гран-при завоевала комедия «Актерище» с Дмитрием Нагиевым в главной роли. А приз «За оригинальное...

Сыгравший главную роль в фильме «Почтарь» актер, можно сказать, его спас

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
За Петровым интересно наблюдать каждую минуту его экранного существования, о его герое интересно размышлять. Кадр с сайта

С фестивального экрана - и сразу в широкий прокат. Такой стремительный путь проделал фильм Андрея Разенкова «Почтарь», который участвовал в программе только что завершившегося Московского международного кинофестиваля. Нынче этот...

Пройдемся по городу на Неве со сборником стихов Николая Заболоцкого

Ирина Смирнова, Санкт-Петербург
Труд
В 1929 г. Николай Заболоцкий снял комнату в Ленинграде на Большой Пушкарской улице, 36, в квартире № 9. Фото: Russian Archives, globallookpress.com

Классика русской поэзии Николая Заболоцкого (1903-1958), выдающегося переводчика не видно и не слышно в сегодняшнем Петербурге. Ни в топонимике, ни в городской скульптуре, ни в каких других популярных...

Более 250 фильмов из 50 стран покажут на Московском международном кинофестивале, который стартует на днях

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадр из фильма «Семейное счастье» с сайта kinopoisk.ru

ММКФ — один из старейших кинофорумов в мире. На протяжении десятилетий фестиваль был для наших зрителей настоящим «окном в мир». Здесь представляли свои ленты Федерико Феллини, Марсель Карне, Анджей...

Телеканал «Россия» завершил показ сериала «Адмирал Кузнецов»

Сергей Беднов
Труд
Кадр с сайта kinopoisk.ru

На подходе еще дюжина проектов о Великой Отечественной. Хотя и так ежегодно появляется немалое количество фильмов о войне. Только чем их больше, тем чаще гложет сомнение: а все ли продюсеры, начиная работу,...

Вахтанговский театр показал на фестивале «Черешневый лес» коллективное сочинение «Солнце Ландау»

Любовь Лебедина
Труд
Байопик в стилистике клипов читается в виде последних известий из жизни гениального физика. Фото: tvoyplanetary/globallookpress.com

В нынешнем году мир отмечает 100-летие квантовой механики. У истоков которой стоял в том числе и Лев Ландау, выдающийся советский физик. Ну и при чем тут сцена? Не скажите! Вахтанговский театр решил показать...

Какие современные фильмы о войне западают в душу

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадр из фильма «Брестская крепость» с сайта

В советское время были созданы сотни картин о подвиге народа в годы Великой Отечественной войны. Среди них такие шедевры, как «Баллада о солдате», «Летят журавли», «А зори здесь тихие»,...

В отличие от персонажа Веры Алентовой из фильма «Москва слезам не верит» у теперешних героинь есть один надежный путь «наверх»

Сергей Беднов
Труд
Катерине Тихомировой приходилось очень несладко

На носу Первомай. Раньше он назывался День международной солидарности трудящихся. В конце 80-х она приказала долго жить, а определение «трудящийся» стало ассоциироваться с нехорошим словом «нищеброд»....

Актер раскрыл «Труду» секрет своей отличной физической формы, а также кое в чем признался насчет работы

Элиза Светлова
Труд
Дмитрий уверяет: он пожилой человек, на ладан дышит. Что-то незаметно. Фото: Анатолий Ломохов, globallookpress.com

Сериал «Санкционер» снимают для телеканала СТС. Кино об олигархе, который попал под санкции, обеднел и вернулся в родной провинциальный городок. В главной роли — Дмитрий Нагиев. Запланировано 17 серий...

Культура 00:06 / 18 Апреля 2025 5568
В десятку!

Топ-10 фильмов, которые нельзя пропустить на ММКФ

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Кадр из к/ф «Семейное счастье». Фото: kinopoisk.ru

Военной драмой «В списках не значился» по роману писателя-фронтовика Бориса Васильева 17 апреля открылся Московский международный кинофестиваль. Он продлится до 24 апреля. В программе киносмотра...

Вряд ли данные строки знакомы Бену Аффлеку, признавшемуся, что он ненавидел костюм Бэтмена

Труд
Фото: DC Entertainment/Zumapress.com, globallookpress.com

Любому зрителю, рожденному в СССР, конечно, памятны эти слова песни из новогодней комедии «Чародеи». Если кто забыл, продолжаются они так: «непринужденно, легко и вальяжно». Вряд ли данные строки знакомы...

Культура 20:01 / 26 Апреля 2025 5226
Не прекрасные няни

Анна Хилькевич уверена: далеко не все няни так прекрасны, как в известном сериале

Труд
По словам Анны, она уже прогнала с полсотни кандидаток. Фото: Наталья Шатохина/news.ru, globallookpress.com

Наверное, в каждой второй мелодраме, идущей на «России» или «Домашнем», милая девушка из провинции устраивается няней к детям богатого холостяка. И, конечно, оказывается сущим ангелом. Но далеко...

Об этом читателям «Труда» рассказала оперная дива Василиса Бержанская

Ульяна Калашникова, Санкт-Петербург
Труд
Василиса Бержанская в опере «Анна Болейн», Немецкая опера (Берлин). Фото: Imago/Martin Müller, globallookpress.com

Творческий график оперной певицы Василисы Бержанской расписан на годы вперед, а ее рабочая неделя может проходить сразу в нескольких странах. Сегодня выступление в Венской опере, завтра — в Ла Скала,...

Московский музей Рахманинова на грани ликвидации

Елена Широян, искусствовед
Труд
Дому 6/2 на Большой Ордынке московские власти нашли другое применение. А Рахманинова попросили на выход с вещами… Фото из открытых источников

«Подыщем классику новый дом, попроще. И вообще, не слишком ли много в Москве музеев? А тут еще частные плодятся. И занимают здания в центре столицы!» Не так ли рассуждают в столичной...

Режиссер хотел избежать сентиментальности, слащавости, и это ему удалось

Анна Чепурнова
Труд
В премьерном спектакле Сирано постоянно ведет бой. Фото с сайта театра «Сатирикон»

В «Сатириконе» Константин Райкин выпустил «Сирано де Бержерака» Ростана. Еще осенью он рассказывал «Труду» про то, что думал об этой постановке давно и что это единственный случай, когда на сцене его театра...

Как маэстро Канторов несет классику в массы

Людмила Безрукова, Санкт-Петербург
Труд
Фото: Heiner Heine/imagebroker.com, globallookpress.com

Концерты классической музыки в многотысячных залах и в дачных садоводствах, выступления в студенческих клубах и Домах творчества, международные фестивали, собирающие аншлаги в России и за рубежом... И все...