Российский парламент принял федеральный бюджет, который никто не собирается выполнять. Министр финансов Антон Силуанов, представлявший основной финансовый закон на предстоящую трехлетку, честно признал, что документ придется полностью пересматривать. Тем не менее Дума и Совет Федерации дисциплинированно одобрили документ, который известный экономист Михаил Делягин назвал «плодом коллективной галлюцинации».
И это чистая правда. К примеру, доходы на 2015 год запланированы в сумме 15,1 трлн рублей. При этом министр финансов предупредил, что из-за ухудшения внешней конъюнк-туры, снижения экономического роста и прочих негативных факторов потери бюджета достигнут 1 трлн рублей. Но может ли быть иначе, если бюджет был сверстан исходя из среднегодовой цены нефти Urals в 96 долларов за баррель (прогноз — вообще 100 долларов)? Учтем, что реальная цена норвежской нефти Brent на мировых рынках уже сегодня опустилась до 76 долларов за баррель, а российская высокосернистая нефтяная смесь марки Urals обычно торгуется дешевле.
Абсолютно нереален и запланированный в Минфине на 2015 год курс доллара — 37,7 рубля в среднем по году. По расчетам Михаила Делягина, такое возможно лишь в случае, если уже к январю, то есть через месяц, американский доллар упадет с нынешних 47 рублей за «зеленый» до 44 рублей, а к декабрю опустится уже до 31,4 рубля. Кто же в это поверит? Кстати, сам Минфин в уме (а не в бюджете) пересчитал будущие нефтяные доходы исходя из реального долларового курса — ближе к 50 рублям. А нам врет и не краснеет.
Возникает естественный вопрос: отразится ли эта липовая цифирь не просто на экономических показателях страны, а на реальной действительности, состоянии кошельков и прочих приметах жизненного уровня россиян? Ибо отечественные финансисты убаюкивают нас сказками о двух трубах в известном бассейне: мол, сколько нефтедолларов вытечет из-за падения нефтяных цен, столько же вольется дополнительных рублей, полученных от изменения валютного курса.
В школьном задачнике это было бы именно так. Но в реальной жизни дополнительные рубли окажутся похудевшими примерно на треть. Из-за чего (в том числе) инфляция уже сегодня приближается к 10% годовых. Хотя в только что принятом федеральном бюджете — 2015 она почему-то обозначена почти вдвое меньшей цифрой — 5,5%.
Чем это грозит? Полной неразберихой с финансами во всем и везде. Ибо после того как бюджетные средства в запланированных сотнях, тысячах и миллионах рублей отдадут конкретным получателям, выяснится, что денег катастрофически не хватает. Вчера хватало, а сегодня — увы! — рубль подешевел. И купить на него столько же станков или школьных парт, стройматериалов, асфальта, хлопка или автобусов, мяса или картошки, сколько можно было вчера, уже не получается. Снизятся и реальные доходы россиян, ибо зарплаты, пенсии и пособия мы тоже получим изрядно похудевшими рублями.
Что еще печальнее, сокращены расходы на развитие экономики: с 15,9% федерального бюджета до 14,5%. Тем не менее, в наступающем году правительство обещает удвоенный экономический рост: с нынешних 0,5 до 1,2%. Откуда он возьмется, совершенно непонятно.
Однако гражданам продолжают мурлыкать «баюшки-баю»: мол, в наступающем году расходы на социальные нужды не уменьшатся. А что будет через год? Через два? И надо ли превращаться в «страну поголовного собеса», где население уповает на государственные пособия и прочие подачки, вместо того чтобы эффективно трудиться и обеспечивать счастливое настоящее и будущее себе и своим близким?