Главная Культура 00:03 28 Ноября 2014 3886
Разве стыдно – быть обычным человеком?

Андрею Ильину завтра предстоит прожить на сцене Губернского театра... 98 лет

Виктория Пешкова

В новом спектакле Московского Губернского театра Андрей Ильин играет человека, который, прожив 98 лет, ничего выдающегося так и не совершил. Что делать лузерам в эпоху, когда призыв «Будь первым!» звучит из каждого утюга? Об этом мы беседуем с актером накануне премьеры «Бесконечного апреля».

— Андрей Епифанович, чем привлек вас такой негероический персонаж?

— Пьесу мне предложил Сергей Безруков, с которым меня связывают долгие дружеские отношения. Автор, Ярослава Пулинович, мне была совершено неизвестна, но возможность сыграть человека, прожившего на свете почти век, переходя вместе с ним из возраста в возраст — от девятилетнего мальчишки до глубокого старца, мне показалась чрезвычайно увлекательной. В драматургии такое не часто встречается. Разбираться в его характере было очень интересно. Человек живет, будто плывет по течению, и не то что героических — вообще поступков вроде не совершая...Его жизнь словно складывается из действий других людей — матери, жены, дочери. Единственное, что он делает по своей воле — коллекционирует радиоприемники. Был момент, когда мне показалось, что превратить эту историю в спектакль вообще невозможно. «Прожить» 98 лет, не прибегая к гриму, не уходя за кулисы, не меняя костюм: ничего более сложного в моей творческой биографии еще не было.

— Актеру интересна сложность задачи. А чем явный лузер будет интересен зрителю, которому последние лет двадцать внушают, что этот мир существует только для успешных и сильных?

— Не хочется в качестве аргумента прибегать к шаблону вроде того, что каждый человек в отдельности и мы все вместе и делаем общечеловеческую историю. Мне кажется, что зритель начинает уставать от супергероев. Их стало слишком много. Поэтому обычному человеку все чаще хочется видеть на сцене или экране простую историю, персонажи которой похожи на него самого, ведь в жизни большинства из нас эпохальных событий не случается. Мы не спасаем планету от пришельцев, не побеждаем темные силы, не предотвращаем мировые войны и техногенные катастрофы. Сидя в мягком кресле кинозала или на родном диване перед телевизором, мы... наблюдаем, как все эти подвиги, реальные, а по большей части вымышленные, совершают другие. А сами каждый день просто ходим на работу, просто растим детей, просто любим своих близких. Быть обычным человеком не стыдно.

— Но нам из всех щелей твердят совершенно обратное: пропаганда культа успеха, силы, первенства просто зашкаливает.

— И в этом, на мой взгляд, причина большей части наших несчастий. Не у каждого хватает сил и способностей добиться успеха. Не каждый может быть сильным. И уж тем более не каждый может быть первым. Первым вообще может быть только один. Остальные занимают оставшиеся места. И что, если ты второй — жизнь не имеет смысла? А если сотый? А если — стотысячный? Венечка, оказавшись у предела своей жизни, признается, что ничего он в этой жизни не сделал. И Леонидик из спектакля «Мой бедный Марат» тоже вынужден признать, что выдающимся поэтом ему уже не стать, и нужно найти в себе силы жить дальше, не проклиная судьбу, не озлобившись на близких. Просто достойно жить, насколько это в твоих силах. Самое большое несчастье — не неуспех, а невозможность принять свое место в этом мире. Человек, проживающий не свою, а чужую, навязанную ему кем-то жизнь и страдающий от зависти и чувства собственной неполноценности, — вот кого на самом деле можно считать неудачником. В действительности публика совсем не так цинична, как об этом принято говорить. Наш Венечка, несмотря на свою заурядность и мягкотелость, вызывает у зрителя искреннее сочувствие.

— А какая она, по-вашему, сегодняшняя публика?

— Разная. А какого ответа вы от меня ожидали? Она такая, какая есть. Как все актеры, я слежу на спектакле за реакцией зала, но даже если кто-то встает и уходит посреди действия, в панику не впадаю. Зритель имеет право на ошибку, в том числе и при выборе спектакля. Человек ведь идет в театр с определенными ожиданиями: кто-то ему посоветовал, что-то он прочитал, но вкусы-то у всех разные. В конце концов, он может просто прийти не в том настроении, билеты ведь, как правило, покупают заранее.

— В стремлении заполучить зрителя любой ценой театр все чаще превращается в открытую площадку: сегодня тут «традиционный» спектакль, завтра кинопоказ, послезавтра — перформанс, концерт или интерактивное шоу. Цель оправдывает средства?

— Есть такая поговорка: любое зрелище хорошо, если оно не скучное. Я бы ее слегка откорректировал: если оно не пошлое. Раньше театр начинался с вешалки. Сейчас людям хочется еще чего-то перед вешалкой. В конце концов, небезызвестный чеховский персонаж настаивал на новых формах еще сто лет назад. Насколько удачным окажется расширение рамок привычного нам театра, мы поймем только со временем. Время все расставит по своим местам. А для меня театр по-прежнему остается местом, где тебя любят и ждут. Причем это справедливо и по отношению к актеру, и по отношению к зрителю.

— Всего 10 лет назад, когда в «Красной капелле» вы играли роль советского разведчика Леопольда Треппера, фашизм был для нас понятием сугубо историческим. Сегодня это жесткая реальность. История человечество ничему не научила?

— История научила, это мы плохо выучили ее уроки. Я был в Донецке ровно год назад, перед самым Майданом. Это был прекрасный цветущий город, чистый, ухоженный, очень приветливый. А теперь он лежит в руинах, и когда туда вернется мир — никто не знает. У меня много друзей на Украине, но я не решаюсь им звонить, спрашивать, как и чем они там сейчас живут. Со стороны Европа многим кажется процветающей и стабильной. Могу понять, что украинцам захотелось попасть туда как можно скорее. Но почему они выбрали путь, залитый кровью своих же соотечественников? Почему выбрали себе для поклонения таких жутких, кровожадных идолов? И почему Европа, пережившая ужас фашизма и осудившая его на Нюрнбергском процессе, их оправдывает? Пока у меня вопросов больше, чем ответов. В одном только уверен — нового Нюрнберга никому избежать не удастся.

 

Черемисинов также был основателем нижегородской телекомпании «Сети НН» и работал советником гендиректора «Росатома» 

Андрей Черемисинов. Кадр «Первого канала»

Советник главы «Росатома» по информационным проектам, многолетний участник популярной телевизионной программы «Что? Где? Когда?» Андрей Черемисинов скоропостижно скончался на 56-м году жизни. Об этом во вторник, 29 октября...

Он мог сыграть и дворника, и графа

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
Николай Караченцов в спектакле «Юнона» и «Авось». Фото: Александр Яковлев, globallookpress.com

27 октября народному артисту России, любимцу публики Николаю Караченцову могло бы исполниться 80 лет. Его нет с нами уже шесть лет. Караченцов умер в канун своего 74-го дня рождения. Прощание с актером, собравшее море людей, прошло...

Первый канал завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь»

Сергей Беднов
Труд
По большому счету увиденное могло быть интересным в первую очередь поклонникам самого Познера. Фото: Павел Кашаев, globallookpress.com

На этой неделе «Первый» завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь». Впрочем, в слове «завершил» есть некая недосказанность. Сам автор не раз говорил, что проект...

Как в Царском Селе появился, исчез и вновь воскрес памятный знак, который был так дорог сердцам лицеистов

Ирина Смирнова
Труд
Памятник «гению места». Пушкин, Лицейский переулок, 1/4. Фото из открытых источников

Удивительно, как «гений места» влияет на само это место. Одним из ярких тому примеров служит история исчезновения и нового возникновения памятного знака в Царскосельском лицее. Настолько он там уместен, что...

Коллектив и зрителей знаменитого театра накрыл шквал нововведений

Мария БАБАЛОВА, музыкальный обозреватель
Труд
Валерий Гергиев. Фото: globallookpress.com

Намедни без каких-либо особых анонсов и афиш в Большом театре на Исторической сцене давали «Дона Карлоса» Верди. Казалось бы, рядовое событие — 89-й спектакль с премьеры, состоявшейся 11 лет...

Культура 00:03 / 11 Октября 2024 9462
А он, мятежный…

Разговор о Лермонтове и русской поэзии в канун юбилея классика

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
К.А. Горбунов. Последний прижизненный портрет Лермонтова. 1841 год. Фото из открытых источников

15 октября читающее человечество отметит 210 лет со дня рождения Михаила Лермонтова. Он прожил неполные 27 лет, но оставил после себя три десятка поэм, около 400 стихотворений, роман «Герой нашего времени»,...

Что не так с фильмом «Любовь Советского Союза»

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
По факту у создателей фильма вышла экранизация частной жизни Валентины Серовой. Кадр с сайта kinopoisk.ru

На большой экран вышел фильм «Любовь Советского Союза» — долгострой, задуманный еще в 2008 году. Сценарий начинал писать драматург Владимир Валуцкий, ныне, увы, покойный. Эстафету подхватил Сергей Снежкин....

Чем обернулась поездка школьников и их учительниц в осенний Сочи

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Полина Кутепова в фильме «Каникулы» сыграла одну из лучших своих ролей

В прокат выходит фильм «Каникулы», завоевавший в прошлом году главный приз фестиваля «Маяк» в Геленджике, который позиционирует себя, как смотр актуального российского кино. На фоне дурашливых комедий, бесконечных киносказок,...

Кинематографист также работал над сериалами «Агент национальной безопасности», «Литейный», «Дорожный патруль», «Черный ворон» 

Игорь Москвитин. Фото из соцсетей

Российский сценарист, режиссер и продюсер Игорь Москвитин, снявший целый ряд известных отечественных телесериалов – «Улицы разбитых фонарей», «Черный ворон», «Агент национальной безопасности», «Литейный»,...

В Вахтанговском – самая загадочная пьеса Александра Вампилова

Анна Чепурнова
Труд
Зилов необычайно притягателен для женщин (Анна Чумак и Максим Севриновский). Фото Валерия Мясникова предоставлено Театром им. Вахтангова

На Симоновской сцене Театра им. Вахтангова молодой режиссер Аскар Галимов поставил одну из самых сложных пьес Александра Вампилова «Утиная охота». Изначально главным манком для зрителей стала личность исполнителя роли Зилова —...

Участниками соглашения стали главы профильных ассоциаций, учебных заведений, организаторы недель моды более чем из 50 стран 

Фото предоставлено пресс-службой форума BRICS+ Fashion Summit

Декларация о создании Международной модной федерации БРИКС (BRICS International Fashion Federation) подписана на московском форуме BRICS+ Fashion Summit, завершившемся на минувших выходных. Об этом в понедельник, 7 октября сообщила заместитель...

Культура 00:01 / 25 Октября 2024 7163
Третьяков бы изумился

Новаторское искусство в галерее его имени стало лишним?

Елена Широян, искусствовед
Труд
Фото: Сергей Смирнов, globallookpress.com

Везет Третьяковке на скандалы. Поводы громкие: то у музея отобрали «Троицу» Рублева, главный шедевр русской живописи, самой же Галереей спасенный век назад. То закрыли первый музейный кинотеатр, лучший в Москве... Хотя...

Именно поэтому популярный поэт-песенник – вновь в жюри шоу «Ну-ка, все вместе!»

Сергей Бирюков
Труд
43 года творчества дают Александру основание судить участников. Фото предоставлено телеканалом «Россия»

Шоу «Ну-ка, все вместе!», новый сезон которого стартовал на телеканале «Россия», впечатляет уже расстановкой действующих лиц: перед тобой буквально стена из сотни экспертов, приглядевшись к которой, узнаешь...

Почему не получилось продолжение популярной серии фильмов

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Фото: kinopoisk.ru

В прокате идет фильм «Особенности национальной больницы» по сценарию Александра Рогожкина. Того самого, что 30 лет назад снял умную и уморительно смешную комедию «Особенности национальной охоты», ставшую...

На главных телеканалах идут сериалы про следователей

Сергей Беднов
Труд
Фото: kinopoisk.ru

В эфире двух главных каналов идут сериалы про следователей. То же было на прошлой и позапрошлой неделях. Но если на НТВ преступников ловят мужчины, то «Первый» и «Россия» отдают...

В России следует снимать фильмы, пропагандирующие не деструктив, а здоровый образ жизни, убежден спикер Госдумы 

Кадр из фильма «Интердевочка», режиссер Петр Тодоровский, 1989 г.

Председатель Государственной думы Вячеслав Володин в ходе заседания в четверг, 17 октября высказал мнение, что в России следует снимать фильмы, пропагандирующие здоровый образ жизни. В качестве примера деструктивного влияния он привел фильм...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?