Эхо внуковской катастрофы докатилось до Минтранса. В ноябре в столице ждут инспекцию ИКАО, которая проверит состояние системы контроля за безопасностью полетов. Коллегия авиационной общественности страны, объединяющая некомерческие организации отрасли, решила упредить события.
На имя президента Владимира Путина подготовлено письмо с перечнем задач по совершенствованию системы управления отраслью, которые авиационная общественность готова решать самостоятельно или в сотрудничестве с органами власти. Под этим документом поставили подписи свыше трех десятков руководителей авиационных ассоциаций, общественных организаций, отраслевых профсоюзов, Герои Советского Союза и России.
С членом коллегии, председателем правления Независимого института международного права, профессором Института международных транспортных коммуникаций, экспертом ИКАО Виталием БОРДУНОВЫМ связался наш корреспондент.
— Виталий Дмитриевич, коллегия настаивает на выборочной аттестации чиновников Минтранса, Минпромторга и подведомственных им структур, ответственных за обеспечение безопасности в деятельности авиационного комплекса...
— Это предложение родилось не от хорошей жизни — документ подписали люди не в розовых очках — они видят реальное состояние авиации. А хвастаться нам, скажем откровенно, нечем, что показало ЧП с «Фальконом» и снегоуборщиком. У меня просто волосы вставали дыбом, когда знакомился с показаниями иностранного пилота, ставшего свидетелем катастрофы. Он описал почти кромешную темноту, неровности ВВП, невнятное бормотание авиадиспетчеров на английском, неудовлетворительную связь с наземным персоналом и т. д. А ведь речь об аэродроме, с которого взлетают ВИПы! Налицо совершенно очевидные системные недостатки. Мы ведь не просто критикуем, а даем конкретные рекомендации, от чего и как надо лечить тяжелобольную отрасль.
— В письме на имя президента предлагается возложить персональную ответственность за отрасль на премьера — «в связи с отсутствием в правительстве иного должностного лица, обладающего полномочиями и ресурсами, соответствующими требованиям стандартов Приложения 19 к Конвенции о международной гражданской авиации и Руководства по управлению безопасностью полетов ИКАО». Как могло такое получиться, что отвечать больше некому?
— Дело в том, что разрушена система. МГА СССР в свое время действовало в соответствии с технологией гражданской авиации и было органом, несущим ответственность за все, что происходило в небесах и на взлетной полосе. Сейчас эти функции разнесены на пять ведомств, которые не могут между собой договориться. После теракта в Домодедово эксперты делали доклад в Счетной палате РФ. Так вот, все сошлись на том, что никто ни за что не отвечает — ни за бардак на земле, ни за нарушение летных законов, которые, как известно, пишутся кровью.
— Вы считаете, что ноябрьская проверка ИКАО грозит неприятностями?
— В 2008 году отрасль при подобной проверке получила 55 замечаний, а на сегодня из них выполнено всего пять. Меня лично это убеждает, что мы абсолютно не готовы к визиту экспертов ИКАО. Почему? Потому что наша форма госуправления авиацией никуда не годится.
Отправляя письмо Путину, мы надеемся, что власти предпримут серьезные меры. По крайней мере найдут некоторым безнадежно невежественным чиновникам другую работу. Я был свидетелем, когда летом в Госдуме отчитывался министр транспорта. Он даже не поделился с депутатами какой-нибудь экономической или правовой моделью деятельности авиатранспорта, а просто отчитался, куда ушли бюджетные средства. И депутаты все это проглотили.
— Что конкретно предлагаете?
— Для начала создать на базе Росавиации единый полномочный орган, отвечающий за государственное управление гражданской авиацией, обеспечение безопасности авиационной деятельности и безопасности полетов. Дальше лететь некуда...