Игроки тбилисского «Локомотива», кутаисского «Торпедо» и «Рустави» вышли на матчи чемпионата Грузии в майках с антироссийскими лозунгами, в которых наша страна объявлялась оккупантом. Пример оказался заразительным — и вот уже игроки полтавской «Ворсклы» вышли с теми же провокационными надписями на футболках. Кто больше? Болельщики «Динамо» из Батуми вывесили на трибуне полотно с изображением свиньи, окрашенной в цвета российского триколора. А теперь представим, что подобное выражение чувств и пристрастий становится обыденностью в спорте. Ну и во что он превратится?
Федерация футбола Грузии, как и следовало ожидать, антироссийские акции своих клубов поддержала и сообщила, что никаких замечаний от УЕФА и ФИФА не получила. А могущественные организации, то и дело провозглашающие, что «спорт вне политики», самоустранились, перевели стрелки опять же на грузинскую федерацию: события-де произошли на внутренних соревнованиях...
Да и среди наших спортивных чиновников единого мнения по поводу антироссийской выходки нет. В том числе и в отношении воспитанников московских футбольных школ Нодара Кавтарадзе и Вахтанга Небиеридзе, играющих сейчас за кутаисское «Торпедо». Почетный президент РФС Вячеслав Колосков предположил, что все футболисты, поддержавшие антироссийские акции, не должны получить возможность контрактов в российских клубах — вне зависимости от их гражданства. Другие деятели призвали лишить Кавтарадзе и Небиеридзе российского гражданства. Но депутат Госдумы Дмитрий Свищев другого мнения: «Их надо понять и простить. Играя в Грузии и получая зарплату от грузинских владельцев, невозможно выражать свою позицию по этому вопросу. Поэтому я бы не реагировал на наших ребят так жестко».
Хотя дело не только и не столько в этих «ребятах». Дело в том, что подобные выходки могут вызвать эпидемию и отравить атмосферу на спортивных аренах. Тем более болельщики уже много раз были свидетелями, как непоследовательны в своих деяниях ФИФА и УЕФА. Так, сборная Ирана неоднократно подвергалась санкциям со стороны Международной федерации футбола за слишком активное вмешательство правительства этой страны в дела национальной федерации. А ведь как раз в тех случаях, казалось бы, это были акции местного масштаба — никаких выпадов в адрес других стран персы не устраивали.
Вспомним и события прошлого года. Тогда на матче чемпионата мира в Москве защитник сборной Хорватии Домагой Вида после победы над сборной России скандировал: «Слава Украине!» А этнические албанцы, игравшие в составе швейцарской команды, после забитых в ворота сербов голов недвусмысленно показывали знаками орлов, внеся политический душок на футбольное поле. Причем эту акцию осудили швейцарские болельщики: «Пусть играют за сборную своего Косово и там любые знаки показывают. А нам этого не надо». Тем не менее, деятели ФИФА в обоих случаях лишь слегка пожурили «демонстрантов» в трусах и гетрах.
В истории футбола бывали случаи, когда политика серьезно влияла на турнирный результат. Нашу сборную подобное коснулось дважды. В отборочных матчах к первому в истории чемпионату Европы 1960 года жребий свел нашу команду со сборной Испании, с которой у нас тогда не было дипломатических отношений. Первый матч должен был играться на нашем поле. Испанцы отказались от визита по политическим мотивам, и сборная СССР без борьбы вышла в полуфинал Евро и в конечном итоге стала чемпионом. Хотя футбол много потерял от демарша испанцев: на тот момент сборные СССР и Испании были, пожалуй, сильнейшими командами Старого Света.
Спустя четыре года эти же команды сошлись в финале европейского первенства. Игра получилась бескомпромиссной, наши уступили в равной борьбе достойным соперникам — 1:2. На банкете после получения медалей «политические противники» дружески выпивали за одним столом. Зато в руководстве советского телевидения полетели головы: во время трансляции финального матча наши режиссеры не закрыли картинку, когда телекамера время от времени показывала на трибуне диктатора Франко, которого прежде советские люди могли лицезреть только на карикатурах в «Крокодиле».
В отборочных матчах к чемпионату мира 1974 года нашей сборной предстояло добывать путевку в Германию в двух играх с чилийцами. А тут в Чили переворот, власть захватил Пиночет, президент Альенде убит, на столичном стадионе томятся узники... Гостей из Чили в Москве приняли очень холодно. Важная игра не транслировалась по ТВ, в газетах указали только результат: 0:0. А в Чили, страну с фашистским режимом, советская сторона ехать категорически отказалась. Ответный матч превратился в комедию: зная, что советская команда не приехала, организаторы продавали билеты на трибуны, потом выпустили на поле футболистов сборной Чили. Те повели атаку на пустые ворота и забили победный гол на первых секундах...
Главе ФИФА Стэнли Роузу тогда хватило бы полномочий назначить этот матч на нейтральном поле, но, как говорили злые языки, он не пошел на это из корыстных соображений. В отборочном турнире к ЧМ-1974 поляки выбили из розыгрыша сборную Англии. Мистер Роуз рассчитывал на то, что федерации Польши и ГДР поддержат протест СССР, бойкотируя этот чемпионат, и тогда место Польши займет Англия. Но поляки не оправдали надежд Роуза: приехали на чемпионат и заняли там третье место.
И совсем уж некрасивая история произошла в 1992-м, когда сборная Югославии, составленная тогда из очень сильных игроков, великолепно проведя отборочный турнир, не была допущена до его финальной части — согласно резолюции ООН. В результате на Евро-1992 вместо югославов приехали датчане. Они к тому моменту разбрелись по курортам, и вызов на чемпионат Европы стал для них приятной неожиданностью. Которой Дания успешно воспользовалась, сенсационно став чемпионом. Но у любителей футбола и до сей поры остался осадок от того несправедливого решения международных чиновников в отношении Савичевича, Панчева, Бобана, Шукера, Просинечки и других балканских кудесников мяча...
Ну и как после этого верить тем, кто утверждает, будто футбол (и спорт вообще) вне политики?
Слова
Анзор Кавазашвили, вратарь сборной СССР 1960-1970-х
— Этот вопрос мне комментировать сложно. Я родился и вырос в Грузии, но большую часть жизни провел в России и думаю как россиянин. Могу только сказать, что мне очень горько от того, что братские народы не могут остановиться, удержаться от упреков и протянуть друг другу руку дружбы.