
К судьбе знаменитой тюрьмы «Труд» обращался не раз (последняя статья на эту тему «Не так-то просто на «Крестах» поставить крест» опубликована 13.12.2024). И вот свершилось: наконец-то ушел с молотка «Следственный изолятор № 1», более известный в народе как «Кресты».
Эпопея длилась с 2021 года, когда на Петербургском международном экономическом форуме власти города на Неве объявили о проведение «в ближайшее время аукциона». Дело стояло за малым: поисками потенциальных покупателей. Те откликались, знакомились с «перспективным» объектом и исчезали. Но на минувшей неделе аукцион все-таки состоялся — с двумя участниками. Выиграла девелоперская группа компаний КВС, купившая тюремный комплекс за 1,135 млрд рублей при начальной цене 1,051 млрд.
В эту стоимость вошли 29 зданий общей площадью 41,2 тысячи кв. метров, а также 3,9 гектара земельных участков. Исключены из продажи были лишь церковь Святого благоверного князя Александра Невского и бывшее общежитие сотрудников тюрьмы. Победитель, как водится, объявил о намерении превратить исторический комплекс крепостных зданий в общественное пространство с музеем, гостиницами, галереями, ресторанами. «Трансформация «Крестов» станет историческим событием, задающим новый тренд в подходе к сохранению наследия. Этот проект не просто вдохнет новую жизнь в знаковое место, но и откроет его для людей, превращая в уникальный общественный центр мирового уровня», — уверяют в группе КВС.
Чудеса обещаны «в кратчайшие сроки». Правда, конкретные даты не названы, как и сумма инвестиций со сроками окупаемости проекта. Что вызвало недоумение у организаторов аукциона — финансового института жилищного строительства «ДОМ.РФ», не помешав, однако, сделке. Ведь отвечать, если что, будет сам покупатель. Слишком долгими, порой казалось, безнадежными выглядели поиски желающих вложиться в «Кресты». Объект ведь с обременением, которого очень не любит наш бизнес: тюремный комплекс признан выявленным объектом культурного наследия. Отсюда особые требования к его использованию и содержанию.
Первоочередное из них — проведение историко-культурной экспертизы, причем за счет покупателя. А у «Крестов» (народное название по двум пятиэтажным крестообразным в плане корпусам) немало конструктивных особенностей. В частности, окон с решетками.
В лихие 90-е там случилась попытка побега семи подсудимых. Им удалось взять заложников. Силовики отреагировали оперативно, но справиться с уголовниками удалось не сразу. В том числе из-за того, что при штурме не удалось выломать решетки. Не помогла тогда и спецтехника...
К компании-покупателю немало вопросов у экспертов и рядовых горожан. Например, сумеет ли КВС, основная специализация которой — жилое строительство, сохранить памятник истории и архитектуры? Те их мультиэтажные «человейники», которые натыканы в разных районах Северной столицы, город точно не украшают. А «Кресты» в шаговой доступности от центра города. Или профиль компании в данном случае не важен?
И как быть с девятым корпусом, в котором содержались больные с открытой формой туберкулеза? С моргом? Санитарные службы знают о предстоящей перемене судьбы бывшей тюрьмы? Согласны с тем, что туда можно пускать экскурсантов, поселять, если будет гостиница, гостей города?
Но главное: не превратится ли «печальный памятник былому», с его особенностями и ограничениями, в хронический долгострой? На которые, увы, так богат Петербург ХХI века.