На тбилисском фестивале много говорили о мужестве – для того чтобы провести два первых киносмотра, его потребовалось много. «III Фестиваль российского кино стал в каком-то смысле переломным, мы, можно сказать, вышли из подполья», – сказал генеральный продюсер фестиваля Константин Лузиньян-Рижинашвили. О мужестве упоминал и Зураб Абашидзе, последний посол Грузии в России, а ныне специальный представитель правительства Грузии по связям с Россией: известный политолог приходил в дом-музей Софико Чиаурели, куда были приглашены участники фестиваля. Во время этой очень теплой и сердечной встречи Алла Сурикова говорила о том, как было бы замечательно сделать фильм-историю любви Софико Чиаурели и Котэ Махарадзе – кстати, в этом году исполнилось 30 лет картине Суриковой «Ищите женщину», где Чиаурели сыграла главную роль. Также в 2012 году исполнилось 100 лет со времени выхода первого полнометражного грузинского фильма, снятого Василием Амашукели о короле поэтов Акакии Церетели: на открытии фестиваля был показан небольшой отрывок из бережно отреставрированной картины, где веселые дети водили хороводы вокруг кряжистого поэта с седой окладистой бородой.
В этом году в Тбилиси впервые появилась реклама фестиваля, и зрителей в залах кинотеатра «Руставели», где показывались фестивальные картины, было достаточно. Особенный восторг у них вызвала комедия Резо Гигинеишвили «Любовь с акцентом». Анне Михалковой, сыгравшей в картине девушку, которая приезжает в Грузию с целью забеременеть, на закрытии фестиваля был вручен приз «За вклад в киноискусство» имени Софико Чиаурели. «Я могу честно сказать, что получила этот приз по блату, потому что мы отдали в Грузию самое дорогое – Надю», – сказала Анна. Свою жену Надежду Михалкову Резо Гигинеишвили в фильме тоже задействовал и планирует в будущем снять продолжение картины.
Второй приз, который решено теперь вручать русскому и грузинскому кинематографистам, достался режиссеру Ираклию Квирикадзе, который рассказал, как в 15 лет пробирался в кинотеатр по водосточной трубе, потому что билетов было не достать, и с той поры, заходя в кинозал, вспоминает эту историю и немного опасается, что его выгонят. Третья награда будет передана президенту фестиваля Эльдару Рязанову, который, к сожалению, прибыть в Тбилиси на этот раз не смог. Помимо приза в Москву к режиссеру приедет фотография: двойной портрет с грузинским кинематографистом Эльдаром Шенгелая. Этому фото, которое Шенгелая передал Вадиму Абдрашитову, зал с удовольствием аплодировал.
В этом году на тбилисском фестивале, который проводился при поддержке Министерства культуры РФ и Межгосударственного фонда гуманитарного сотрудничества государств – участников СНГ, в первый раз появилась ретроспектива – и это еще одно свидетельство того, что смотр становится более крепким и устойчивым. Алексей Балабанов представил четыре свои картины: «Жмурки», «Кочегар», «Груз 200» и «Я тоже хочу». Последняя еще не вышла в российский прокат, однако печальные слухи о том, что после нее режиссер собирается уйти из кино, ходили давно; он и сам их иногда подтверждал. Но красота Тбилиси повлияла на Алексея Балабанова позитивно – по словам продюсера Сергея Сельянова, режиссер сказал ему: «Хочу здесь кино снять. Про молодого Сталина, про бандита».
Режиссер Роман Прыгунов творческих планов с Тбилиси не связывал, зато его картина «Духless» также пользовалась успехом. Говорили, что сотрудник знаменитых тбилисских серных бань рассказал Прыгунову, будто брат очень советовал ему посмотреть этот фильм, а узнав, что трет спинку режиссеру «Духlessa», сразу позвонил брату в Москву – похвастаться, а с Прыгунова не взял за работу денег. Неизвестно, смотрела ли фильм нищенка с закрытым черной вуалью лицом, побиравшаяся у кинотеатра, но был случай, когда она прокричала вслед возвращавшимся в отель кинематографистам: «Духless! Духless!» – однако намека на бездуховность в этом никто не усмотрел.
Духовность и душевность сочетаются в Тбилиси так чудесно, что можно понять Анну Михалкову, которая говорила, что ей не очень хочется делиться своей любимой Грузией с большим количеством людей. Но делиться придется, поскольку связи очевидно налаживаются, в том числе и на уровне кино и анимации: организаторы фестиваля привезли из Москвы в Тбилиси так называемые волшебные ящики, содержащие жесткий диск с записью всей коллекции «Союзмультфильма». Их передали благотворительному фонду «Первый шаг», который распределит подарки по детским домам, больницам и школам, и грузинские дети будут смотреть хорошие мультфильмы.