Главная Жизнь 01:01 27 Сентября 2000 198
МЫ ПОЕДЕМ, МЫ ПОМЧИМСЯ ПО ТРАНССИБУ...
В 1891 году был заложен первый камень в здание вокзала во Владивостоке. Это событие стало началом истории крупнейшей в мире железнодорожной линии - Транссибирской магистрали, Великого Сибирского пути - как окрестили ее современники.
Нижниченко Наталья

Начиная с середины прошлого века Россия переживала железнодорожный бум. Технические открытия делали давние проекты по освоению Сибири, коей "прирастать будет земля русская", и тихоокеанских берегов как никогда реальными. В то же время, с ростом промышленности в странах Западной Европы и Японии, стало очевидно, что торговые связи между Старым Светом и Востоком будут интенсивно развиваться, а наиболее удобный и короткий путь между ними пролегает через территорию Российской империи. Естественно, в умах российских государственных мужей возникла идея напрямую соединить Запад и Восток железной дорогой. Стоит заметить, что, несмотря на столь очевидные предпосылки к строительству, поначалу у Транссиба была масса противников. Экономическую целесообразность проекта подсчитать не брался никто. Более того, только по самым приблизительным оценкам, она выглядела крайне нерентабельной. Поэтому поднять такой проект могло только государство, направив на строительство все свои материальные и человеческие ресурсы. И Россия, сделав это в кратчайшие сроки (всего за пятнадцать лет), поразила весь мир.
Строительство мощной железнодорожной магистрали дало толчок промышленному подъему государства, концентрации капитала, развитию золотодобычи и торговли, разработке лесных массивов, росту различных промыслов. Миллионы людей переселились в ранее дикие и необжитые места.
На примере Транссиба хорошо видно, что к железным дорогам нельзя подходить только с экономическим аршином: развитие стальных магистралей - стратегически важная задача для любого государства. Социальная нагрузка, которую несет на себе Сибирский железнодорожный путь, совершенно беспрецедентна: как совершенно справедливо гласит известный рекламный слоган, "просторов-то у нас хватает".
Однако вернемся к экономическим выкладкам - наиболее актуальной теме на сегодняшний день. К началу 80-х годов нынешнего столетия, даже в условиях "холодной войны" и оторванности от общемировых экономических процессов, перегруженный Транссиб приносил в казну государства более 6 миллиардов долларов. Но после распада Советского Союза и последовавших вслед за ним потрясений последнего десятилетия транзитный поток с Востока на Запад через территорию России практически прекратился. Несмотря на то, что доставка грузовых контейнеров Транссибом производилась чуть ли не в два раза быстрее, чем окружными морскими путями, в силу политической и экономической нестабильности и сопутствующих причин иностранные бизнесмены отказывались пользоваться услугами магистрали.
С приходом на пост министра путей сообщения Н.Аксененко, придающего развитию Транссиба большое значение, ведомством были учтены претензии зарубежных партнеров и МПС. Совместно с Государственным таможенным комитетом предприняты шаги для упрощения порядка таможенного оформления и контроля на транзитные товары, перевозимые по Транссибу в контейнерах. Была проведена серьезнейшая работа по приведению графика движения грузовых поездов в соответствие с расписанием судов на направлениях Япония - Россия и Южная Корея - Россия. Когда в железнодорожном ведомстве одной из приоритетных задач стала тотальная информатизация отрасли, Транссибирская магистраль оказалась в числе первых, где была решена проблема информационного обеспечения перевозок. Теперь расписание движения контейнерных поездов можно найти даже в сети Интернет.
Современная Транссибирская магистраль - двухпутная электрифицированная железнодорожная линия протяженностью почти десять тысяч километров. С введением Министерством путей сообщения так называемых сквозных тарифных ставок и целой системы понижающих коэффициентов стоимость транспортировки по Транссибу стала обходиться как минимум на 30 процентов дешевле, чем перевозка любым, даже самым оптимальным - морским маршрутом. Отдав предпочтение железной дороге, грузоотправитель может сэкономить время более чем на 15 суток! А время, как известно, - деньги. Уже сегодня Транссиб способен пропустить через себя до 160 тысяч контейнеров в год. Загрузив его "под завязку", можно получить доходы, равные всему российскому экспорту нефти, газа и прочих природных ресурсов. Неплохая доходная статья для нашего, прямо скажем, небогатого бюджета, не правда ли? А ведь в МПС предусмотрена еще и реконструкция магистрали, прорабатываются проекты увеличения скорости поездов...
В последнее время бизнесмены Юго-Восточной Азии все чаще стали обращать свои взоры в сторону Великого Сибирского пути. Совсем недавно был одобрен проект соединения Транскорейской и Транссибирской железнодорожных магистралей, что позволит получать дополнительные доходы от транзитных контейнерных перевозок, а кроме того - переключить на Транссиб грузопотоки между Старым Светом и странами Азиатско-Тихоокеанского региона, то есть достичь цели, предполагавшейся еще отцами-основателями магистрали. Это в очередной раз подтверждает, что, несмотря на стремительное развитие технологий, в том числе и в области транспорта, ничего более надежного, быстрого и современного, чем легендарный Транссиб, до сих пор не придумано. Да и стоит ли набивать шишки, изобретая очередной велосипед, если можно использовать огромный потенциал крупнейшей транспортной артерии?
Существует еще одна идея относительно Транссиба. Если связать его с "девятым" международным коридором, протянувшимся от Берлина до Москвы, мир получил бы уникальнейшую магистраль, пересекающую весь континент... Она стала бы воплощением мечты одного из основателей Транссиба - Н. Гарина-Михайловского: у каждого из нас появилась бы возможность прокатиться по железной дороге "от океана до океана", а представления человечества о единстве мира перестали бы быть только теорией.

Откуда пошел террор?

Валерий Володченко
Труд
Покушение на жизнь Государя Императора Александра II-го. Взрыв 2-го снаряда 1 марта 1881 года. Арнольд Бальднигер (1850—1911). Фото из открытых источников

Дня не проходит, чтобы СМИ не вещали о коварных террористах, не признающих границ ни географических, ни юридических, ни моральных. На этой неделе пошумели вокруг взрыва в московском элитном комплексе...

Пить или не пить? На войне эта дилемма нередко превращалась в вопрос жизни и смерти

Владислав Ржевский, Калининград
Труд
Кадр из фильма «Судьба человека», который снимался в бывшем Кенигсберге в 1958 году. Фото из открытых источников

В 1945 году, когда советские войска начали наступать уже по чужой земле, происходило немало ЧП, связанных с алкоголем. Отступая, враг оставлял то цистерны со спиртом, то ящики со шнапсом и вином....

На Прибалтийском судостроительном заводе «Янтарь» спустили на воду крупнейший в России рыболовный траулер «Виктор Гаврилов»

Владислав Ржевский, Калининград
Труд
Фото с сайта Прибалтийского судостроительного завода «Янтарь»

На Прибалтийском судостроительном заводе «Янтарь» событие: здесь спустили на воду крупнейший в России рыболовный траулер «Виктор Гаврилов». Строили его по заказу камчатского Рыболовецкого колхоза имени...

Жизнь 00:01 / 31 Января 2025 5267
Грабеж на Курской дуге

Депутаты, чиновники и бизнесмены из Курской области знатно погрели руки на строительстве линии на границе с Украиной

Алекс Зверев
Труд
Воры открыли украинским боевикам дорогу на российскую землю. Фото: Владимир/Синьхуа, globallookpress.com

Генпрокуратура пытается взыскать 3,2 млрд рублей с курских чиновников, депутатов и бизнесменов, разворовавших выделенные из бюджета деньги на сооружение оборонительной линии на границе с Украиной. Чем, по сути,...

35 лет назад в Баку были введены войска в связи с беспорядками в ходе армяно-азербайджанского конфликта

Гузель Агишева, редактор отдела «Общество»
Труд
Фото: Imago/www.imago-images.de, globallookpress.com

Накануне инаугурации Трампа «эксперты» всевозможных круглых столов и ток-шоу спорят на все лады о том, что ждет человечество в ближайшем будущем, а что — в отдаленном. Говорят с напором,...

Жизнь 00:11 / 14 Февраля 2025 4024
Далеко от Москвы

Есть ли жизнь за МКАД? «Труд» ответственно заявляет: есть! Да еще какая!

Юрий Совцов, ведущий рубрики
Труд
Фото: Константин Кокошкин/Russian Look, globallookpress.com

Скажите честно, вам кто больше нравится: Василиса Прекрасная или Кощей Бессмертный? Ответ, казалось бы, очевидный, но не спешите с ним. Оказывается, у Кащея тоже есть поклонники. Жители Тальменского района в Алтайском...

Жизнь 00:02 / 31 Января 2025 3935
Прости нас, Черное море!

Можно ли будет этим летом отдохнуть в Анапе

Марина Крючкова
Труд
Танкер «Волгонефть-239», севший на мель у мыса Панагия, 20 января 2025 г. Фото: Roman Naumov, globallookpress.com

«Вы поедете летом в Анапу?» — спросили в одной из популярных групп во «ВКонтакте» в декабре, вскоре после крушения в Керченском проливе двух танкеров, из которых вылилось...

Маньяки бродят не только в телесериалах...

Марина Суранова
Труд
Фото: ru.freepik.com

Наше телевидение регулярно потчует зрителей сериалами, где проницательные следователи годами ведут поиск серийных убийц — жестоких, коварных и так похожих на обычных людей. Иной раз просто хочется выключить телевизор, отгородиться...

Как одна лишь фраза переломила ход мирных переговоров и обеспечила их успех

Марина Крючкова
Труд
Теодор Рузвельт (слева) приветствует глав делегаций России и Японии. Фото из открытых источников

Речь идет о переговорах в ходе Русско-японской войны, начавшейся 9 февраля 1904 года и ставшей для России чередой неудач на суше и на море. Сдача Порт-Артура, поражение в Маньчжурии, разгром при Цусиме,...

Жизнь 00:10 / 14 Февраля 2025 3541
Ну подумаешь – убил…

В Российской империи уголовников на фронт не брали. В современной России все по-другому

Гузель Агишева
Труд
Возможность искупить вину кровью порой воспринимается в обществе как «откос» от заслуженного наказания. Фото: Александр Смышляев/Russian Look, globallookpress.com

Год назад наши СМИ взахлеб писали про убийство в Подмосковье «трех пенсионерок». И хотя дружно делали большие глаза и подпускали трагических интонаций, подзаголовки про «пенсионерок» говорили о многом,...

Об этом рассказал бывший министр государственной безопасности ДНР Андрей Пинчук

Фото: Владимир/Синьхуа, globallookpress.com

Подразделения вооруженных сил Украины (ВСУ) используют против российских войск в Курской области часть оборонительных сооружений, известных как «линия Суровикина». Как передает телеканал «Царьград», об этом сообщил военный...

Жизнь 00:02 / 14 Февраля 2025 3115
Календарь: 14 февраля

В этот день в 1706 году был основан «Аптекарский огород»

Труд
Посетители в Ботаническом саду МГУ. Фото: © Komsomolskaya Pravda, globallookpress.com

1706 Петр I основал в Москве «Аптекарский огород» для выращивания лекарственных растений. Ныне это Ботанический сад МГУ имени М.В. Ломоносова, одно из старейших в России ботанических научных учреждений. 1744 В Санкт-Петербург...

Жизнь 00:11 / 31 Января 2025 3073
Далеко от Москвы

Есть ли жизнь за МКАД? «Труд» ответственно заявляет: есть! Да еще какая!

Юрий Совцов, ведущий рубрики
Труд
Фото: Николай Гынгазов, globallookpress.com

В Москве на этой неделе погода весенняя: плюс 5-7. Впору открывать купальный сезон. Впрочем, для россиянки Шолпан Зиганшиной (на фото вверху) это слишком жарко: она привыкла купаться в морозы, занимается закаливанием и совершает...

Его подняли сотрудники медицинской службы подразделения

Кадр видео: Telegram-канал Апты Алаудинова

Над Москвой поднято знамя отряда специального назначения «Ахмат» подняли над Москвой. Об этом сообщил в своем Telegram-канале командир подразделения, генерал-лейтенант Апти Алаудинов. «Легендарное знамя спецназа «Ахмат»...

Новая волна жульничеств, захлестнувшая народные массы, связана с доставкой товаров

Максим Башкеев
Труд
Один бедолага получил сардины вместо айфона. Фото: Ringo Chiu/Keystone Press Agency, Сергей /news.ru, globallookpress.com

Совокупный ущерб только по доказанным эпизодам за прошлый год превысил 540 млн рублей. А сколько еще дел расследуется или просто остались в тени! Такое ощущение, что в этой индустрии все обманывают всех. Самая распространенная...

Жизнь 00:02 / 07 Февраля 2025 2882
Календарь: 7 февраля

230 лет назад Одесса получила свое сегодняшнее имя

Труд
Императрица и Самодержица Всероссийская (1762—1796) Екатерина II Алексеевна. Фото: globallookpress.com

1238 Монголо-татарское войско хана Батыя приступом взяло город Владимир. Князья Всеволод и Мстислав с дружиною полегли в бою, а женщины, дети, множество бояр и народа, затворившегося в Соборной церкви, погибли...