
«Вы поедете летом в Анапу?» — спросили в одной из популярных групп во «ВКонтакте» в декабре, вскоре после крушения в Керченском проливе двух танкеров, из которых вылилось около 4 тысяч тонн мазута. Это сейчас, когда уже больше месяца в Краснодарском крае действует режим ЧС федерального значения, люди наконец-то засомневались насчет отдыха в Анапе. А тогда среди многочисленных «Конечно, поеду, до лета там все очистят!» и прочих излучающих оптимизм ответов нашлось лишь два-три отказа. И кто-то еще написал: «Я как раз собираюсь туда — спасать море».
Да, Черное море нынче и впрямь в большой беде. Взгляните на карту: как выросло число мест, где нашли следы мазута после крушения танкеров. Сразу после аварии 15 декабря загрязнения, хоть и очень сильные, были сосредоточены в основном вдоль береговой линии от мыса Панагия до Центрального пляжа Анапы (№ 15 на фото). А через месяц с небольшим, к 21 января, мазут обнаружили уже и в Крыму, и на побережье Азовского моря. Нефтепродукты могло «размазать» и дальше по черноморскому побережью, до Большого Сочи, если бы не самоотверженная работа первой волны волонтеров, приехавших сразу после известия о разливе мазута и почти две недели собиравших лопатами густую жижу с песком.
Фото: © Belkin Alexey globallookpress.com
Картина, облетевшая мировые СМИ: фигурки в белых комбинезонах на фоне черного пляжа, стойбища белых пакетов тут и там — вывозить собранное было не на чем. Не хватало респираторов, а маски не спасали: к концу дня у людей кружилась голова, тошнило, першило в горле. Но волонтеры не сдавались. Герои? Конечно! Но героизм не понадобился бы, да и зона поражения мазутом могла оказаться в разы меньше, поведи себя власть иначе с самого начала (подробнее об этом «Труд» рассказал в статье «Катастрофа XXI века» в номере от 17 января).
К слову, на уже упомянутую карту выбросов мазута не попали более поздние случаи в Анапе, а также около Керчи (№ 1) и между Ласпи и Андреевкой: в Севастополе (№ 5) после этого тоже ввели ЧС федерального уровня. Научный руководитель Института водных проблем РАН Виктор Данилов-Данильян, назвавший случившееся самой серьезной экологической катастрофой в России с начала XXI века, считает, что «языки мазута» могут дойти до Абхазии и Грузии, Турции, Румынии, Болгарии, а также Одессы (на ее пляжах, кстати, недавно и впрямь нашли следы загрязнений).
Фото из открытых источников
Ученый уверен, что наиболее пострадавшие пляжи Краснодарского края нельзя использовать как минимум в нынешнем сезоне. Да и глава Минприроды Александр Козлов на встрече с президентом России назвал те же сроки: пляжи Анапы будут готовы принять отдыхающих в мае, но не нынешнего, а 2026 года. И при этом власти не препятствуют ни бронированию отелей и санаториев Анапы, ни продаже путевок на весну-лето 2025 года — дескать, разбирайтесь, граждане, с этим сами. Впрочем, гражданам не привыкать. Кто готов заплатить 15-30 тысяч руб-лей за сутки, давно отменил бронирование, предпочтя Анапе Турцию или Египет, Сочи или Туапсе. Те же, кто ориентировался на недорогой, в одну — три звезды, семейный отдых, переключился на детские курорты Крыма, куда, как и в Анапу, можно добраться на машине.
— Семья из трех человек в Феодосии или в Евпатории потратит вместе с дорогой около 100 тысяч за 10 дней, — говорит вице-президент Ассоциации туроператоров России Сергей Ромашкин. — Это сопоставимо с Анапой. И в два с лишним раза меньше, чем в Сочи, с учетом перелета из Москвы. При этом лишь треть таких туристов отказываются сейчас от уже забронированных (с большой скидкой!) номеров в Анапе. Чаще они одновременно бронируют еще один отель в Крыму — на всякий случай. В последний момент отменят какой-то из них, если будут уверены, что в другом месте море чистое.
Двойное бронирование — это вообще тренд нынешнего сезона. Раньше мы такие варианты клиентам не разрешали, но сейчас понимаем ситуацию, в которой они и мы сами оказались. Единственное условие: за два месяца до начала определиться и выкупить тур, — объясняет Сергей Ромашкин. (По секрету: знаю случаи, когда компании уменьшали этот срок и до месяца.)
Уже сейчас объем продаж на лето в Крым вырос втрое по сравнению с прошлым годом. Самый большой спрос — Южный берег, притом что на ЮБК фиксировались выбросы мазута в районе Алушты и точечно в Ялте (что, кстати, не помешало верующим на Крещение, 19 января, окунуться там в море и вынырнуть чистыми не только душой, но и телом!). Чистое море в Гаспре, Ореанде, Мисхоре, Алупке, Симеизе, Гурзуфе. А вот Феодосия с ее длинным песчаным Золотым пляжем пока под вопросом. Посмотрим, что Роспотребнадзор скажет ближе к 1 мая, без этого ни один пляж не откроют. И конечно, Керчь отпадает. Что же до северо-западного побережья Крыма, то море там чистое, но почти постоянно работает ПВО. Открыт пока вопрос и с Анапой, хотя крупные компании, в основном государственные, массово отказываются от забронированных там путевок в детские лагеря. Бюджетникам, понятное дело, такое в голову пока не приходит.
На днях большой резонанс вызвало сообщение: власти Татарстана и Волгоградской области уже после аварии 15 декабря заключили 14 госконтрактов на 179 млн рублей для организации оздоровительного отдыха детей в Анапе. Еще один аналогичный контракт, правда, подписанный незадолго до аварии, на счету администрации Московской области. Набираться здоровья в зоне экологического бедствия федерального масштаба предстоит в общей сложности 4,5 тысячи ребятишек, большинство из которых сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, и инвалиды, хотя есть и вполне здоровые.
Сразу скажу: идея везти ребят на отдых в зону ЧС мне совсем не нравится. И вовсе не потому, что, дескать, больных детей заставляют купаться в мазуте. Как будто мы не знаем наш Роспотребнадзор, который скорее запретит даже смотреть на море, чем допустит плавание в сомнительной воде! Да и почти у всех детских здравниц в Анапе есть бассейны, ведь они работают не только летом. Дело в другом.
Фото регионального оперштаба
Взгляните на эти фото (вверху). Вот так сейчас выглядит (и будет выглядеть еще довольно долго) береговая линия от Анапы и почти до мыса Панагия — точнее, до поселка Веселовка, что чуть ближе. Здесь строят заградительный двухметровый вал со рвом глубиной в метр и кладут полипропиленовую сетку, чтобы защитить пляжи от выбросов мазута во время весенних штормов. А на узкой полоске песка вдоль кромки воды волонтеры (на фото справа) ведут так называемую деликатную очистку — просеивают мелкие фракции мазута, пока вручную, но скоро тут будет ездить еще и «спецсеялка». Так что доступ к морю, скорее всего, закроют.
Впрочем, уже сейчас волонтеры предупреждают: если вы заметили птиц, которые выбрались из воды погреться (из-за мазута они быстро мерзнут), постарайтесь незаметно уйти, чтобы не испугать. В общем, подышать морским воздухом, по крайней мере в ближайшие месяцы, на берегу будет проблематично...
Но вернемся к перспективам летнего отдыха в Анапе. Хотя сейчас и море, и пляжи выглядят совсем не так, как полтора месяца назад, и порой даже кажется, что мазута больше нет, он все-таки есть. И в толще пес-ка, и в море. На фото (внизу), сделанном 26 января (ТГ-канал «Эколог Жора Каваносян»), виден кусок шельфа, то есть морского дна в Витязево, где был один из лучших на анапском побережье пляж. Так вот, черные причудливые камни на дне — это мазут. Конечно, водолазы МЧС дно подчистят, но сколько еще на шельфе таких «залежей»?
Фото из открытых источников
Помните, мы начали с опроса, ехать ли летом в Анапу. Соцсети вовсю продолжают обсуждать эту тему. Агентство «Интериум» проанализировало комментарии за месяц, и оказалось, 60,5% пользователей уже хотят воздержаться от поездки. А среди тех, кто готов приехать (39,5%), немало тех, кто уточняет: не для отдыха, а помочь в ликвидации ущерба. А что, отличная идея! Только если кто соберется, непременно загляните в ТГ-канал «Разлив нефти в Черном море», его создали волонтеры, работающие на ликвидации «катастрофы XXI века». Среди всевозможной информации там и важная инструкция для желающих помочь: есть серьезные ограничения по здоровью.
Ну и, как поется в песне, ставшей гимном волонтеров (ее написала Марина Янчук из станицы Анапской): «Прости нас, Черное море! / Простите, дельфины и птицы. / Случилось страшное горе, / но мы обещаем учиться...».
Вот только научимся ли?