
Генпрокуратура пытается взыскать 3,2 млрд рублей с курских чиновников, депутатов и бизнесменов, разворовавших выделенные из бюджета деньги на сооружение оборонительной линии на границе с Украиной. Чем, по сути, открыли ВСУ дорогу на российскую землю. Деньги, может, и взыщут, хотя поверить в это трудно. Но кто вернет жизни тех, кто попал в мясорубку под Курском?
Ответчиков много: генеральный директор (теперь уже, конечно же, бывший) Корпорации развития Курской области Владимир Лукин, его замы Игорь Грабин и Снежана Мартьянова, пара депутатов областной думы и полтора десятка местных предпринимателей. Денег тоже было немало: еще в декабре 2022 года из федерального бюджета было выделено региону 19,4 млрд рублей на строительство приграничных рвов, блиндажей, огневых точек и прочих сооружений, защищающих границу. Строительство требовалось завершить до конца 2023 года, но что-то пошло не так. А точнее, как обычно...
Как утверждают сегодня прокуроры, сроки переносились по надуманным основаниям, исполнители лишь создавали видимость работ, выводя деньги на счета других фирм по фиктивным договорам. Особенно понравился чиновникам пункт, позволявший осуществлять госзакупки без проведения аукционов: кому хочу, тому даю. Естественно, небесплатно. Как указано в нынешнем иске, бенефициары такого жульничества в качестве вознаграждения за заключенные контракты передали подельникам не менее 805 млн рублей — почти четверть выделенных бюджетом «оборонных» сумм. И много чего еще потратили на развитие своих бизнес-структур и покупку дорогостоящего имущества.
Зато на будущей линии огня зияли километровые прорехи, а туда, где что-то успели построить, как позже рассказал один из нынешних ответчиков Максим Васильев, «рабочим приходилось многократно выезжать, чтобы что-то переделать: грунт просел, выдавил обрешетку и частично засыпал сооружение...». И все это еще до первого артиллерийского залпа.
Однако в сентябре 2024 года приехавший в область замминистра обороны РФ Юнус-Бек Евкуров наградил более двух десятков (на памятном фото их 26 человек) местных чиновников медалями «За укрепление боевого содружества и за вклад в укрепление обороны России». Чиновники дружно ответили, что будут «крепить» и дальше. Что из такого «крепежа» получится, можно только предполагать.
Обратим внимание вот еще на что: вручение наград за «укрепление» состоялось всего через месяц после 6 августа, когда отряды ВСУ без особых проблем прошли тот самый «укрепрайон» с липовыми рвами и блиндажами. Оккупировали город Суджу, еще несколько десятков населенных пунктов и более тысячи квадратных километров российской территории. Здесь возникает естественный вопрос: куда смотрел приехавший с инспекцией в область заместитель министра обороны? И почему псевдоредуты еще раньше не разглядели другие генералы и полковники, которым в самом ближайшем времени предстояло занимать оборону на когда-то знаменитой Курской дуге, где проливали кровь отцы и деды?
А ведь результат ужасен! Подсчеты информационных агентств свидетельствуют о потерях только среди гражданского населения за первые два месяца курской баталии более двух сотен человек. Еще свыше 2 тысяч мирных курян числятся пропавшими без вести. О военных потерях по понятным причинам информации нет, но без них в бою не бывает. Судя по просочившимся сведениям, они немалые. Так кто же должен ответить за эти жизни, потерянные в результате наглой крупномасштабной чиновничьей коррупции? И это после всех разоблачений генералов и примкнувших к ним деятелей, после разговоров про «врать нельзя»! Выходит, это зло неистребимо?
Одного из главных организаторов, главу Корпорации развития Курской области Владимира Лукина, задержали в канун Нового года. Тогда у него при обыске нашли коллекцию люксовых часов и 1,7 млн рублей наличными. Против него пока завели дело лишь о злоупотреблении должностными полномочиями при строительстве оборонительных сооружений — можно подумать, он из колхозного свинарника украл двух поросят. Хотя в иске заместителя генпрокурора и говорится, что «тем самым было допущено предательство жизненных интересов общества и государства».
Еще некоторая часть уже обмедаленных государственных служащих попали в СИЗО по схожим обвинениям, но большинство участников преступных схем, видимо, до сих пор прячут «нажитое непосильным трудом». Поскольку прокуратура пока лишь заявила о необходимости «применить обеспечительные меры по делу и наложить аресты на имущество фирм и участников коррупционных схем». Исполняющий обязанности губернатора Александр Хинштейн заявляет, что правительство Курской области «будет оказывать всю необходимую помощь надзорным, правоохранительным и следственным органам при выявлении и расследовании должностных и коррупционных преступлений, а также при возмещении ущерба, нанесенного государству. Каждый, кто преступил закон, должен знать, что никакого снисхождения и поблажек ему не будет». Слова правильные, но сколько мы уже такого слышали за эти годы и даже десятилетия?
И ведь должна же быть разница между хозяйственными преступлениями и военными? Между хищениями и предательством? Или и это можно спустить на тормозах? Кстати, еще один вопрос: а как обстоят дела на других участках границы? Она на замке, или замки тоже разворовали?
А в это время
Счетная палата России обнаружила в территориальных органах Федеральной службы государственной статистики сотни тысяч гаджетов, которые были закуплены на бюджетные деньги, но так и не нашли применения. Цитируем: «В 2011-2020 годах Росстат для проведения различных статистических обследований закупил 391,9 тысячи планшетов на общую сумму 9,2 млрд рублей. Из них по состоянию на 1 сентября 2024 года фактически используется только 17,7 тысячи единиц, то есть 4,5% от общего объема», — цитирует пресса слова аудитора СП Дмитрия Зайцева. По информации контрольного ведомства, большинство гаджетов даже не были распакованы и до сих пор лежат на складах территориальных отделений Росстата. Что самое удивительное: в ближайших планах Росстата приобретение еще 102,2 тысячи планшетов — для проведения некой сельскохозяйственной переписи. Во что они обойдутся казне, кем и как именно будут использованы, ведомство скромно умалчивает, хотя понятно, что и тут счет пойдет на миллиарды.
Спросите, при чем здесь планшеты? Да все при том же: чиновники норовят утащить все, что плохо лежит, девайс или блиндаж — им без разницы.