Главная Культура 00:01 27 Июля 2018 1578
Весь мир - кино. Все мы в нем – режиссеры

Телепрограммы, в основу которых легли любительские видео, подтверждают: сделать из любительских роликов полноценное зрелище сложно

Сергей Беднов

На Первом канале премьера — развлекательное шоу «Видели видео?». Название говорит само за себя: в основу проекта легли забавные видеосюжеты, снятые рядовыми гражданами. Похожих программ много. Очередная лишний раз подтверждает: сделать из самодостаточных любительских роликов полноценное часовое зрелище сложно.

Сегодня, как в названии известной передачи, любой из нас — сам себе режиссер. У каждого школьника или домохозяйки есть трубка с камерой. Снимай что хочешь и выкладывай в Сеть. Пусть народ смотрит.

Открывшиеся возможности наглядно продемонстрировали порочность человеческой натуры. Неблаговидные поступки время от времени совершают все. Ну или почти все. Но они потому и называются неблаговидными, что со стороны смотреть на них неприятно. И уж если пришлось сделать что-то нехорошее, то крайне нежелательно, чтобы тому были свидетели. Так откуда же такое количество уродов, размещающих на общедоступных ресурсах кадры, где они ведут себя, мягко говоря, аморально, а иногда и преступно? Что движет ими? Жажда славы? Тоже мне, Геростраты!

Для того чтобы прославиться с помощью видео, вовсе необязательно его придумывать. Если твой объектив всегда наготове, в него запросто может попасть нечто неординарное. Главное — оказаться в нужное время в нужном месте. Впрочем, и без везения можно обойтись. Мотаясь целыми днями в автомобиле, будь уверен, что рано или поздно твой регистратор зафиксирует какое-нибудь жуткое ДТП. Потом его с удовольствием покажет НТВ в своей «Главной дороге».

Телевидение, всегда готовое эксплуатировать информационный товар, производимый не им, а кем-то еще, давно осознало эксклюзивность непрофессиональной съемки. Не зря же множество программ призывает зрителей становиться их внештатными корреспондентами.

Еще в 80-е годы прошлого века, когда любительские камеры стали общедоступными, в США появилось шоу «America’s Funniest Home Videos» («Самое смешное видео Америки»). А уже в начале 90-х была создана его российская адаптация — «Сам себе режиссер», пионер жанра на отечественном рынке. Съемочной аппаратурой у нас тогда могли похвастаться немногие, поэтому долгое время в «Режиссере» показывался покупной заокеанский контент.

С возникновением нового формата сразу же встал вопрос: как подавать массив оригинальных сюжетов в традиционном телеэфире? Просто вываливать? Нет, получится сумбур. Программа будет разваливаться. Стало быть, происходящее на экране надо чем-то сопровождать. Но чем? Рассказом ведущего о том, что показывается? Это так же глупо, как объяснять смысл анекдота. Следовательно, нужен ироничный комментарий, усиливающий комический эффект. В результате популярность жанра во многом стала зависеть от актерского таланта и чувства юмора ведущего.

Весьма примечательна в этом смысле история шоу «+100500». Его создатель Максим Голополосов начинал с ерунды: находил в интернете забавные ролики, объединял их в блок и, сопровождая остроумными комментариями, выкладывал в YouTube. Популярность была невероятная. Но главной изюминкой Максима стало обилие матерщины. Когда же его талантом решило воспользоваться ТВ (канал «Перец», потом — «Че»), от ненормативной лексики пришлось отказаться, а без нее «+100500» быстро увяло.

Да и вообще многолетняя практика показала, что сделать из убойного мини-материала полноценное, а главное, крепко сколоченное шоу достаточно сложно. Чего только не придумывали телевизионщики! Например, в том же «Сам себе режиссере» ролики стали озвучивать актеры. Иногда получалось смешно, иногда совсем нет. Забавно смотреть на кота, открывающего холодильник в поисках еды. Но когда за кадром человеческий голос произносит его (кота) монолог, возникают странные ощущения.

В программе «Видели видео?» используется еще один проверенный прием. В студию приглашаются авторы роликов, которым надлежит рассказать историю их создания, а также представить их героев (детей, собак, попугаев и т. д.). Иногда слушать интересно, но чаще — скучно. Потому что истории у всех примерно одинаковые: мы все время снимаем нашу дочку (собаку), и вот однажды... В этом смысле интереснее слушать ветеринаров, которые объясняют, почему животное в сложившейся ситуации повело себя именно так. На самих же четырехлапых и пернатых, притащенных хозяевами на ТВ, в основном страшно напуганных, смотреть и вовсе жалко.

Видимо, понимая уязвимость этой составляющей, авторы «Видели видео?» добавили в свой проект изрядную дозу... Чего? Правильно, звезд. Так появились рубрика «Шлем правды» и «Один дома». В первой отпрыски знаменитостей рассказывают Дмитрию Шепелеву о своих родителях, во второй как бы скрытая камера видеонаблюдения, установленная в домах селебрити, показывает, что делают детишки, оставшись в одиночестве. Собственно, это единственное, чем данный проект отличается от той же программы «Сам себе режиссер». И даже мысль после просмотра у зрителя одинаковая возникает: вы бы, чем огород городить да болтовней заниматься, которой и в других шоу полно, лучше бы сюжетов побольше да посмешнее показали. Замкнутый круг какой-то.

Фестивальные хиты «Опасная близость» и «Актерище» появились в онлайн-кинотеатрах

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадры с сайта kinopoisk.ru

В Москве прошел фестиваль стриминговых платформ Original+, в котором приняли участие 11 ярких новинок. Гран-при завоевала комедия «Актерище» с Дмитрием Нагиевым в главной роли. А приз «За оригинальное...

Сыгравший главную роль в фильме «Почтарь» актер, можно сказать, его спас

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
За Петровым интересно наблюдать каждую минуту его экранного существования, о его герое интересно размышлять. Кадр с сайта

С фестивального экрана - и сразу в широкий прокат. Такой стремительный путь проделал фильм Андрея Разенкова «Почтарь», который участвовал в программе только что завершившегося Московского международного кинофестиваля. Нынче этот...

Пройдемся по городу на Неве со сборником стихов Николая Заболоцкого

Ирина Смирнова, Санкт-Петербург
Труд
В 1929 г. Николай Заболоцкий снял комнату в Ленинграде на Большой Пушкарской улице, 36, в квартире № 9. Фото: Russian Archives, globallookpress.com

Классика русской поэзии Николая Заболоцкого (1903-1958), выдающегося переводчика не видно и не слышно в сегодняшнем Петербурге. Ни в топонимике, ни в городской скульптуре, ни в каких других популярных...

Более 250 фильмов из 50 стран покажут на Московском международном кинофестивале, который стартует на днях

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадр из фильма «Семейное счастье» с сайта kinopoisk.ru

ММКФ — один из старейших кинофорумов в мире. На протяжении десятилетий фестиваль был для наших зрителей настоящим «окном в мир». Здесь представляли свои ленты Федерико Феллини, Марсель Карне, Анджей...

Телеканал «Россия» завершил показ сериала «Адмирал Кузнецов»

Сергей Беднов
Труд
Кадр с сайта kinopoisk.ru

На подходе еще дюжина проектов о Великой Отечественной. Хотя и так ежегодно появляется немалое количество фильмов о войне. Только чем их больше, тем чаще гложет сомнение: а все ли продюсеры, начиная работу,...

Вахтанговский театр показал на фестивале «Черешневый лес» коллективное сочинение «Солнце Ландау»

Любовь Лебедина
Труд
Байопик в стилистике клипов читается в виде последних известий из жизни гениального физика. Фото: tvoyplanetary/globallookpress.com

В нынешнем году мир отмечает 100-летие квантовой механики. У истоков которой стоял в том числе и Лев Ландау, выдающийся советский физик. Ну и при чем тут сцена? Не скажите! Вахтанговский театр решил показать...

Какие современные фильмы о войне западают в душу

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадр из фильма «Брестская крепость» с сайта

В советское время были созданы сотни картин о подвиге народа в годы Великой Отечественной войны. Среди них такие шедевры, как «Баллада о солдате», «Летят журавли», «А зори здесь тихие»,...

В отличие от персонажа Веры Алентовой из фильма «Москва слезам не верит» у теперешних героинь есть один надежный путь «наверх»

Сергей Беднов
Труд
Катерине Тихомировой приходилось очень несладко

На носу Первомай. Раньше он назывался День международной солидарности трудящихся. В конце 80-х она приказала долго жить, а определение «трудящийся» стало ассоциироваться с нехорошим словом «нищеброд»....

Актер раскрыл «Труду» секрет своей отличной физической формы, а также кое в чем признался насчет работы

Элиза Светлова
Труд
Дмитрий уверяет: он пожилой человек, на ладан дышит. Что-то незаметно. Фото: Анатолий Ломохов, globallookpress.com

Сериал «Санкционер» снимают для телеканала СТС. Кино об олигархе, который попал под санкции, обеднел и вернулся в родной провинциальный городок. В главной роли — Дмитрий Нагиев. Запланировано 17 серий...

Культура 00:06 / 18 Апреля 2025 5564
В десятку!

Топ-10 фильмов, которые нельзя пропустить на ММКФ

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Кадр из к/ф «Семейное счастье». Фото: kinopoisk.ru

Военной драмой «В списках не значился» по роману писателя-фронтовика Бориса Васильева 17 апреля открылся Московский международный кинофестиваль. Он продлится до 24 апреля. В программе киносмотра...

Вряд ли данные строки знакомы Бену Аффлеку, признавшемуся, что он ненавидел костюм Бэтмена

Труд
Фото: DC Entertainment/Zumapress.com, globallookpress.com

Любому зрителю, рожденному в СССР, конечно, памятны эти слова песни из новогодней комедии «Чародеи». Если кто забыл, продолжаются они так: «непринужденно, легко и вальяжно». Вряд ли данные строки знакомы...

Культура 20:01 / 26 Апреля 2025 5222
Не прекрасные няни

Анна Хилькевич уверена: далеко не все няни так прекрасны, как в известном сериале

Труд
По словам Анны, она уже прогнала с полсотни кандидаток. Фото: Наталья Шатохина/news.ru, globallookpress.com

Наверное, в каждой второй мелодраме, идущей на «России» или «Домашнем», милая девушка из провинции устраивается няней к детям богатого холостяка. И, конечно, оказывается сущим ангелом. Но далеко...

Об этом читателям «Труда» рассказала оперная дива Василиса Бержанская

Ульяна Калашникова, Санкт-Петербург
Труд
Василиса Бержанская в опере «Анна Болейн», Немецкая опера (Берлин). Фото: Imago/Martin Müller, globallookpress.com

Творческий график оперной певицы Василисы Бержанской расписан на годы вперед, а ее рабочая неделя может проходить сразу в нескольких странах. Сегодня выступление в Венской опере, завтра — в Ла Скала,...

Московский музей Рахманинова на грани ликвидации

Елена Широян, искусствовед
Труд
Дому 6/2 на Большой Ордынке московские власти нашли другое применение. А Рахманинова попросили на выход с вещами… Фото из открытых источников

«Подыщем классику новый дом, попроще. И вообще, не слишком ли много в Москве музеев? А тут еще частные плодятся. И занимают здания в центре столицы!» Не так ли рассуждают в столичной...

Режиссер хотел избежать сентиментальности, слащавости, и это ему удалось

Анна Чепурнова
Труд
В премьерном спектакле Сирано постоянно ведет бой. Фото с сайта театра «Сатирикон»

В «Сатириконе» Константин Райкин выпустил «Сирано де Бержерака» Ростана. Еще осенью он рассказывал «Труду» про то, что думал об этой постановке давно и что это единственный случай, когда на сцене его театра...

Как маэстро Канторов несет классику в массы

Людмила Безрукова, Санкт-Петербург
Труд
Фото: Heiner Heine/imagebroker.com, globallookpress.com

Концерты классической музыки в многотысячных залах и в дачных садоводствах, выступления в студенческих клубах и Домах творчества, международные фестивали, собирающие аншлаги в России и за рубежом... И все...