На Первом канале премьера — развлекательное шоу «Видели видео?». Название говорит само за себя: в основу проекта легли забавные видеосюжеты, снятые рядовыми гражданами. Похожих программ много. Очередная лишний раз подтверждает: сделать из самодостаточных любительских роликов полноценное часовое зрелище сложно.
Сегодня, как в названии известной передачи, любой из нас — сам себе режиссер. У каждого школьника или домохозяйки есть трубка с камерой. Снимай что хочешь и выкладывай в Сеть. Пусть народ смотрит.
Открывшиеся возможности наглядно продемонстрировали порочность человеческой натуры. Неблаговидные поступки время от времени совершают все. Ну или почти все. Но они потому и называются неблаговидными, что со стороны смотреть на них неприятно. И уж если пришлось сделать что-то нехорошее, то крайне нежелательно, чтобы тому были свидетели. Так откуда же такое количество уродов, размещающих на общедоступных ресурсах кадры, где они ведут себя, мягко говоря, аморально, а иногда и преступно? Что движет ими? Жажда славы? Тоже мне, Геростраты!
Для того чтобы прославиться с помощью видео, вовсе необязательно его придумывать. Если твой объектив всегда наготове, в него запросто может попасть нечто неординарное. Главное — оказаться в нужное время в нужном месте. Впрочем, и без везения можно обойтись. Мотаясь целыми днями в автомобиле, будь уверен, что рано или поздно твой регистратор зафиксирует какое-нибудь жуткое ДТП. Потом его с удовольствием покажет НТВ в своей «Главной дороге».
Телевидение, всегда готовое эксплуатировать информационный товар, производимый не им, а кем-то еще, давно осознало эксклюзивность непрофессиональной съемки. Не зря же множество программ призывает зрителей становиться их внештатными корреспондентами.
Еще в 80-е годы прошлого века, когда любительские камеры стали общедоступными, в США появилось шоу «America’s Funniest Home Videos» («Самое смешное видео Америки»). А уже в начале 90-х была создана его российская адаптация — «Сам себе режиссер», пионер жанра на отечественном рынке. Съемочной аппаратурой у нас тогда могли похвастаться немногие, поэтому долгое время в «Режиссере» показывался покупной заокеанский контент.
С возникновением нового формата сразу же встал вопрос: как подавать массив оригинальных сюжетов в традиционном телеэфире? Просто вываливать? Нет, получится сумбур. Программа будет разваливаться. Стало быть, происходящее на экране надо чем-то сопровождать. Но чем? Рассказом ведущего о том, что показывается? Это так же глупо, как объяснять смысл анекдота. Следовательно, нужен ироничный комментарий, усиливающий комический эффект. В результате популярность жанра во многом стала зависеть от актерского таланта и чувства юмора ведущего.
Весьма примечательна в этом смысле история шоу «+100500». Его создатель Максим Голополосов начинал с ерунды: находил в интернете забавные ролики, объединял их в блок и, сопровождая остроумными комментариями, выкладывал в YouTube. Популярность была невероятная. Но главной изюминкой Максима стало обилие матерщины. Когда же его талантом решило воспользоваться ТВ (канал «Перец», потом — «Че»), от ненормативной лексики пришлось отказаться, а без нее «+100500» быстро увяло.
Да и вообще многолетняя практика показала, что сделать из убойного мини-материала полноценное, а главное, крепко сколоченное шоу достаточно сложно. Чего только не придумывали телевизионщики! Например, в том же «Сам себе режиссере» ролики стали озвучивать актеры. Иногда получалось смешно, иногда совсем нет. Забавно смотреть на кота, открывающего холодильник в поисках еды. Но когда за кадром человеческий голос произносит его (кота) монолог, возникают странные ощущения.
В программе «Видели видео?» используется еще один проверенный прием. В студию приглашаются авторы роликов, которым надлежит рассказать историю их создания, а также представить их героев (детей, собак, попугаев и т. д.). Иногда слушать интересно, но чаще — скучно. Потому что истории у всех примерно одинаковые: мы все время снимаем нашу дочку (собаку), и вот однажды... В этом смысле интереснее слушать ветеринаров, которые объясняют, почему животное в сложившейся ситуации повело себя именно так. На самих же четырехлапых и пернатых, притащенных хозяевами на ТВ, в основном страшно напуганных, смотреть и вовсе жалко.
Видимо, понимая уязвимость этой составляющей, авторы «Видели видео?» добавили в свой проект изрядную дозу... Чего? Правильно, звезд. Так появились рубрика «Шлем правды» и «Один дома». В первой отпрыски знаменитостей рассказывают Дмитрию Шепелеву о своих родителях, во второй как бы скрытая камера видеонаблюдения, установленная в домах селебрити, показывает, что делают детишки, оставшись в одиночестве. Собственно, это единственное, чем данный проект отличается от той же программы «Сам себе режиссер». И даже мысль после просмотра у зрителя одинаковая возникает: вы бы, чем огород городить да болтовней заниматься, которой и в других шоу полно, лучше бы сюжетов побольше да посмешнее показали. Замкнутый круг какой-то.