Ведущие деловые СМИ Европы и США активно обсуждают заявление «Роснефти» о намерении приобрести у компании «Бритиш Петролеум» ее
«Едва ли „Роснефть“ могла поступить иначе, учитывая недавно обретенную ею роль национального лидера», — пишет Forbes. «Российский нефтяной гигант имеет непосредственные связи с Кремлем, — вторит Financial Times Deutschland. — Недавно главой „Роснефти“ назначен Игорь Сечин — одно из ближайших доверенных лиц президента Путина. Покупка британского пакета акций окончательно поднимет „Роснефть“ на недосягаемую для конкурентов высоту в российском энергетическом бизнесе».
«Игорь Сечин, президент „Роснефти“ и доверенный человек президента Путина, неловко себя чувствует перед телекамерами, и безвестность его долгое время устраивала, — пишет The New York Times. — Но теперь Сечину вряд ли удастся остаться в тени: в последние месяцы он заключил ряд масштабных и смелых сделок с западными нефтяными компаниями и стремится к новым договоренностям...».
Сечин толкает «Роснефть» в мировые лидеры
Западная пресса взялась даже за обсуждение личных качеств президента «Роснефти»: «Фигура спорная, хотя поговаривают, что в неформальной обстановке он гораздо более коммуникабелен и раскован, чем на публичных мероприятиях...». Хорошо хоть, не наоборот, добавим мы к этим умозаключениям. И добавим главное, что скрывается за столь пристальным взглядом на руководителя «Роснефти»: возглавляемая Игорем Сечиным крупнейшая отечественная нефтяная компания в ближайшее время может занять не просто достойное, но ведущее место в ряду крупнейших энергетических гигантов мира.
Вот цифры. Сегодня «Роснефть» обладает доказанными запасами нефти в 22,8 млрд баррелей нефтяного эквивалента, добывает около 120 млн тонн нефти в год, перерабатывает более 50 млн тонн в год и владеет 1800 автозаправочными станциями. Приобретение 50% акций в ТНК-ВР позволит увеличить доказанные запасы примерно в 1,2 раза. Суточная добыча вырастет с 2,4 млн до примерно 3,3 млн баррелей. Для сравнения: «Бритиш Петролеум» — 2,3 млн баррелей, ExxonMobil — 2,2 млн.
Россияне голосуют «за»
А вот еще любопытный факт. Агентство «Прайм» провело на своем сайте опрос: поддерживают ли россияне намерения государственной нефтяной компании купить долю ВР в ТНК-ВР (частной компании), что усилит контроль государства за нефтяным сектором? Большинство (56,2%) безусловно поддерживают, еще 8,8% «скорее поддерживают» намечающуюся сделку. Учтем: у агентства весьма специфическая аудитория — ее сайт посещают экономически грамотные люди. То есть мы имеем не просто глас народа, а голос образованного класса. И он говорит: «Покупай!».
Чтобы глубже понимать сегодняшние процессы, надо вспомнить историю ТНК-ВР. Компания была создана в 2003 году на паритетной основе британским нефтяным гигантом ВР и российским консорциумом AAR (представляет интересы владельцев «Альфа-Групп» Михаила Фридмана и Германа Хана (50%), Access Леонарда Блаватника (25%) и «Реновы» Виктора Вексельберга (25%)). Компания объединила весьма крупные и интересные активы: перспективные месторождения в Западной и Восточной Сибири, Волго-Уральском регионе, а также во Вьетнаме и Венесуэле. Пять нефтеперерабатывающих заводов в России и на Украине и розничная сеть из 1,4 тысячи автозаправочных комплексов, а также почти 50% акций российской нефтегазовой компании «Славнефть». В целом на долю ТНК-ВР приходится около 16% объема добычи нефти в России (включая долю в «Славнефти»).
Но скоро выяснилось, что паритет — не лучшая форма владения таким активом. Каждый совладелец тянул в свою сторону, считая лишь себя «лебедем», а партнера — или «раком», или весьма опасной «щукой».
А что будет теперь? Выгоды ожидаются с нескольких сторон. Во-первых, «Роснефть» рассчитывает, что приобретение британского пакета акций ТНК-ВР поможет компании быстрее и дешевле реализовывать новые проекты в Восточной Сибири — в Красноярском крае и Иркутской области — за счет единой инфраструктуры, обмена технологиями и т.д. В других регионах, наоборот, выгоду получит ТНК-ВР. Сделка «будет отвечать интересам как акционеров компании „Роснефть“, так и акционеров BP и будет направлена на дальнейшее развитие ТНК-BP», заявляет руководство российского государственного энергогиганта.
Северный след
Сечин, видимо, давно присматривался к возможностям ТНК-ВР. На недавнем собрании акционеров «Роснефти», когда еще не было речи о покупке «британских» акций, глава госкомпании говорил о перспективах развития — разработке шельфовых месторождений. Напомнив, что у «Роснефти» уже заключены соответствующие соглашения с американской ExxonMobil, итальянской Eni и норвежской Statoil, президент заявил: «Есть перспективы и у сотрудничества по шельфу с российскими игроками — «ЛУКОЙЛом» и ТНК-ВР, у которых есть технологии и проекты, которые могли бы заинтересовать «Роснефть».
Есть и еще одна перспектива — возобновление совместной работы «Роснефти» непосредственно с «Бритиш Петролеум». Как известно, Игорь Сечин уже заключал стратегическое соглашение с этой ведущей мировой компанией, но тогда AAR через суд расстроил сделку (ранее ВР обязывалась реализовывать любые проекты в России только через ТНК-ВР). После покупки «Роснефтью» пакета акций ТНК-ВР это условие будет соблюдено для любых соглашений с британским нефтегазовым гигантом.
А эти соглашения могут быть самыми разными. Некоторые российские эксперты уже вспоминают о планах приватизации в среднесрочной перспективе 15% акций «Роснефти» — и слова первого вице-премьера Игоря Шувалова, что способы приватизации ведущей российской госкомпании еще предстоит определить, но «идеальным вариантом стало бы появление среди акционеров „Роснефти“ глобальных компаний».