
Анонс второго выпуска новой программы Первого канала гласил: «Этим летом многим пришлось поменять планы на отдых и поехать большой семьей на дачу. Когда под одной крышей на долгое время оказываются много людей, без конфликтов не обойтись. Лариса Гузеева, опытный специалист в сфере семейных отношений, приедет в гости к вам на дачу. Поделится советами, как сохранить мир в семье...». На этом цитату прервем, потому что дальше идет про обустройство территории и кулинарию. Такого добра мы насмотрелись. А вот взаимоотношения людей в самоизоляции — это да, свежо.
Резонный вопрос: почему бы не начать рассказ о премьере проекта «На дачу!» не со второго выпуска, а с первого? А потому, что первый, который провела дизайнер Наташа Барбье, знакомая зрителям по «Идеальному ремонту», ничем не отличался от какого-нибудь «Дачного ответа», где телевизионщики приезжают к знаменитостям в их загородные дома и устраивают там всяческую икебану. Вот и тут ведущая отправила к коллеге по каналу Розе Сябитовой ландшафтного специалиста, разбивать японский сад. И хотя в ходе передачи слово «карантин» пару раз прозвучало, а ведущая общалась со своей героиней удаленно — по гаджету, все равно было понятно, что это так, для актуализации. Мол, не за высоким забором живем, знаем, что вокруг творится. То ли дело у Гузеевой (дамы будут вести шоу по очереди)!
Читаем анонс дальше: «Лариса окажется в доме, где на самоизоляции проживает семья из 13 (!) человек. На участке в 13 соток собралось несколько поколений: мама, папа, три дочери с мужьями и пятеро детей. Четыре хозяйки на одной кухне. Все друг от друга устали. Причины для ссор бывают разными, а результат всегда один — обиды, слезы, раздражение и плохое настроение. Главная в этой семье — мама, она любит командовать. Папа в конфликты не вмешивается. Лариса поговорит с каждым, постарается всех помирить...» Дальше опять про еду, но главная линия заявлена, что называется «по делу».
В последнее время много говорят о домашнем насилии. Правозащитники требуют ужесточить наказание за абьюз, законодатели вяло сопротивляются — дескать, частные дела, слишком зыбкая тема, никогда точно не узнаешь, кто и насколько виноват. Масла в огонь подлила телеведущая Регина Тодоренко, опубликовавшая в своем «Инстаграме» следующий перл: «Мой муж меня бьет». А почему, ты не задумывалась над этим? А что ты сделала, чтобы он тебя не бил? А что ты сделала для того, чтобы он тебя ударил?" Как тут все на нее накинулись!..
Бесконечно говорят о домашнем насилии и в ток-шоу. Так, 13 мая одновременно, как это нередко случается, и Борисов, и Малахов посвятили баталии Марату Башарову, который неоднократно поколачивал бывших жен. С негодованием вспомнили дела давно минувших дней.
Между тем уже пару недель спустя после введения режима само-изоляции психологи стали настаивать на том, что вынужденное пребывание людей в замкнутом пространстве приведет не только к разводам, но и к многочисленным случаям того самого абьюза. Еще бы! Скольким женам придется сделать неприятное открытие: их благоверный — вовсе не тот внимательный и заботливый человек, с которым приятно сходить в ресторан в выходные, а недалекий изверг, делающий все, дабы довести тебя до белого каления и получения им заслуженной пощечины. Ну и наоборот.
Казалось бы, вот о чем надо говорить в таких программах, как «Время покажет!», «Док-ток», «Мужское/Женское». Там же и так только тем и занимаются, что обсуждают пандемию. Произносят пламенные речи не только о самой болезни, но и о спровоцированных ею проблемах: что светит людям в период отпусков, когда дети снова начнут учиться и т. д. Обсуждали и психологические трудности: ведь это ж каково — столь кардинально изменить образ жизни. И только один аспект игнорируется. Да-да, он самый.
Может, рулевых ТВ успокоил рапорт МВД, утверждавшего, что режим самоизоляции не только не привел к росту домашнего насилия, а, напротив, в апреле зарегистрировано на 9% случаев меньше, чем год назад. Как говорят судьи, «нет оснований не доверять показаниям». Социальные учреждения, занимающиеся жертвами абьюза, сейчас закрыты, у них не спросишь, так ли все хорошо. Правда, некоммерческие организации бьют тревогу. Но знаем мы эти НКО. Им наврать про число пострадавших — что Блумбергу про нашу официальную статистику по умершим от коронавируса.
И вот программа Гузеевой... Семья обычная, не звездная. Он — таксист, она — домохозяйка. Отношения, и правда, не идеальные. Все мужчины — подкаблучники. Мама с младшей дочкой не разговаривала четыре месяца. Ну и много еще всего. «Опытному специалисту в сфере семейных отношений», закаленной программой «Давай поженимся!», было где развернуться. Но все миротворческие усилия актрисы свелись к рекомендациям «понять и простить». А для старшего поколения — водилы с женой — был придуман особый сеанс психотерапии: вдвоем покататься на квадроцикле. И счастливо улыбаясь, они тут же начали рассекать по окрестностям...
На протяжении всей программы Гузеева готовила гуся на все семейство. Потом десерт. Перед финалом дали заставку с рецептами. Батюшки, да это ж обычное кулинарное шоу. А самоизоляция — это как и у Барбье, к слову, для соответствия злобе дня.