Главная Культура 00:14 27 Марта 2015 2202
Неладно что-то в Датском королевстве

Российское театральное сообщество подошло к Международному дню театра, отмечаемому 27 марта, донельзя разобщенным

Виктория Пешкова

Международный день театра, отмечаемый 27 марта, российское театральное сообщество встречает донельзя разобщенным: скандалы, интриги, расследования сотрясают его от Москвы до самых до окраин.

Пресс-конференцию в МИА «Россия сегодня» по случаю Дня театра Александр Калягин отменил. Личное присутствие главного театрального деятеля страны не предполагалось — он предпочел общаться с прессой из цитадели Союза театральных деятелей (СТД) на Страстном бульваре, обеспечив себе тем самым возможность ретироваться, если вопросы станут чересчур неудобными. Удобных, по правде говоря, задавать никто не собирался — слишком явственны печальные последствия той вольницы, которую многие художники и считают единственно возможной свободой творчества. Теперь не зададут никаких. Получилось как у Высоцкого — «шах расписался в полном неумении». Как минимум — в неумении держать удар. Хотя по-человечески Калягину можно только посочувствовать — возглавлять когорту нынешних вольных художников, самозабвенно любящих себя в искусстве, год от года становится все труднее.

Битвы вокруг «новой драмы», обитавшей по преимуществу на скромных экспериментальных площадках, теперь кажутся невинной игрой в снежки. Сегодня грозы бушуют вокруг вечной классики на большой сцене. Слабенькие потекстушки про бомжей, наркоманов и проституток спросом уже не пользуются — ни денег тебе, ни, что еще нужнее, славы. То ли дело замахнуться на Достоевского, Пушкина или вот хоть Вагнера. Выпустил на оперную сцену хор топлес, вывесил постер с изображением распятия на фоне женской промежности (в версии оперы Вагнера режиссера Тимофея Кулябина это афиша фильма об искушении Христа Венерой, который снимает Тангейзер, волею режиссера превращенный из миннезингера в кинорежиссера) — и вот тебе суд, Сибирь и... приглашение на постановку в «Ленком» и Большой театр. Думается, что если бы не скандальный «Тангейзер» в Новосибирском оперном, господина Кулябина к этим театрам и на пушечный выстрел не подпустил бы никто и никогда.

С другой стороны, решать судьбу произведения искусства судебным порядком — путь тупиковый. Фемида приучена оперировать четкими понятиями, а в творчестве все эфемерно-неуловимо. На пресловутом постере не сам предмет религиозного культа, используемый при богослужении, а лишь его условное изображение. Значит, по формальным признакам состава правонарушения в действиях режиссера нет. Но в глазах определенной части зрителей менее непристойным сие изображение от этого не становится.

В столице — своя околотеатральная суета. Проверка на соответствие сценической версии первоисточнику вроде той, что затеял НИИ культурного и природного наследия имени Д.С. Лихачева в отношении «Мертвых душ» Кирилла Серебренникова в его «Гоголь-центре», «Карамазовых» (МХТ имени Чехова) и «Бориса Годунова» («Ленком») Константина Богомолова тоже по большому счету ничего не даст. Тексты Гоголя, Достоевского и Пушкина остались в неприкосновенности. Идеи, вложенные классиками в свои произведения, искажены невербальными средствами, которые для живущего в агрессивной визуальной среде зрителя сильнее слова. Но «сохранность соотношения ценностных центров автора и героя», как выражаются поборники неприкосновенности классики, для приверженцев свободы режиссерского самовыражения нынче не аргумент.

Запретительными мерами в искусстве ничего не решить. Некогда папа Павел IV повелел «задрапировать» обнаженные фигуры на фреске «Страшного суда», написанной Микеланджело для Сикстинской капеллы. На это художник ответил понтифику, что скрыть наготу легко, труднее сделать мир более пристойным. За минувшие с той поры без малого пять столетий мир пристойнее так и не стал. А все «записи» на фреске были ликвидированы при реставрации в 1994 году.

На проклятый русский вопрос «что делать?» можно отвечать из соображений как тактики, так и стратегии. Зрители, исповедующие традиционные, или, если угодно, консервативные ценности (не обязательно являясь при этом верующими), у нас пока еще уравнены в правах с вольнолюбивыми нигилистами. Всего-то и нужно театрам, что позаботиться о предоставлении публике точной информации о спектакле, не ограничиваясь возрастным цензом и пометкой о присутствии ненормативной лексики. Режиссер имеет право на свое видение Шекспира или Гоголя, зритель — такое же право не выкладывать свои кровные за зрелище, которое он считает для себя оскорбительным.

А вот стратегии обретения согласия разноголосых у отечественного театрального сообщества, судя по всему, пока нет. О намерении разработать некую этическую хартию Союз театральных деятелей сообщил не иначе как в пароксизме отчаяния. Вероятность того, что сей документ, сколь бы тщательно он ни был подготовлен, все члены СТД примут как руководство к действию, равна нулю. Нравственному закону полагается быть в душе, а не на бумаге.

 

Фестивальные хиты «Опасная близость» и «Актерище» появились в онлайн-кинотеатрах

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадры с сайта kinopoisk.ru

В Москве прошел фестиваль стриминговых платформ Original+, в котором приняли участие 11 ярких новинок. Гран-при завоевала комедия «Актерище» с Дмитрием Нагиевым в главной роли. А приз «За оригинальное...

Сыгравший главную роль в фильме «Почтарь» актер, можно сказать, его спас

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
За Петровым интересно наблюдать каждую минуту его экранного существования, о его герое интересно размышлять. Кадр с сайта

С фестивального экрана - и сразу в широкий прокат. Такой стремительный путь проделал фильм Андрея Разенкова «Почтарь», который участвовал в программе только что завершившегося Московского международного кинофестиваля. Нынче этот...

Пройдемся по городу на Неве со сборником стихов Николая Заболоцкого

Ирина Смирнова, Санкт-Петербург
Труд
В 1929 г. Николай Заболоцкий снял комнату в Ленинграде на Большой Пушкарской улице, 36, в квартире № 9. Фото: Russian Archives, globallookpress.com

Классика русской поэзии Николая Заболоцкого (1903-1958), выдающегося переводчика не видно и не слышно в сегодняшнем Петербурге. Ни в топонимике, ни в городской скульптуре, ни в каких других популярных...

Более 250 фильмов из 50 стран покажут на Московском международном кинофестивале, который стартует на днях

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадр из фильма «Семейное счастье» с сайта kinopoisk.ru

ММКФ — один из старейших кинофорумов в мире. На протяжении десятилетий фестиваль был для наших зрителей настоящим «окном в мир». Здесь представляли свои ленты Федерико Феллини, Марсель Карне, Анджей...

Телеканал «Россия» завершил показ сериала «Адмирал Кузнецов»

Сергей Беднов
Труд
Кадр с сайта kinopoisk.ru

На подходе еще дюжина проектов о Великой Отечественной. Хотя и так ежегодно появляется немалое количество фильмов о войне. Только чем их больше, тем чаще гложет сомнение: а все ли продюсеры, начиная работу,...

Вахтанговский театр показал на фестивале «Черешневый лес» коллективное сочинение «Солнце Ландау»

Любовь Лебедина
Труд
Байопик в стилистике клипов читается в виде последних известий из жизни гениального физика. Фото: tvoyplanetary/globallookpress.com

В нынешнем году мир отмечает 100-летие квантовой механики. У истоков которой стоял в том числе и Лев Ландау, выдающийся советский физик. Ну и при чем тут сцена? Не скажите! Вахтанговский театр решил показать...

Какие современные фильмы о войне западают в душу

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадр из фильма «Брестская крепость» с сайта

В советское время были созданы сотни картин о подвиге народа в годы Великой Отечественной войны. Среди них такие шедевры, как «Баллада о солдате», «Летят журавли», «А зори здесь тихие»,...

В отличие от персонажа Веры Алентовой из фильма «Москва слезам не верит» у теперешних героинь есть один надежный путь «наверх»

Сергей Беднов
Труд
Катерине Тихомировой приходилось очень несладко

На носу Первомай. Раньше он назывался День международной солидарности трудящихся. В конце 80-х она приказала долго жить, а определение «трудящийся» стало ассоциироваться с нехорошим словом «нищеброд»....

Актер раскрыл «Труду» секрет своей отличной физической формы, а также кое в чем признался насчет работы

Элиза Светлова
Труд
Дмитрий уверяет: он пожилой человек, на ладан дышит. Что-то незаметно. Фото: Анатолий Ломохов, globallookpress.com

Сериал «Санкционер» снимают для телеканала СТС. Кино об олигархе, который попал под санкции, обеднел и вернулся в родной провинциальный городок. В главной роли — Дмитрий Нагиев. Запланировано 17 серий...

Культура 00:06 / 18 Апреля 2025 5550
В десятку!

Топ-10 фильмов, которые нельзя пропустить на ММКФ

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Кадр из к/ф «Семейное счастье». Фото: kinopoisk.ru

Военной драмой «В списках не значился» по роману писателя-фронтовика Бориса Васильева 17 апреля открылся Московский международный кинофестиваль. Он продлится до 24 апреля. В программе киносмотра...

Вряд ли данные строки знакомы Бену Аффлеку, признавшемуся, что он ненавидел костюм Бэтмена

Труд
Фото: DC Entertainment/Zumapress.com, globallookpress.com

Любому зрителю, рожденному в СССР, конечно, памятны эти слова песни из новогодней комедии «Чародеи». Если кто забыл, продолжаются они так: «непринужденно, легко и вальяжно». Вряд ли данные строки знакомы...

Культура 20:01 / 26 Апреля 2025 5198
Не прекрасные няни

Анна Хилькевич уверена: далеко не все няни так прекрасны, как в известном сериале

Труд
По словам Анны, она уже прогнала с полсотни кандидаток. Фото: Наталья Шатохина/news.ru, globallookpress.com

Наверное, в каждой второй мелодраме, идущей на «России» или «Домашнем», милая девушка из провинции устраивается няней к детям богатого холостяка. И, конечно, оказывается сущим ангелом. Но далеко...

Об этом читателям «Труда» рассказала оперная дива Василиса Бержанская

Ульяна Калашникова, Санкт-Петербург
Труд
Василиса Бержанская в опере «Анна Болейн», Немецкая опера (Берлин). Фото: Imago/Martin Müller, globallookpress.com

Творческий график оперной певицы Василисы Бержанской расписан на годы вперед, а ее рабочая неделя может проходить сразу в нескольких странах. Сегодня выступление в Венской опере, завтра — в Ла Скала,...

Московский музей Рахманинова на грани ликвидации

Елена Широян, искусствовед
Труд
Дому 6/2 на Большой Ордынке московские власти нашли другое применение. А Рахманинова попросили на выход с вещами… Фото из открытых источников

«Подыщем классику новый дом, попроще. И вообще, не слишком ли много в Москве музеев? А тут еще частные плодятся. И занимают здания в центре столицы!» Не так ли рассуждают в столичной...

Режиссер хотел избежать сентиментальности, слащавости, и это ему удалось

Анна Чепурнова
Труд
В премьерном спектакле Сирано постоянно ведет бой. Фото с сайта театра «Сатирикон»

В «Сатириконе» Константин Райкин выпустил «Сирано де Бержерака» Ростана. Еще осенью он рассказывал «Труду» про то, что думал об этой постановке давно и что это единственный случай, когда на сцене его театра...

Как маэстро Канторов несет классику в массы

Людмила Безрукова, Санкт-Петербург
Труд
Фото: Heiner Heine/imagebroker.com, globallookpress.com

Концерты классической музыки в многотысячных залах и в дачных садоводствах, выступления в студенческих клубах и Домах творчества, международные фестивали, собирающие аншлаги в России и за рубежом... И все...