«Почти половина деклараций о доходах и расходах, представленных высшими должностными лицами субъектов РФ в 2014 году, содержали ошибки и несоответствия» — об этом прямо заявил глава президентской администрации Сергей Иванов, открывая семинар для губернаторов, мэров столиц областей и глав региональных законодательных собраний. И прибавил, что были выявлены нарушения требований антикоррупционного законодательства.
А кстати, все ли в порядке с декларациями у губернатора Орловской области Вадима Потомского? Он давно позиционирует себя как «человека небедного», но, похоже, не считает, что расходы депутата и губернатора должны хотя бы приблизительно соответствовать его доходам...
Хорошо быть должником, независимо держаться...
Явное несоответствие расходов доходам Вадима Потомского и его семьи замечено не сегодня и даже не вчера. В 2005-м он баллотировался в депутаты Совета депутатов муниципального округа Всеволожское городское поселение. Естественно, этому предшествовала определенная подготовка — голосовать за миллионеров граждане не очень-то торопятся. Потому к предвыборной кампании Потомский подошел в роли «должника». Впрочем, кавычки тут не обязательны: к тому времени Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области принял решение, которое предписывало выселить ИП Потомского из занимаемого муниципального помещения и взыскать с него 482 611 рублей. Солидный бизнесмен плюнул бы да и отдал деньги. Но не таков Вадим Владимирович. Ему удалось убедить суд в том, что денег у него нет. В результате арбитраж вынес определение, которое обеспечивало рассрочку платежа до октября 2012 года:
«Обиженный Потомский» муниципальные выборы выиграл. Сколько стоила его избирательная кампания, сказать трудно, ведь он официально был чуть ли не нищим и выплачивал по 5 тысяч рублей в месяц в счет взысканной с него суммы. Но депутатство пошло ему на пользу, и через пару лет он уже спонсировал Ленинградскую областную организацию КПРФ (так во всяком случае утверждают местные журналисты). А затем стал депутатом областного заксобрания с зарплатой 1 477 976 рублей в год. Но эта должность лишала его возможности заниматься бизнесом — точнее, афишировать свои доходы. Сделала это супруга Потомского Наталья Рафаэльевна.
Осенью 2012-го в передаче «Момент истины» Андрей Караулов цитировал ее интервью питерскому журналу «Загородное обозрение», в котором дама рассказывала о новой «резиденции», строившейся девять месяцев. Так что основные вложения в строительство пришлись на то время, когда Потомский получал чуть более 100 тысяч рублей в месяц и выплачивал долги.
Но его супруга опрометчиво рассказала читателям, как тщательно они отбирали участок в 50 соток, заплатив за него 10 млн рублей (депутатскую зарплату мужа за семь лет). Говорила она и про то, что популярный французский архитектор был загружен заказами, потому чета была вынуждена обратиться к другому известному архитектору — Марку Рейнбергу, который, впрочем, свой труд тоже оценивает недешево. А еще счастливая хозяйка хвасталась обоями и плиткой, которые заказывали в Испании, Италии и Финляндии. В общем, как утверждает Караулов, домик получился неслабый (эксперты оценили его в 150 млн рублей). А это уже зарплата депутата Потомского за 100 лет...
Но в те времена на такие шалости внимания никто не обращал, и дворец депутата-коммуниста, в том же 2009 году назначенного секретарем Ленинградской областной организации КПРФ, до сих пор стоит во Всеволожске под серьезной круглосуточной охраной. Правда, Потомский с видом оскорбленной невинности гневно грозил телеведущему Андрею Караулову: «У меня нету 50 соток земли. Участок, на котором стоит мой дом, — он там 9 с чем-то там соток, но не 50. Женщина, которая давала интервью, что якобы французы заказывали проект: Моя жена — у нее трое детей. Какие французы, какой проект? То, что я это не оставлю, я это ему пообещал. Я его затащу в суд. У меня куча фактов после его фильма по поводу земельного участка, по поводу французского какого-то проекта, по поводу того, что мне принадлежат свалки, и так далее. По поводу его разбирательства насчет моего звания подполковника. Я ему докажу, что я настоящий подполковник!»
Но страшные угрозы имели неожиданное развитие. Вадим Потомский ни в какой суд Караулова не затащил, да и по поводу дома с участком больше не высказывался. И легальность получения подполковничьих погон тоже доказывать не стал. Видимо, послушался совета умных людей. Закончилось все тем, что в сентябре 2014 года Андрей Караулов неожиданно появился на инаугурации Потомского в качестве почетного гостя. Интересно, что бы это значило?
Бизнесмен с депутатским мандатом
История номер два относится к недавним, в общем-то, временам, когда коллеги-депутаты Государственной думы заподозрили коммуниста Потомского в том, что он продолжает заниматься бизнесом с депутатским мандатом в кармане.
Цитирую «Российскую газету»: «Накануне заседания комиссии Потомский позвонил ее председателю Владимиру Васильеву и, сославшись на свою загруженность делами предвыборной кампании в Брянской области, где баллотируется в губернаторы, попросил рассматривать вопрос без него. «С меня ковер», — пообещал Потомский в конце разговора. Но на заседание комиссии он все же прибыл. И у Владимира Васильева была возможность уточнить, о каком «ковре» шла речь. «Есть такое понятие в Средней Азии — «с меня ковер». Это как в России говорят: «с меня поляна», — объяснил Потомский... Васильев оценил искренность депутата КПРФ, однако заметил: «Есть шутки, а есть работа». И предложил на будущее: если членам комиссии делаются подобные намеки на «благодарность» по итогам их работы, проверку проводить обязательно.
Главным обвинением было то, что «ковродаритель» через супругу владеет 80% акций ООО «Экоинвест», которое добывает полезные ископаемые без правоустанавливающих документов на лесной участок. Вадим Потомский заверил, что сейчас там не ведется никаких работ, потому что не урегулирован вопрос с арендой участка. Говорил и о том, что фирма вообще еще не работает. «Из карьеров вывозятся сотни машин каждый день. А по документам ничего не эксплуатируется», — удивился Владимир Васильев. Любопытно отметить, что «неработающая» фирма «Экоинвест» была создана в 2007-м, а в 2009 и 2010 годах исправно работала, принося прибыль.
Политологи на вопрос, почему вдруг думская комиссия «отпустила» Потомского, склоняются к простому ответу: нашему герою повезло — Кремль не захотел еще больше обострять и без того шумный скандал вокруг брянских выборов.
«Автомобилей у меня достаточно — модных, хороших, новых...»
Впрочем, Вадима Потомского иногда прорывало, и он начинал вдруг откровенничать о своем достатке. Смотрим видеозапись, где он рассказывает избирателям, как намерен бороться с коррупцией. Вадим Владимирович почему-то начал ответ на столь актуальный вопрос со своих автомобилей: «На следующий день после избрания сажусь в автомобиль, свой собственный — мне покупать не надо, у меня их достаточно — модных, хороших, новых, — еду в столицу нашей Родины город Москву».
А, кстати, сколько автомобилей достаточно человеку, который, судя по его сайту potomsky.ru, занимается автоспортом в качестве «повседневного увлечения»? Смотрим декларацию депутата Госдумы Потомского за соответствующий период. В ней он указывает Range Rover и принадлежащий жене Land Rover Freelander. А где «новые, хорошие, модные»? Видимо, там же, где и «неработающее предприятие», где домик с участком невыясненной площади...
Потомский говорит о 9 сотках, его жена — о 50. А что в декларациях? Тут начинаются чудеса! В декларации за 2010 год (заксобрание Ленобласти) показан участок в 9,76 сотки. Но в декларации за тот же период (Госдума) Потомский вообще никакого участка не показывает. А дом, куда делся дом ценой 150 млн и площадью 750 м2, о котором рассказывал Андрей Караулов? Его в декларациях за тот же год нет.
Зато в 2011-2012 годах у Потомского «в пользовании» появляются два участка — 9,74 и 10,18 сотки, а потом второй переходит в собственность к супруге. И дом, кстати, тоже нарисовался. Правда, площадью не 750, а всего 322 кв. м.
Но самое интересное — это подсчеты доходов и расходов Вадима Потомского за 2012-2013 годы, время выборных кампаний, сначала в Брянске, а потом в Орле. Газета «Орловская среда» приводит следующие данные, основанные на анализе деклараций Вадима Потомского, его затрат на выборы и покупку имущества, обязательного для декларирования.
«В 2012 году, когда законодательная инициатива о расходной подотчетности депутатов приобрела вид строгого документа, Вадим Потомский показывает свои доходы в сумме 1,729 млн рублей и доходы супруги в 1,1 млн (очевидно, от продажи машины, задекларированной годом ранее). То есть общий годовой доход четы Потомских показан в сумме 2 829 771 рубля. Что, собственно, не помешало Вадиму Потомскому приобрести в 2012 году в собственность автомобиль BMW 750Li xDrive стоимостью порядка 5 млн. По сравнению с предыдущим годом у него также из неизвестных источников появляется в пользовании и квартира площадью 70 м2. На выборах губернатора Орловской области Вадим Потомский подает сведения о получении в 2013 году доходов в общей сумме 5,076 млн, из которых, судя по доходам от депутатской деятельности, около 3 млн рублей получено от ООО «БалтАвтоТрейд». Но ведь предпринимательством депутат Госдумы заниматься не имеет права, и прав на дивиденды в этом ООО он никогда не декларировал. То есть вопрос об источнике доходов и возможном конфликте интересов депутата остается открытым...»
Тут непростая арифметика
В 2010-2012 годах, согласно собственным декларациям, Вадим Потомский с супругой заработали в общей сложности 5,78 млн рублей. Это на всю его многодетную семью и хозяйство. Тем не менее в 2012-м семья приобретает супруге автомашину дороже 1,5 млн рублей, а сам глава семьи баллотируется в губернаторы Брянской области. Там, судя по итоговому финансовому отчету о поступлении и расходовании средств избирательного фонда кандидата, он вносит от себя на свой счет почти 5 млн. Не правда ли, как-то не сходятся трехлетние доходы в 4,4 млн рублей и годичные (официально задекларированные) расходы на 6,5 млн? На эту разницу с минусом в 1,1 млн рублей семейство Потомского жило три года...
Похожая ситуация и с итоговым финансовым отчетом о поступлении и расходовании средств избирательного фонда кандидата в губернаторы Орловской области Вадима Потомского, где отражено его личное внесение на свой счет в банке 100 тысяч рублей. Тут тоже самый простейший подсчет вызывает пожелания к контрольно-надзорным органам разобраться. Доходы Вадима Потомского и его супруги с 2010 по 2013 год составляют 10 862 047 рублей. Только задекларированные расходы по избирательной кампании в Брянской и Орловской областях — 5,157 млн. Расходы на покупку двух автомашин BMW 750Li xDrive и Land Rover Freelander тянут еще более чем на 6,5 млн. То есть даже по простейшим позициям расходы превышают доходы. А в декларациях еще и появление в собственности супруги земельного участка (1018 м2) с необозначенными на это тратами и иные «нескладухи», о которых писали выше. Даже теоретически не остается средств на пропитание губернаторской семьи, не то что на бензин для ее автомашин ВИП-класса.
Сегодняшняя ситуация весьма неприятна для орловского губернатора. За год он сумел нарушить и без того хрупкий баланс между властью и политической элитой, настроить против себя местный бизнес, грубым давлением предопределить негативное отношение силовиков к своей персоне, необдуманными высказываниями и поступками настроить против себя не только местную оппозиционную прессу, но и вполне нейтрально к нему относившиеся федеральные издания. А еще ведь есть остродефицитный бюджет, растущий долг области, самая низкая средняя зарплата в стране, провальная кадровая политика. И к тому же непорядок с личными расходами-доходами. Не много ли для одного деятеля?
P.S. 18 февраля, через несколько дней после выхода газеты «Орловская среда» с анализом деклараций орловского губернатора, в редакции был проведен обыск. Сотрудники полиции, предъявив постановление, подписанное следователем Следственного управления СКР по Орловской области, стали искать документы за 2012 год, после чего изъяли компьютер главного редактора и удалились. Главный редактор «Орловской среды» Татьяна Филева считает, что в подоплеке всей этой истории могут лежать критические публикации газеты в адрес нынешнего руководства. Но газета, по ее словам, будет выходить и редакционная политика не изменится. Мы, в свою очередь, будем следить за развитием ситуации.