- В Дрездене на недавней встрече с главными редакторами ведущих германских СМИ председатель правительства РФ В.В. Путин счел нужным предоставить слово вам, чтобы вы рассказали всему миру о своем проекте. Значит ли это, что "Фауст", как говорится, госзаказ?
- Идея снять такой фильм пришла мне в голову много лет назад. Когда-то я хотел выпустить все четыре фильма ("Молох", "Телец", "Солнце" и "Фауст") одновременно, но это оказалось невозможным. После "Фауста" зрители, наконец, смогут судить, почему и для чего сняты предыдущие картины и каков общий замысел тетралогии. Хорошо, конечно, что мы получили сейчас поддержку на столь высоком уровне, но я бы снял этот фильм в любом случае.
"Фауст" для нас - большая гуманитарная работа, в которой выражается наше глубочайшее почтение к классической гуманитарной традиции Европы. И мы нуждаемся в постоянном контакте с Европой. Я имею в виду русское искусство. Я уверен, что искусство европейское, германское также нуждается в русской гуманитарной художественной традиции. Мы воспринимаем Германию как родную, близкую нам культуру. Ничто и никогда не сможет нас разлучить, что бы ни происходило. Нас не смог разлучить нацизм, не смог разлучить сталинизм. Нет такой силы, которая встала бы между нами.
Сейчас, когда у всей Европы острые проблемы, мы приступаем к очень серьезной работе. И в этом уверенность в помощи нашего государства российской культуре. Мы надеемся и верим, что сможем в тяжелые годы преодолеть эти проблемы. Поэтому я приступаю к очень тяжелой, очень большой, серьезной работе.
- "Фауст" - это ведь рабочее название будущего фильма?
- Наивно было бы попытаться одной картиной исчерпать великое произведение Гете, которое он писал на протяжении почти 50 лет. Самое важное, чтобы человек после фильма прочел всего "Фауста". Кино можно не смотреть, но не прочесть "Фауста" культурному человеку нельзя.
- Почему вы решили отказаться от услуг российских актеров?
- Ушло целое поколение замечательных русских актеров (Евгений Лебедев, Евгений Леонов), а нынешние разочаровывают. Хотя мы продолжаем искать актеров и в России, особенно в провинциальных театрах.
- Чем, кроме "Фауста", вы сейчас озабочены?
- Завершаю 16-серийную документальную картину о Ленинграде для итальянского и французского телевидения. Это такая ретроспектива Ленинграда 1957-1992 годов.
- Не так давно вы стали героем программы "Познер" на Первом канале. И так душевно поговорили!
- Владимир Познер - достойный собеседник, профессиональный. Наша беседа в прямой эфир на Сибирь вышла в полном объеме, слово в слово. А когда дошло до эфира на центральную часть страны, вырезали принципиальные вещи, например вопрос о необходимости перевыборов Законодательного собрания Петербурга. Затрагивались и другие острые проблемы, имеющие большой общественный резонанс. Я был крайне огорчен. Познер ведь мне гарантировал, что не будет никаких купюр.
- Михайловский театр отменил постановку оперы "Орестея" после того, как вы подписали письмо с критикой градостроительной политики администрации Петербурга. И другая ваша оперная постановка "Антигона" в Капелле заморожена...
- Не буду ничего делать в театрах Петербурга. Не получается ничего.