- Действие вашей картины происходит в 1955 году. Вы сами 1954 года рождения, режиссер фильма - 1962-го. Откуда же вы так хорошо знаете время стиляг?
- У нас были хорошие консультанты. Например, самый большой знаток мира стиляг - знаменитый саксофонист Алексей Козлов, народный артист России, легендарный джазмен, руководитель ансамбля "Арсенал". Он - отец замечательного оператора Козлова, мы даже в Москве живем в одном доме. Он мне многое рассказывал, показывал, объяснял. Это же не средние века! Здесь все легко было выяснить.
- В вашем фильме удивительные наряды, костюмы: Скажите, все эти превосходные винтажные вещи откуда?
- Их сделал замечательный художник Александр Осипов. И придумал, и сам сшил. Долгий был процесс. А находил он в основном аксессуары. Настоящие чулки 1950-х годов. На подтяжках. И даже когда их не было видно в кадре, девушки это носили. Чтобы почувствовать "то" состояние. Кстати, были и "комсомольские" платья. Серые. Которые, по идее, должны были выглядеть страшными. Но: в них тоже проглядывается стиль. Когда все в сером, черном, в этом есть своя притягательность. А у героя-саксофониста был плащ, в котором еще: Чапаева убивали. Многие из винтажных вещей приобретены в Петербурге. Некоторые женщины "жертвовали" для картины настоящие кружева и сумки. Помню, чулки принесли в пачке с этикетками. На это затрачено много времени и сил. Мы давали специальные объявления, люди звонили. Предлагали вещи. Были исхожены городские барахолки. Моя жена нашла на чердаке на даче массу вещей своей матери, настоящие отрезы того времени. Перчаточки, чулочки, туфельки: Мы готовили этот фильм три года. Хотелось все сделать тщательно, без дураков. Молодые артисты учились не только танцевать, но и петь. Все в картине поют сами. Никакой фанеры!
- Были ли старые вещи, которые доброхоты вам просто подарили?
- Один саксофонный мастер подарил мне инструмент 20-х годов. Примерно на таких играли стиляги. А заодно использовали его как холодное оружие. А я этот саксофон подарил Валере Тодоровскому на Новый год под елкой еще до начала съемок картины. Как веру в то, что мы ее снимем.
- Но далеко не все драматические артисты прилично поют. Впрочем, к вам это не относится - Ярмольник поет хорошо, и вообще друг Андрея Макаревича!
- У Алексея Горбунова и у Сергея Гармаша был шанс показать, что они умеют петь и танцевать. Я в кино не пою ни единой ноты. В маленьком эпизоде моего героя нет ни песен, ни танцев. А Олег Янковский поставил режиссеру ультиматум: если я не спою и не станцую, то не буду сниматься. Олег Иванович в итоге танцует. Но не поет:
- Господи, ну почему же?!
- Мы не хотели, чтоб зрители выходили из зала. Штука, конечно... Чтобы Янковский запел, знаете, сколько выпить нужно? Сергея Гармаша тоже никто не видел в качестве певца...
Все песни вы узнаете, но тексты адаптированы и переделаны под содержание картины. "Стиляги" - музыкальная комедия. Фильмы этого жанра и такого масштаба давно не выходили. Разве что могу сравнить "Стиляг" с "Веселыми ребятами". Мы изучали мюзиклы очень тщательно. Это самый трудный в кино жанр.