Главная Культура 07:21 26 Августа 2009 3472
Сергей Соловьев: «Наша забывчивость — нечеловеческая»
Киноклассик — «Труду»
Заозерская Анжелика

Выдающийся режиссер Сергей Соловьев вчера отметил свое 65-летие. Накануне с юбилеем его поздравил Дмитрий Медведев. Сам виновник торжества к круглой и красивой дате подготовился основательно. В течение этого года исполнились три большие мечты режиссера: вышел трехтомник его воспоминаний, состоялись премьеры «2-Асса-2» и многострадальной «Анны Карениной».

— Весной этого года вышли в свет два тома ваших воспоминаний, а недавно была издана и третья книга «Слово за слово». Чем вызвана потребность обратиться к мемуарам?

— Я давно писал, но писал для себя, пока петербургское издательство «Амфора» не взяло меня за горло с намерением издать книгу. Вначале я сомневался, что люди, о которых я пишу в первом томе — а это режиссеры Лариса Шепитько, Андрей Тарковский, сценарист и поэт Геннадий Шпаликов, — кому-то сейчас интересны и что их ещё помнят. Но грозный издатель мне заявил: «Пока люди знают, кто такой Сергей Соловьев, им будет интересно прочитать и о тех, о ком вы рассказываете». Тогда я ухватился за возможность отдать свой долг тем людям, благодаря которым я стал Сергеем Соловьевым. Если бы не они, то моя судьба сложилась бы иначе.

— Кто первый в списке ваших благожелателей?

— Мой учитель — Михаил Ильич Ромм. Даже не берусь представить, что бы со мной было в этой жизни, если бы не он. Думаю, что ничего хорошего. Михаил Ильич принял меня на свой курс вовсе не потому, что я был талантливый, как, скажем, Никита Михалков, тоже ученик Ромма, а исключительно из протеста указу Никиты Хрущева, согласно которому в творческие вузы должны были принимать студентов исключительно с жизненным опытом. В книге я рассказал о встречах с теми людьми, которым обязан всем. Многие из них уже ушли. А поскольку наша забывчивость — нечеловеческая, о чем ещё негодовал Пушкин («Мы ленивы и нелюбопытны»), я с удовольствием подверг себя книжной диарее. Возмутительно, что мы помним и почитаем всякую хреновину, а своих художников забываем на второй день после их смерти.

— В третьем томе немало страниц посвящено Александру Абдулову, который был вашим близким другом и любимым актером. Тяжело было писать о нем в прошедшем времени?

— Когда я начал читать воспоминания друзей и коллег Саши Абдулова, а их написано и издано немало, то понял, что ничего толкового не сказано. По крайней мере я знал Сашу с той стороны, с которой его практически никто не знал. Моя память о нем носит частный характер, что особенно ценно и дорого. К тому же в картине «Анна Каренина» он сыграл самую последнюю в своей жизни роль и чудом успел её озвучить, хотя уже к тому времени был болен. Сыграл он, как всегда, блистательно! Но феноменальной я бы назвал работу в «Анне Карениной» Олега Ивановича Янковского, создавшего образ Алексея Каренина. Более того, если бы не упорство Олега, я бы никогда не завершил эту картину, над которой начал работать восемь лет назад, но все время возникали разные сложности. Как-то я сказал, что «Анна Каренина» попала под все паровозы, которые были за последние десять лет новейшей истории.

— Не секрет, что многие актеры и режиссеры, подающие большие надежды в молодости, быстро сгорели от ранней славы.

— Своим студентам я говорю: «Вас ждут, вы нужны, но, главное, не сойдите с ума». Предостерегаю их: «Только не вступайте на такую порочную и скользкую стезю, как успех. Успех у вас может быть только один — с самим собой».

— Хотите сказать, что не рассчитывали на успех фильма «2-Асса-2», а, быть может, даже его избегали?

— За продолжение «Ассы», хотя это самостоятельная картина, я взялся потому, что меня мучила совесть, а не в погоне за новым успехом. Ведь это я, Сергей Соловьев, вместе с другими стоял в финале фильма «Асса» и кричал: «Перемен, хотим перемен!» Признаюсь, что на этот шаг меня подтолкнули слова одной девушки, защитившей диссертацию по моей «Ассе». Однажды она подошла ко мне и сказала: «Я была совсем юной на премьере вашей, Сергей Александрович, „Ассы“, и с радостью подумала, что наступает время больших начал, но время, прославленное вами в картине, оказалось началом конца». Кстати, чтобы наступил какой-то просвет и чтобы мы его не пропустили, в картине «2-Асса-2» играет и поет Сергей Шнуров. Его музыка, да и он сам — лучшая панацея от уныния. Признаюсь, я так устал от декаданса, упаднических настроений, постоянного ожидания конца света, что стал тяготеть ко всему нормальному, здоровому, простому. Наконец-то я понял, что уныние — великий грех, и стал радоваться каждому новому дню, любому месту на белом свете. И новую картину, кстати, снимаю о молодежи.

— Можете сказать что-то хорошее о молодой смене?

— В кино пришло поколение молодых и талантливых кинематографистов, на которое возлагаются большие надежды. Во все времена культурные прорывы делались не отдельными личностями, а целыми поколениями. Вспомним прорыв поколения фронтовиков — Чухрая, Озерова, Бондарчука. Потом пришло поколение шестидесятников — Ларисы Шепитько, Андрея Тарковского, Василия Шукшина. Кстати, 1 сентября у входа во ВГИК наконец-то установят скульптурную композицию бывшим студентам этого учебного заведения — Геннадию Шпаликову, Василию Шукшину и Андрею Тарковскому. Не представляете, сколько понадобилось сил, чтобы добиться установления этого монумента именно в таком составе. «А почему Шпаликов, а кто такой Шпаликов?» — недовольно спрашивали разные чиновники. Спрашивали, почему именно они. Но все трое были студентами ВГИКа и прославили его, при этом никто из них не занимал никаких руководящих постов, да и путь каждого не был усеян розами.

Фестивальные хиты «Опасная близость» и «Актерище» появились в онлайн-кинотеатрах

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадры с сайта kinopoisk.ru

В Москве прошел фестиваль стриминговых платформ Original+, в котором приняли участие 11 ярких новинок. Гран-при завоевала комедия «Актерище» с Дмитрием Нагиевым в главной роли. А приз «За оригинальное...

Сыгравший главную роль в фильме «Почтарь» актер, можно сказать, его спас

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
За Петровым интересно наблюдать каждую минуту его экранного существования, о его герое интересно размышлять. Кадр с сайта

С фестивального экрана - и сразу в широкий прокат. Такой стремительный путь проделал фильм Андрея Разенкова «Почтарь», который участвовал в программе только что завершившегося Московского международного кинофестиваля. Нынче этот...

Пройдемся по городу на Неве со сборником стихов Николая Заболоцкого

Ирина Смирнова, Санкт-Петербург
Труд
В 1929 г. Николай Заболоцкий снял комнату в Ленинграде на Большой Пушкарской улице, 36, в квартире № 9. Фото: Russian Archives, globallookpress.com

Классика русской поэзии Николая Заболоцкого (1903-1958), выдающегося переводчика не видно и не слышно в сегодняшнем Петербурге. Ни в топонимике, ни в городской скульптуре, ни в каких других популярных...

Вахтанговский театр показал на фестивале «Черешневый лес» коллективное сочинение «Солнце Ландау»

Любовь Лебедина
Труд
Байопик в стилистике клипов читается в виде последних известий из жизни гениального физика. Фото: tvoyplanetary/globallookpress.com

В нынешнем году мир отмечает 100-летие квантовой механики. У истоков которой стоял в том числе и Лев Ландау, выдающийся советский физик. Ну и при чем тут сцена? Не скажите! Вахтанговский театр решил показать...

Более 250 фильмов из 50 стран покажут на Московском международном кинофестивале, который стартует на днях

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадр из фильма «Семейное счастье» с сайта kinopoisk.ru

ММКФ — один из старейших кинофорумов в мире. На протяжении десятилетий фестиваль был для наших зрителей настоящим «окном в мир». Здесь представляли свои ленты Федерико Феллини, Марсель Карне, Анджей...

Телеканал «Россия» завершил показ сериала «Адмирал Кузнецов»

Сергей Беднов
Труд
Кадр с сайта kinopoisk.ru

На подходе еще дюжина проектов о Великой Отечественной. Хотя и так ежегодно появляется немалое количество фильмов о войне. Только чем их больше, тем чаще гложет сомнение: а все ли продюсеры, начиная работу,...

Какие современные фильмы о войне западают в душу

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадр из фильма «Брестская крепость» с сайта

В советское время были созданы сотни картин о подвиге народа в годы Великой Отечественной войны. Среди них такие шедевры, как «Баллада о солдате», «Летят журавли», «А зори здесь тихие»,...

В отличие от персонажа Веры Алентовой из фильма «Москва слезам не верит» у теперешних героинь есть один надежный путь «наверх»

Сергей Беднов
Труд
Катерине Тихомировой приходилось очень несладко

На носу Первомай. Раньше он назывался День международной солидарности трудящихся. В конце 80-х она приказала долго жить, а определение «трудящийся» стало ассоциироваться с нехорошим словом «нищеброд»....

Актер раскрыл «Труду» секрет своей отличной физической формы, а также кое в чем признался насчет работы

Элиза Светлова
Труд
Дмитрий уверяет: он пожилой человек, на ладан дышит. Что-то незаметно. Фото: Анатолий Ломохов, globallookpress.com

Сериал «Санкционер» снимают для телеканала СТС. Кино об олигархе, который попал под санкции, обеднел и вернулся в родной провинциальный городок. В главной роли — Дмитрий Нагиев. Запланировано 17 серий...

Культура 00:06 / 18 Апреля 2025 5791
В десятку!

Топ-10 фильмов, которые нельзя пропустить на ММКФ

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Кадр из к/ф «Семейное счастье». Фото: kinopoisk.ru

Военной драмой «В списках не значился» по роману писателя-фронтовика Бориса Васильева 17 апреля открылся Московский международный кинофестиваль. Он продлится до 24 апреля. В программе киносмотра...

Вряд ли данные строки знакомы Бену Аффлеку, признавшемуся, что он ненавидел костюм Бэтмена

Труд
Фото: DC Entertainment/Zumapress.com, globallookpress.com

Любому зрителю, рожденному в СССР, конечно, памятны эти слова песни из новогодней комедии «Чародеи». Если кто забыл, продолжаются они так: «непринужденно, легко и вальяжно». Вряд ли данные строки знакомы...

Культура 20:01 / 26 Апреля 2025 5443
Не прекрасные няни

Анна Хилькевич уверена: далеко не все няни так прекрасны, как в известном сериале

Труд
По словам Анны, она уже прогнала с полсотни кандидаток. Фото: Наталья Шатохина/news.ru, globallookpress.com

Наверное, в каждой второй мелодраме, идущей на «России» или «Домашнем», милая девушка из провинции устраивается няней к детям богатого холостяка. И, конечно, оказывается сущим ангелом. Но далеко...

Об этом читателям «Труда» рассказала оперная дива Василиса Бержанская

Ульяна Калашникова, Санкт-Петербург
Труд
Василиса Бержанская в опере «Анна Болейн», Немецкая опера (Берлин). Фото: Imago/Martin Müller, globallookpress.com

Творческий график оперной певицы Василисы Бержанской расписан на годы вперед, а ее рабочая неделя может проходить сразу в нескольких странах. Сегодня выступление в Венской опере, завтра — в Ла Скала,...

Режиссер хотел избежать сентиментальности, слащавости, и это ему удалось

Анна Чепурнова
Труд
В премьерном спектакле Сирано постоянно ведет бой. Фото с сайта театра «Сатирикон»

В «Сатириконе» Константин Райкин выпустил «Сирано де Бержерака» Ростана. Еще осенью он рассказывал «Труду» про то, что думал об этой постановке давно и что это единственный случай, когда на сцене его театра...

Московский музей Рахманинова на грани ликвидации

Елена Широян, искусствовед
Труд
Дому 6/2 на Большой Ордынке московские власти нашли другое применение. А Рахманинова попросили на выход с вещами… Фото из открытых источников

«Подыщем классику новый дом, попроще. И вообще, не слишком ли много в Москве музеев? А тут еще частные плодятся. И занимают здания в центре столицы!» Не так ли рассуждают в столичной...

Как маэстро Канторов несет классику в массы

Людмила Безрукова, Санкт-Петербург
Труд
Фото: Heiner Heine/imagebroker.com, globallookpress.com

Концерты классической музыки в многотысячных залах и в дачных садоводствах, выступления в студенческих клубах и Домах творчества, международные фестивали, собирающие аншлаги в России и за рубежом... И все...