МАКС завершился в минувшее воскресенье. Правда, из-за внезапно начавшегося дождя тогда полеты пришлось отменить. Больше всего народу собралось отнюдь не вокруг последних разработок российской авиапромышленности - Ту-334 и Ил-96-300 - и даже не возле скандально известного российско-украинского военно-транспортного самолета Ан-70, о незавидной судьбе которого в последнее время не раз писал "Труд". Наибольшее внимание привлек приземлившийся в Жуковском американский стратегический бомбардировщик B-52. Из желающих сфотографироваться рядом с символом "холодной войны" буквально выстроилась очередь.
Зрителям в тот день пришлось осматривать воздушную технику только снаружи. Как объяснил один из организаторов салона, после успешного заключения контрактов в салонах многих стоявших на аэродроме самолетов были организованы банкеты. А поводов оказалось немало - по сумме сделок МАКС превзошел знаменитый французский авиасалон "Ле Бурже" В частности, предприятие "Энергомаш" подписало в Жуковском контракт о поставке до конца текущего года 6 жидкостных ракетных двигателей для американских ракет-носителей "Атлас". "Рособоронэкспорт" договорился с германским предприятием "ОХБ-систем" о запуске в течение 2005 - 2007 годов с космодрома Плесецк (Архангельская область) иностранных военных космических аппаратов с помощью российских ракет-носителей. Авиакомпания "Владивостокавиа" объявила о намерении приобрести 5 новых самолетов Ту-204-300, три из которых должны быть поставлены до конца 2003 года. Этот самолет, способный совершать беспосадочные перелеты по трассе Москва - Владивосток, тоже демонстрировался на МАКСе.
Словом, итоги выставки весьма обнадеживающи. А вот организация подкачала. Прежде всего гостей донимали огромные очереди у входов на аэродром, где вынуждены были томиться российские и зарубежные специалисты, а также зрители. Я провел в ожидании минут 40. Всех досконально проверяли, заставляли буквально выворачивать карманы. Понятно, что меры безопасности были усилены в связи с недавними терактами в подмосковном Тушино, но проблему длинных очередей можно было решить иначе - скажем, организовать вдвое больше проходов. Кстати, бдительность милиционеров оказалась не напрасной. Как рассказал руководитель оперативного штаба МАКСа генерал-майор Виталий Набоков, за время проведения авиасалона у зрителей было изъято 10 тысяч предметов, запрещенных к проносу на аэродром. Среди них, например, более 500 газовых пистолетов.
Весьма красноречиво итоги МАКСа подвел французский авиаконструктор Луи Ремье. Он сказал "Труду", что "Россия еще не перестала удивлять мир".
Но это сегодня. А что ждет отечественный авиапром завтра, когда мы проедим "наследство" советских конструкторов в этой области? Вот мнение заслуженного авиаконструктора, в прошлом сотрудника конструкторского бюро Миля Константина Маркова:
- Оценивая результаты прошедшего авиасалона, очень важно не впасть в ура-патриотизм. При весьма тревожной бюджетной ситуации, которая сложилась сегодня в авиапромышленности, через несколько лет мы вряд ли сможем продемонстрировать новинки, подобные тем, что были показаны на МАКСе. Вполне возможно, самолеты скоро будет попросту некому разрабатывать. Большинство конструкторских бюро уже давно не могут функционировать с прежней эффективностью - сказывается отсутствие средств и, что еще важнее, недостаток молодых специалистов. Наши заработки молодежь не устраивают. Спасти авиапром может только целостная государственная программа по поддержке отрасли.