Главная Культура 00:20 26 Июня 2020 1455
Мы еще увидим «Последний день Помпеи»…

Корреспонденты «Труда» были в числе первых зрителей, что отправились в музеи и театры после самоизоляции

Дарья Ефремова
Фото: © Andreas Arnold, globallookpress.com

С 16 июня Москва объявила об открытии музеев и выставочных залов. Помимо масок-перчаток обязательное условие — наличие электронного билета с точным указанием сеанса. Элемент спонтанности пока исключен. Ну или почти исключен.

После трех месяцев жесткого затворничества первыми открыли двери посетителям Музей Москвы, Музей современного искусства и Мультимедиа Арт Музей. То есть модные арт-площадки с современными художественными лавками и, что немаловажно, неплохими кафе. Также в числе первых оказалось Коломенское — с 16 июня в Большом выставочном зале Дворца царя Алексея Михайловича можно посмотреть экспозицию «Бои за историю», посвященную знаменитому противостоянию самодержца и патриарха Никона.

Во вторую очередь открылись литературные музеи — филиалы Государственного музея истории русской литературы имени В.И. Даля: с 23 июня посетителей принимает Музей Серебряного века (Дом-музей В.Я. Брюсова на проспекте Мира), Дома-музеи Лермонтова, Марины Цветаевой. В этот же вторник открылся Театральный музей имени А.А. Бахрушина. В одном из его филиалов, Музее А.Н. Островского, работает новая выставка, посвященная подвигу советских артистов на фронтах войны. А такие гранды, как Музеи Кремля и Третьяковская галерея, откроются в первых числах июля. В ГМИИ подождут до 10-го. Зато, как обещает директор Марина Лошак, его возвращение из виртуальной жизни в реальную станет настоящим праздником.

Впрочем, оказаться в числе первых посткарантинных посетителей — дело довольно хлопотное. Вы должны зайти на сайт интересующего вас учреждения, заполнить пространную анкету с обязательным указанием электронной почты и пас-портных данных, приобрести электронный билет по банковской карте или посредством «Яндекс.Кошелька» и явиться строго к назначенному времени. Опоздавшим приходит на смартфон вежливое сообщение: «Ваш заказ просрочен».

Строгости объясняются требованием Роспотребнадзора — контролировать количество экскурсантов с помощью регистрации на сеансы, после каждого из которых нужно проводить дезинфекцию. Расчет предельно возможного числа посетителей производится для каждого зала и музея индивидуально.

«Электронный билет имеет определенные плюсы, в том числе для самих музейщиков, — говорит директор Музея Серебряного века Михаил Шапошников. — Мы лучше представляем себе, сколько народу и когда к нам придет. Ведь если человек уже оплатил свой визит, маловероятно, что по дороге он свернет в другую сторону. Но это не значит, что без электронных билетов попасть в музеи теперь невозможно. Правда, пропускная способность у нас очень скромная, до десяти человек в час, но если на какой-то сеанс есть свободные места, мы пропустим. Если нет, предложим подождать. Перчатки, маски — обязательное условие, их мы будем продавать на входе. Сохранится и измерение температуры. Надеемся, с июля начнем проводить экскурсии — сначала по пять человек, потом больше — и постепенно, надеемся, жизнь войдет в привычное русло».

Эту же надежду разделяет директор Мультимедиа Арт Музея Ольга Свиблова: «В апреле мы выпустили серьезные 3D-проекты по выставкам Александра Родченко и Ги Бурдена. Можно было виртуально „подойти“ к каждой работе, нажать мышкой, послушать аудиогид. Получилось занимательно, но никак не сравнимо с живым впечатлением. Онлайн-технологии — скорее дополнение к традиционному экспонированию, а можно даже сказать и резче — в каком-то смысле развлечение. Если речь идет о картине или винтажном фотографическом отпечатке, нужно обязательно смотреть их вживую».

Ну и, конечно, при всем восхищении перед стремительно развивающимися диджитал-технологиями нельзя не признать, что пандемия нанесла музейному делу огромный финансовый ущерб. Гендиректор Музея русского импрессионизма Юлия Петрова без обиняков расценивает нынешнюю ситуацию как форс-мажор и озвучивает цифру потерь — более 8 млн рублей, и это только на текущий момент, а ведь кризис еще не миновал: «Как частный музей мы не получаем финансирования от государства. В прошлом году Музей русского импрессионизма заработал около 40% собственного бюджета. Но тогда не было пандемии: Рассчитываем хотя бы на отсрочку по уплате налогов и страховых взносов, которую правительство обещало представителям сферы культуры. А пока продолжаем работу над выставочными проектами, активно ведем эфиры в социальных сетях, читаем онлайн-лекции:»

Главная проблема, по мнению Юлии Петровой, в том, что пока невозможно спрогнозировать пределы кризиса: когда именно откроют границы, как быстро восстановится поток посетителей и насколько поддадутся коррекции планы этого года.

Выживаемость частных музеев теперь вообще под большим вопросом. Все зависит от «подушки безопасности»: есть ли спонсоры, зарубежные связи, насколько оптимизирован штат, нужно ли платить аренду городу или музей располагается в собственном здании.

Не многим лучше обстоят дела в учреждениях федерального и муниципального значения. Знаете ли вы, что для всех получающих государственное финансирование музеев еще с советских времен (!) действует норма — 19 экскурсий на одного сотрудника в месяц? Ее даже в больших галереях выполнить нелегко, а что уж говорить о камерных экспозициях. Но от соблюдения архаичного правила зависят премии, о которых в нынешней ситуации, видимо, придется просто забыть. Если, конечно, норматив не поменяют...

Картина, как видим, пока не слишком радужная. Но присоединимся к тем, кто приветствует начало возвращения музеев к полноценной публичной работе. В конце концов, от чрезмерного сидения перед монитором портятся глаза. Но науке пока неизвестны случаи, чтобы кто-то испортил себе зрение, внимательно разглядывая «Явление Христа народу» или «Последний день Помпеи» в оригинале.

Черемисинов также был основателем нижегородской телекомпании «Сети НН» и работал советником гендиректора «Росатома» 

Андрей Черемисинов. Кадр «Первого канала»

Советник главы «Росатома» по информационным проектам, многолетний участник популярной телевизионной программы «Что? Где? Когда?» Андрей Черемисинов скоропостижно скончался на 56-м году жизни. Об этом во вторник, 29 октября...

Он мог сыграть и дворника, и графа

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
Николай Караченцов в спектакле «Юнона» и «Авось». Фото: Александр Яковлев, globallookpress.com

27 октября народному артисту России, любимцу публики Николаю Караченцову могло бы исполниться 80 лет. Его нет с нами уже шесть лет. Караченцов умер в канун своего 74-го дня рождения. Прощание с актером, собравшее море людей, прошло...

Первый канал завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь»

Сергей Беднов
Труд
По большому счету увиденное могло быть интересным в первую очередь поклонникам самого Познера. Фото: Павел Кашаев, globallookpress.com

На этой неделе «Первый» завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь». Впрочем, в слове «завершил» есть некая недосказанность. Сам автор не раз говорил, что проект...

Как в Царском Селе появился, исчез и вновь воскрес памятный знак, который был так дорог сердцам лицеистов

Ирина Смирнова
Труд
Памятник «гению места». Пушкин, Лицейский переулок, 1/4. Фото из открытых источников

Удивительно, как «гений места» влияет на само это место. Одним из ярких тому примеров служит история исчезновения и нового возникновения памятного знака в Царскосельском лицее. Настолько он там уместен, что...

Коллектив и зрителей знаменитого театра накрыл шквал нововведений

Мария БАБАЛОВА, музыкальный обозреватель
Труд
Валерий Гергиев. Фото: globallookpress.com

Намедни без каких-либо особых анонсов и афиш в Большом театре на Исторической сцене давали «Дона Карлоса» Верди. Казалось бы, рядовое событие — 89-й спектакль с премьеры, состоявшейся 11 лет...

Культура 00:03 / 11 Октября 2024 9463
А он, мятежный…

Разговор о Лермонтове и русской поэзии в канун юбилея классика

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
К.А. Горбунов. Последний прижизненный портрет Лермонтова. 1841 год. Фото из открытых источников

15 октября читающее человечество отметит 210 лет со дня рождения Михаила Лермонтова. Он прожил неполные 27 лет, но оставил после себя три десятка поэм, около 400 стихотворений, роман «Герой нашего времени»,...

Что не так с фильмом «Любовь Советского Союза»

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
По факту у создателей фильма вышла экранизация частной жизни Валентины Серовой. Кадр с сайта kinopoisk.ru

На большой экран вышел фильм «Любовь Советского Союза» — долгострой, задуманный еще в 2008 году. Сценарий начинал писать драматург Владимир Валуцкий, ныне, увы, покойный. Эстафету подхватил Сергей Снежкин....

Чем обернулась поездка школьников и их учительниц в осенний Сочи

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Полина Кутепова в фильме «Каникулы» сыграла одну из лучших своих ролей

В прокат выходит фильм «Каникулы», завоевавший в прошлом году главный приз фестиваля «Маяк» в Геленджике, который позиционирует себя, как смотр актуального российского кино. На фоне дурашливых комедий, бесконечных киносказок,...

Кинематографист также работал над сериалами «Агент национальной безопасности», «Литейный», «Дорожный патруль», «Черный ворон» 

Игорь Москвитин. Фото из соцсетей

Российский сценарист, режиссер и продюсер Игорь Москвитин, снявший целый ряд известных отечественных телесериалов – «Улицы разбитых фонарей», «Черный ворон», «Агент национальной безопасности», «Литейный»,...

В Вахтанговском – самая загадочная пьеса Александра Вампилова

Анна Чепурнова
Труд
Зилов необычайно притягателен для женщин (Анна Чумак и Максим Севриновский). Фото Валерия Мясникова предоставлено Театром им. Вахтангова

На Симоновской сцене Театра им. Вахтангова молодой режиссер Аскар Галимов поставил одну из самых сложных пьес Александра Вампилова «Утиная охота». Изначально главным манком для зрителей стала личность исполнителя роли Зилова —...

Участниками соглашения стали главы профильных ассоциаций, учебных заведений, организаторы недель моды более чем из 50 стран 

Фото предоставлено пресс-службой форума BRICS+ Fashion Summit

Декларация о создании Международной модной федерации БРИКС (BRICS International Fashion Federation) подписана на московском форуме BRICS+ Fashion Summit, завершившемся на минувших выходных. Об этом в понедельник, 7 октября сообщила заместитель...

Культура 00:01 / 25 Октября 2024 7165
Третьяков бы изумился

Новаторское искусство в галерее его имени стало лишним?

Елена Широян, искусствовед
Труд
Фото: Сергей Смирнов, globallookpress.com

Везет Третьяковке на скандалы. Поводы громкие: то у музея отобрали «Троицу» Рублева, главный шедевр русской живописи, самой же Галереей спасенный век назад. То закрыли первый музейный кинотеатр, лучший в Москве... Хотя...

Именно поэтому популярный поэт-песенник – вновь в жюри шоу «Ну-ка, все вместе!»

Сергей Бирюков
Труд
43 года творчества дают Александру основание судить участников. Фото предоставлено телеканалом «Россия»

Шоу «Ну-ка, все вместе!», новый сезон которого стартовал на телеканале «Россия», впечатляет уже расстановкой действующих лиц: перед тобой буквально стена из сотни экспертов, приглядевшись к которой, узнаешь...

Почему не получилось продолжение популярной серии фильмов

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Фото: kinopoisk.ru

В прокате идет фильм «Особенности национальной больницы» по сценарию Александра Рогожкина. Того самого, что 30 лет назад снял умную и уморительно смешную комедию «Особенности национальной охоты», ставшую...

На главных телеканалах идут сериалы про следователей

Сергей Беднов
Труд
Фото: kinopoisk.ru

В эфире двух главных каналов идут сериалы про следователей. То же было на прошлой и позапрошлой неделях. Но если на НТВ преступников ловят мужчины, то «Первый» и «Россия» отдают...

В России следует снимать фильмы, пропагандирующие не деструктив, а здоровый образ жизни, убежден спикер Госдумы 

Кадр из фильма «Интердевочка», режиссер Петр Тодоровский, 1989 г.

Председатель Государственной думы Вячеслав Володин в ходе заседания в четверг, 17 октября высказал мнение, что в России следует снимать фильмы, пропагандирующие здоровый образ жизни. В качестве примера деструктивного влияния он привел фильм...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?