Главная Культура 00:20 26 Июня 2020 1518
Мы еще увидим «Последний день Помпеи»…

Корреспонденты «Труда» были в числе первых зрителей, что отправились в музеи и театры после самоизоляции

Дарья Ефремова
Фото: © Andreas Arnold, globallookpress.com

С 16 июня Москва объявила об открытии музеев и выставочных залов. Помимо масок-перчаток обязательное условие — наличие электронного билета с точным указанием сеанса. Элемент спонтанности пока исключен. Ну или почти исключен.

После трех месяцев жесткого затворничества первыми открыли двери посетителям Музей Москвы, Музей современного искусства и Мультимедиа Арт Музей. То есть модные арт-площадки с современными художественными лавками и, что немаловажно, неплохими кафе. Также в числе первых оказалось Коломенское — с 16 июня в Большом выставочном зале Дворца царя Алексея Михайловича можно посмотреть экспозицию «Бои за историю», посвященную знаменитому противостоянию самодержца и патриарха Никона.

Во вторую очередь открылись литературные музеи — филиалы Государственного музея истории русской литературы имени В.И. Даля: с 23 июня посетителей принимает Музей Серебряного века (Дом-музей В.Я. Брюсова на проспекте Мира), Дома-музеи Лермонтова, Марины Цветаевой. В этот же вторник открылся Театральный музей имени А.А. Бахрушина. В одном из его филиалов, Музее А.Н. Островского, работает новая выставка, посвященная подвигу советских артистов на фронтах войны. А такие гранды, как Музеи Кремля и Третьяковская галерея, откроются в первых числах июля. В ГМИИ подождут до 10-го. Зато, как обещает директор Марина Лошак, его возвращение из виртуальной жизни в реальную станет настоящим праздником.

Впрочем, оказаться в числе первых посткарантинных посетителей — дело довольно хлопотное. Вы должны зайти на сайт интересующего вас учреждения, заполнить пространную анкету с обязательным указанием электронной почты и пас-портных данных, приобрести электронный билет по банковской карте или посредством «Яндекс.Кошелька» и явиться строго к назначенному времени. Опоздавшим приходит на смартфон вежливое сообщение: «Ваш заказ просрочен».

Строгости объясняются требованием Роспотребнадзора — контролировать количество экскурсантов с помощью регистрации на сеансы, после каждого из которых нужно проводить дезинфекцию. Расчет предельно возможного числа посетителей производится для каждого зала и музея индивидуально.

«Электронный билет имеет определенные плюсы, в том числе для самих музейщиков, — говорит директор Музея Серебряного века Михаил Шапошников. — Мы лучше представляем себе, сколько народу и когда к нам придет. Ведь если человек уже оплатил свой визит, маловероятно, что по дороге он свернет в другую сторону. Но это не значит, что без электронных билетов попасть в музеи теперь невозможно. Правда, пропускная способность у нас очень скромная, до десяти человек в час, но если на какой-то сеанс есть свободные места, мы пропустим. Если нет, предложим подождать. Перчатки, маски — обязательное условие, их мы будем продавать на входе. Сохранится и измерение температуры. Надеемся, с июля начнем проводить экскурсии — сначала по пять человек, потом больше — и постепенно, надеемся, жизнь войдет в привычное русло».

Эту же надежду разделяет директор Мультимедиа Арт Музея Ольга Свиблова: «В апреле мы выпустили серьезные 3D-проекты по выставкам Александра Родченко и Ги Бурдена. Можно было виртуально „подойти“ к каждой работе, нажать мышкой, послушать аудиогид. Получилось занимательно, но никак не сравнимо с живым впечатлением. Онлайн-технологии — скорее дополнение к традиционному экспонированию, а можно даже сказать и резче — в каком-то смысле развлечение. Если речь идет о картине или винтажном фотографическом отпечатке, нужно обязательно смотреть их вживую».

Ну и, конечно, при всем восхищении перед стремительно развивающимися диджитал-технологиями нельзя не признать, что пандемия нанесла музейному делу огромный финансовый ущерб. Гендиректор Музея русского импрессионизма Юлия Петрова без обиняков расценивает нынешнюю ситуацию как форс-мажор и озвучивает цифру потерь — более 8 млн рублей, и это только на текущий момент, а ведь кризис еще не миновал: «Как частный музей мы не получаем финансирования от государства. В прошлом году Музей русского импрессионизма заработал около 40% собственного бюджета. Но тогда не было пандемии: Рассчитываем хотя бы на отсрочку по уплате налогов и страховых взносов, которую правительство обещало представителям сферы культуры. А пока продолжаем работу над выставочными проектами, активно ведем эфиры в социальных сетях, читаем онлайн-лекции:»

Главная проблема, по мнению Юлии Петровой, в том, что пока невозможно спрогнозировать пределы кризиса: когда именно откроют границы, как быстро восстановится поток посетителей и насколько поддадутся коррекции планы этого года.

Выживаемость частных музеев теперь вообще под большим вопросом. Все зависит от «подушки безопасности»: есть ли спонсоры, зарубежные связи, насколько оптимизирован штат, нужно ли платить аренду городу или музей располагается в собственном здании.

Не многим лучше обстоят дела в учреждениях федерального и муниципального значения. Знаете ли вы, что для всех получающих государственное финансирование музеев еще с советских времен (!) действует норма — 19 экскурсий на одного сотрудника в месяц? Ее даже в больших галереях выполнить нелегко, а что уж говорить о камерных экспозициях. Но от соблюдения архаичного правила зависят премии, о которых в нынешней ситуации, видимо, придется просто забыть. Если, конечно, норматив не поменяют...

Картина, как видим, пока не слишком радужная. Но присоединимся к тем, кто приветствует начало возвращения музеев к полноценной публичной работе. В конце концов, от чрезмерного сидения перед монитором портятся глаза. Но науке пока неизвестны случаи, чтобы кто-то испортил себе зрение, внимательно разглядывая «Явление Христа народу» или «Последний день Помпеи» в оригинале.

Фестивальные хиты «Опасная близость» и «Актерище» появились в онлайн-кинотеатрах

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадры с сайта kinopoisk.ru

В Москве прошел фестиваль стриминговых платформ Original+, в котором приняли участие 11 ярких новинок. Гран-при завоевала комедия «Актерище» с Дмитрием Нагиевым в главной роли. А приз «За оригинальное...

Сыгравший главную роль в фильме «Почтарь» актер, можно сказать, его спас

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
За Петровым интересно наблюдать каждую минуту его экранного существования, о его герое интересно размышлять. Кадр с сайта

С фестивального экрана - и сразу в широкий прокат. Такой стремительный путь проделал фильм Андрея Разенкова «Почтарь», который участвовал в программе только что завершившегося Московского международного кинофестиваля. Нынче этот...

Пройдемся по городу на Неве со сборником стихов Николая Заболоцкого

Ирина Смирнова, Санкт-Петербург
Труд
В 1929 г. Николай Заболоцкий снял комнату в Ленинграде на Большой Пушкарской улице, 36, в квартире № 9. Фото: Russian Archives, globallookpress.com

Классика русской поэзии Николая Заболоцкого (1903-1958), выдающегося переводчика не видно и не слышно в сегодняшнем Петербурге. Ни в топонимике, ни в городской скульптуре, ни в каких других популярных...

Более 250 фильмов из 50 стран покажут на Московском международном кинофестивале, который стартует на днях

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадр из фильма «Семейное счастье» с сайта kinopoisk.ru

ММКФ — один из старейших кинофорумов в мире. На протяжении десятилетий фестиваль был для наших зрителей настоящим «окном в мир». Здесь представляли свои ленты Федерико Феллини, Марсель Карне, Анджей...

Телеканал «Россия» завершил показ сериала «Адмирал Кузнецов»

Сергей Беднов
Труд
Кадр с сайта kinopoisk.ru

На подходе еще дюжина проектов о Великой Отечественной. Хотя и так ежегодно появляется немалое количество фильмов о войне. Только чем их больше, тем чаще гложет сомнение: а все ли продюсеры, начиная работу,...

Вахтанговский театр показал на фестивале «Черешневый лес» коллективное сочинение «Солнце Ландау»

Любовь Лебедина
Труд
Байопик в стилистике клипов читается в виде последних известий из жизни гениального физика. Фото: tvoyplanetary/globallookpress.com

В нынешнем году мир отмечает 100-летие квантовой механики. У истоков которой стоял в том числе и Лев Ландау, выдающийся советский физик. Ну и при чем тут сцена? Не скажите! Вахтанговский театр решил показать...

Какие современные фильмы о войне западают в душу

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадр из фильма «Брестская крепость» с сайта

В советское время были созданы сотни картин о подвиге народа в годы Великой Отечественной войны. Среди них такие шедевры, как «Баллада о солдате», «Летят журавли», «А зори здесь тихие»,...

В отличие от персонажа Веры Алентовой из фильма «Москва слезам не верит» у теперешних героинь есть один надежный путь «наверх»

Сергей Беднов
Труд
Катерине Тихомировой приходилось очень несладко

На носу Первомай. Раньше он назывался День международной солидарности трудящихся. В конце 80-х она приказала долго жить, а определение «трудящийся» стало ассоциироваться с нехорошим словом «нищеброд»....

Актер раскрыл «Труду» секрет своей отличной физической формы, а также кое в чем признался насчет работы

Элиза Светлова
Труд
Дмитрий уверяет: он пожилой человек, на ладан дышит. Что-то незаметно. Фото: Анатолий Ломохов, globallookpress.com

Сериал «Санкционер» снимают для телеканала СТС. Кино об олигархе, который попал под санкции, обеднел и вернулся в родной провинциальный городок. В главной роли — Дмитрий Нагиев. Запланировано 17 серий...

Культура 00:06 / 18 Апреля 2025 5542
В десятку!

Топ-10 фильмов, которые нельзя пропустить на ММКФ

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Кадр из к/ф «Семейное счастье». Фото: kinopoisk.ru

Военной драмой «В списках не значился» по роману писателя-фронтовика Бориса Васильева 17 апреля открылся Московский международный кинофестиваль. Он продлится до 24 апреля. В программе киносмотра...

Вряд ли данные строки знакомы Бену Аффлеку, признавшемуся, что он ненавидел костюм Бэтмена

Труд
Фото: DC Entertainment/Zumapress.com, globallookpress.com

Любому зрителю, рожденному в СССР, конечно, памятны эти слова песни из новогодней комедии «Чародеи». Если кто забыл, продолжаются они так: «непринужденно, легко и вальяжно». Вряд ли данные строки знакомы...

Культура 20:01 / 26 Апреля 2025 5190
Не прекрасные няни

Анна Хилькевич уверена: далеко не все няни так прекрасны, как в известном сериале

Труд
По словам Анны, она уже прогнала с полсотни кандидаток. Фото: Наталья Шатохина/news.ru, globallookpress.com

Наверное, в каждой второй мелодраме, идущей на «России» или «Домашнем», милая девушка из провинции устраивается няней к детям богатого холостяка. И, конечно, оказывается сущим ангелом. Но далеко...

Об этом читателям «Труда» рассказала оперная дива Василиса Бержанская

Ульяна Калашникова, Санкт-Петербург
Труд
Василиса Бержанская в опере «Анна Болейн», Немецкая опера (Берлин). Фото: Imago/Martin Müller, globallookpress.com

Творческий график оперной певицы Василисы Бержанской расписан на годы вперед, а ее рабочая неделя может проходить сразу в нескольких странах. Сегодня выступление в Венской опере, завтра — в Ла Скала,...

Московский музей Рахманинова на грани ликвидации

Елена Широян, искусствовед
Труд
Дому 6/2 на Большой Ордынке московские власти нашли другое применение. А Рахманинова попросили на выход с вещами… Фото из открытых источников

«Подыщем классику новый дом, попроще. И вообще, не слишком ли много в Москве музеев? А тут еще частные плодятся. И занимают здания в центре столицы!» Не так ли рассуждают в столичной...

Режиссер хотел избежать сентиментальности, слащавости, и это ему удалось

Анна Чепурнова
Труд
В премьерном спектакле Сирано постоянно ведет бой. Фото с сайта театра «Сатирикон»

В «Сатириконе» Константин Райкин выпустил «Сирано де Бержерака» Ростана. Еще осенью он рассказывал «Труду» про то, что думал об этой постановке давно и что это единственный случай, когда на сцене его театра...

Как маэстро Канторов несет классику в массы

Людмила Безрукова, Санкт-Петербург
Труд
Фото: Heiner Heine/imagebroker.com, globallookpress.com

Концерты классической музыки в многотысячных залах и в дачных садоводствах, выступления в студенческих клубах и Домах творчества, международные фестивали, собирающие аншлаги в России и за рубежом... И все...